Содержание:
- Пояснительная записка
- Методика проведения
- Анализ данного мероприятия
- Приложение
Пояснительная записка
Данное мероприятие должно проводиться обязательно в присутствии педагога-психолога данного учебного заведения, либо людьми, имеющими базовое психологическое образование и заранее подготовленными.
Для успешного проведения потребуется большой объем предварительной работы исследовательского характера: социологический опрос населения, учащихся данного учреждения и их родителей. Именно личная заинтересованность каждого участника встречи сделает диспут динамичным, результативным. Ведущим (лучше если их будет трое: психолог, девушка, юноша) необходимо начать данный диспут с освещения проблемы из литературных источников, а также предоставить данные социологических исследований, как в рамках данного учебного заведения, так и вне его стен. В данном случае исследования были направлены на изучение уровня психологического комфорта детей в семьях, взаимопонимания и наличие конфликтов в отношениях с взрослыми.
Сложность проведения этого нетрадиционного собрания заключается в том, что оно проводится совместно с детьми и затрагивает темы, которые в обыденной жизни вызывают конфликты отцов и детей.
Очень важно не допустить разгорания споров и перехода в словесную перепалку с обидными высказываниями в адрес обеих сторон. Для этого необходим психологический настрой участников, их знакомство с правилами поведения во время диспута.
В моменты, когда напряженность участников становится выше нормы, нужно применить приемы психологической разгрузки: попросить о молчании и включить на 1,5-2 минуты тихую, спокойную музыку, либо зажечь свечи и молча полюбоваться пламенем, применить шутку, рассказать историю и т.д.
В начале диспута нужно подобрать такие вопросы, взгляд на которые у детей и взрослых может совпадать и тем самым как можно быстрее начать слияние двух аудиторий взрослой и детской (если взрослый или ребенок разделяет мнение противоположной стороны, то он должен занять там свое место). Визуальные изменения приведут участников к нужному выводу: мы не два разных полюса, а две половинки одного целого!
Тема: «Отцы и дети»
Цель: Развивать чувство эмпатии и толерантности у всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- Учить подростков выслушивать мнения старших и делать собственные умозаключения по поводу услышанного.
- Формировать умение подростков высказывать в тактичной форме свои замечания, советы в адрес родителей и учителей.
- Помочь взрослым осознать главные проблемы взаимопонимания с детьми и сделать воспитательный процесс личностно-ориентированным.
Оборудование: большой экран, магнитофон, видеопроектор, столик с подсвечником и тремя свечами, карточки(?) (!), стулья (расставлены в два ряда друг против друга) по количеству учащихся.
Приглашенные: родители, учащиеся 7-9 классов, классные руководители, другие взрослые и дети.
Ведущий: Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях. Что происходит с ним? В наше время подросток остается один на один со своими проблемами, сопровождающими взросление. Помочь ему может только семья. Достаточно ли нашим детям нашего понимания, внимания? Как они оценивают психологический комфорт в наших семьях, доверятся ли нам?...
На большом экране статистика (учащиеся 7-9 классов):
Взаимоотношения с родителями:
- Доверительные- 12%
- дружеские, без полного доверия тайн —33%
- Конфликтные —43%
- «Похожие на бокс»- 12%
Часто ли бывают конфликты:
- Да- 49%
- Нет- 31%
- Бывают, но быстро находим компромисс — 20%
Причины конфликтов:
- Недостаток понимания — 56%
- Плохое поведение — 12%
- Плохая учеба — 18%
- Предательство и обман- 14%
Анкетный опрос родителей показал:
Все родители отмечают резкие изменения в своем ребенке, нарастание трудностей в общении, в частности — появление скрытности, негативизма, конфликтности, эмоциональной неуравновешенности, острого отстаивания своих прав при нежелании выполнять элементарные обязанности.
Что же мы видим?... Подростки в то же время кричат от боли непонимания их взрослыми, страдают от одиночества и одновременно стремятся к нему; мечтают выговориться и крепко охраняют свой внутренний мир от вторжения.
Зачитываются выдержки из писем подростков в «Почту доверия».
«Все просто. Родители нас не понимают, закрывают глаза на наши желания. Они же знают про нас все наперед, доказывать им что-то бесполезно. Как им объяснить, что я тоже имею право на свою жизнь, что не нужно контролировать каждый мой шаг. Я, может быть, сам знаю, что для меня лучше». Стас, 14 лет.
«Между мной и отцом стена. А можно еще натянуть колючую проволоку. Он считает, что заботится обо мне . Да, мама и он покупают мне кучу всего и вечно лазят в мой рюкзак, но весь интерес отца ко мне — это посмотреть дневник и спросить «Ну, как дела?». «Оставьте меня в покое», - ежедневно я говорю им. А они говорят, что я грублю им и хамлю. В общем, они держат меня на поводке». Марина, 14 лет.
На большом экране показываются фрагменты интервью с подростками и родителями на тему: «Проблемы взаимопонимания» (дальнейшее обсуждение услышанного, увиденного.)
Ведущий: Главное- это понять и принять изменения, происходящие в подростке. Родители же, наоборот, часто не понимают своего ребенка, из этого может вытекать стремление сохранить за ним строгий контроль или «повернуть развитие» вспять. Иногда можно заметить отвержение родителями новых качеств подростка и желание вернуть старые детские: послушание, ласковость и пр.
Что в этих случаях может посоветовать психолог?
Психолог: Постарайтесь встать на место ребенка и понять их переживания, подростки же должны попытаться понять поведение, взгляды взрослых. Для этого мы сегодня и собрались. Проблема отцов и детей существовала всегда, но такие ли мы уж разные? Два разных полюса или половинки одного целого?
Предлагаем обсудить следующие вопросы:
- Мода
- Современные ритмы и мелодии.
- Вечерние прогулки
- Запреты
- Вмешательство родителей в школьные конфликты детей.
- По запросу сторон.
Предлагаем во время дискуссии соблюдать правила:
- Выслушивать выступающего до конца.
- Поднимать карточки «вопрос к выступающему», «высказывание по поводу услышанного» и выступать после разрешения ведущего.
- Не критиковать выступающего, а высказывать свое мнение.
- Не обязательно, рассказывая историю, называть имя действующего лица.
- Если вы принимаете точку зрения противоположной стороны или частично ее разделяете, то необходимо переставить свою стул к другой аудитории.
В результате дискуссий из сидящих должен получиться полукруг (слияние двух половинок). Визуальные изменения необходимо отметить выводом о том, что мы едины в своих стремлениях: понять друг друга и помочь самым близким и дорогим людям.
В заключение мероприятия провести рефлексию:
- Трудно ли было рассказывать о себе, почему?
- Что нового вы узнали?
- Какие чувства вы испытываете в данный момент?
- Какие пожелания вы хотели бы высказать в адрес ведущих, выступающих?
Огромное спасибо всем!
Анализ проведенного мероприятия:
Удалось