Школьная психологическая служба
-
Психолого-педагогическая помощь при освоении навыка чтения 2009
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Для многих детей овладение этим навыком является непреодолимой трудностью. В результате у детей складывается негативное эмоциональное отношение к процессу чтения. Психолого-педагогическая помощь в преодолении вышеперечисленных трудностей представляет собой целостную систему работы.
-
Психологическое занятие с элементами тренинга для администрации ДД (Ю) Т "День администрации" 2009
Цель психологического занятия - создание благоприятного климата в детском коллективе для работы в новом учебном году. Занятие направлено на групповое сплочение, снятие психоэмоционального напряжения, создание позитивного настроя в группе на будущую работу.
-
Технология "Самоопределение личности" 2009
В статье предлагается авторское видение научных и практических аспектов проблемы личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения воспитанников. Автором предпринята попытка связать этапы формирования функций самосознания развивающейся личности с особенностями учебно-воспитательного процесса школы и детского дома.
-
Возможность совмещения профориентационной работы с курсом обучения противостоянию стрессовой ситуации в тренинговой программе 2009
Максимально значимым для подростка является мнение группы сверстников, с которой, для оптимизации и оперативности работы школьного психолога, я предлагаю работать в форме тренинга, включающего помимо профориентационной направленности курс обучения противостоянию стрессовой ситуации, вызванной сдачей экзаменов, окончанием школьного обучения.
-
Методика "Космическое животное" 2009
Методика используется для работы с подростками. Ее можно применять как диагностическую (для индивидуальной и групповой диагностики), арт-терапевтическую (как этап индивидуальной работы с ребенком), при проведении тренинга или тренинговой работы с трудными детьми (агрессивными, тревожными), при проведении психологической игры (тема космоса, космического путешествия, взаимоотношений космических цивилизаций стала очень популярной в тематике игр).
-
Конспект логопедического занятия с группой учащихся 1-го класса по развитию зрительно–пространственного восприятия и буквального гнозиса 2009
В последние пять лет в первый класс всё чаще приходят дети с проблемами зеркального письма. В связи с этим возникла необходимость в проведении коррекционных занятий по развитию зрительно-пространственных представлений (и развитию буквенного гнозиса). Занятие поможет учащимся первых классов закрепить умение сравнивать предметы; давать им характеристику; развить зрительное внимание; создать в своём воображении устойчивые образы; научит выполнять задание по инструкции.
-
Развитие интеллектуальных умений согласования сенсорных и семантических компонентов образа у детей с нарушением зрения 2009
Недостатки зрительной ориентации обедняют представления ребёнка об окружающем мире. В связи с этим нарушается словарно-семантическая сторона речи, наблюдается формализм мышления. Учитывая, что осмысленность восприятия формируется в результате объединения его с речевым мышлением, а системный зрительный образ содержит перцептивный, когнитивный и семантический компоненты, нужно комплексно решать задачи сенсорного и речевого развития. В этом помогут коррекционные игры и пособия.
-
Занятия в 10-м классе в период адаптации "Примиритесь те, кто в ссоре" 2009
В период адаптации часто возникают конфликтные ситуации, потому что приходится приспосабливаться к новым условиям существования, к новым окружающим людям, их требованиям, характерам. Для того чтобы существовать, не причинять вреда себе и окружающим, необходимо уметь выходить из конфликта.
-
Программа психологического сопровождения учащихся специальных (коррекционных) классов VII вида 2009
Программа психологического сопровождения предназначена для учащихся 2—4-х специальных (коррекционных) классов VII вида. Рассчитана на три года обучения (начальная школа) и состоит из четырех основных этапов. Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения. Содержит примерную структуру коррекционно-развивающего занятия, тематический план, а также используемый диагностический инструментарий.
-
Воспитание социально-активной личности (концепция воспитательной системы школы) 2009
Создание концепции развития воспитательной системы школы обусловлено изменениями, происходящими в современном обществе и государстве. Особенно актуально эта для нашей школы, которая всегда была и есть сосредоточением культурной жизни в посёлке Брянка.
-
Психологическое сопровождение специализированного кадетского класса военной подготовки 2009
Программа психологического сопровождения предназначена для учащихся 10-11-х классов военной подготовки. Рассчитана на два года обучения и состоит из двух основных этапов. Этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения. Представлена примерная структура программы, тематический план, используемый диагностический инструментарий, а также обозначены основные направления в работе с педагогами и родителями.
-
Работа психолога с семьей 2009
Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Семья была, есть и остается в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Деятельность родителей, педагогов и психолога в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками.
-
Работа психолога с одаренными детьми 2009
Концепция модернизации российского образования до 2010 года предполагает "ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей", для чего необходима целенаправленная работа. Одним из путей реализации поставленной цели является работа с одаренными детьми.
-
Классный час "Конфликты и пути их решения" 2009
Данная работа посвящена изучению конфликтных ситуаций в жизни человека. Жизнь человека представляет собой постоянный переход от одного конфликта к другому. Это и неудивительно, потому что на каждом шагу нас подстерегают разнообразного рода противоречия: бытовые, профессиональные, личные и межличностные. В процессе такого движения осуществляется личностное развитие, развиваются и совершенствуются межличностные отношения, появляются новые пути решения проблем.
-
Конструктивное поведение в конфликтной ситуации (родительское собрание) 2009
Родительское собрание с элементами тренинга с целью показать возможности конструктивного решения конфликтных ситуаций.
-
Неделя психологии как одна из форм психологического просвещения в школе 2009
Одно из направлений в работе школьного психолога – психологическое просвещение. Неделя психологии, ставшая традиционной в Кировской средней школе, позволяет решать задачи психологического просвещения в системе «Учитель – ученик – родители». Тематические недели стали неотъемлемой частью в жизни школы. Автор делится опытом проведения Недели психологии и предлагает свой вариант коллегам.
-
Интегрированный урок (литература + психология) "Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Актуальность урока заключается в формировании у подростков интереса к чтению классической литературы через сопоставление отношений отцов и детей в XIX веке и отношений современных подростков и родителей. Знания из области психологии, полученные на уроке, помогут школьникам разобраться в характерах героев, выяснить, преодолима ли пропасть между отцами и детьми, понять, что бояться надо не конфликтов, а неумения и нежелания их решать.
-
Внеклассное мероприятие "Здоровье ребенка" 2009
В рамках проекта "Здоровье одного - здоровье нации" наша школа уделяет большое внимание вопросу сохранения детского здоровья. Это проведение на уроках оздоровительной гимнастики, минутки отдыха для души и тела, введение дополнительного 3-го часа здоровья, работа кабинета лечебной физкультуры и медицинского кабинета, проведение Дней профилактики и здоровья, также многочисленные спортивные соревнования и праздники.
-
Изучение детско-родительских отношений и их влияние на эмоциональное благополучие подростка 2009
Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на жизнь наиболее очевидно. Для него характерны эмоциональная неустойчивость и чувствительность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения со взрослыми. Как влияет семьи на эмоциональное благополучие подростка? На этот вопрос мы попытались ответить в нашей работе.
-
Развитие адаптивных навыков младших школьников в социально–психологических условиях школьной среды 2009
В связи с обозначившимися проблемами психологом был составлен курс адаптационных занятий, предполагающий оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в процессе адаптации в социально-психологических условиях школьной среды. В ходе занятий учащиеся могут разобраться и справиться с причинами своих неудач, возникших на определенном возрастном школьном этапе.
-
Некоторые результаты исследований в профессиональном самоопределении старшеклассников 2009
Помощь школьнику в профессиональном самоопределении - это задача не только родителей, но и школы. Каждое учебное заведение в этом вопросе выбирает свою стратегию, в зависимости от материальной базы, творческого потенциала и мотивации на помощь молодому поколению. Правильный выбор жизненного пути выпускником - качественный показатель работы коллектива единомышленников. Сетевая модель - один из способов работы учебных заведений по профессиональному самоопределению учащихся.
-
Мультимедийная презентация и тезисы к занятиям "Психологические особенности подросткового возраста" 2009
Подростковый возраст - этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Как и любой другой возраст, он имеет ведущий вид деятельности, особенности и новообразования. Закономерности возраста диктуют ряд специфичных особенностей поведения, которые необходимо учитывать при взаимодействии с подростком. Данное занятие может быть составной частью семинара для классных руководителей, социальных педагогов школ.
-
Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология) 2009
На представленном уроке поднимается тема, актуальная для учащихся старших классов, - тема судьбы. В ходе урока решается вопрос, что же влияет на судьбу человека. Данная проблема рассматривается с точки зрения литературы и психологии на примере судьбы известного русского поэта Э.Асадова и главного героя рассказа М.Шолохова "Судьба человека" - Андрея Соколова.
-
Психологический тренинг для молодых специалистов ОУ 2009
Традиционный цикл тренинговых занятий для молодых учителей проводится в целях обеспечения комфортной адаптации в школе учителей-предметников и организации более близкого знакомства молодых специалистов с членами педагогического коллектива, с педагогом-психологом образовательного учреждения. Апробированный неоднократно, тренинг положительно зарекомендовал себя в практической деятельности психологической службы.
-
Родительское собрание в 1-м классе 2009
Дошкольник становится учеником. В статье поднимаются вопросы физиологического, нравственного и психического развития, проблемы адаптации первоклассников к школе, создание благоприятного психологического климата в семье и школе, система взаимоотношений в школе, роль учителя в системе обучения и воспитания первоклассников.
-
Разработка урока "Внимание. Свойства внимания" 2009
Урок разработан в рамках элективного курса для старшеклассников "Технология. Моя профессиональная карьера". Он может быть использован как педагогами, так и школьными психологами при изучении познавательных процессов.
-
Методическое обоснование курса "Военная психология" 2009
При моделировании учебно-воспитательной системы важно предусмотреть в ней такие компоненты, которые будут способствовать формированию у обучающихся ценностных ориентаций, присущих гражданину-патриоту.
-
Психологический запрос 2009
Психолог, приступая к решению консультативных задач, начинает с психологического запроса. Запрос – это просьба предоставить конкретную форму психологической помощи, мотивированное определенным образом обращение или постановка проблемы, которую человек хочет решить вместе с психологом. Существуют различные подходы к классификации психологических проблем. Выделяют проблемы личностные, педагогические, коммуникативные, возрастные, пограничные.
-
Опыт применения метода терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно в целях коррекции детско-родительских отношений 2009
Возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности ребенка в семье, а с другой - все, что ограничивает социальный опыт ребенка, заставляя его всецело ориентироваться на семью. Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.
-
Педагогические зарисовки 2009
Родители и учащиеся часто обращаются за консультацией к психологу: их беспокоят конфликты, которые возникают в школе. Конфликты можно отнести к категории педагогических, когда они связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения. В «Педагогических зарисовках» предложены реальные случаи из практики, показаны педагогические и психологические приёмы выхода из ситуаций.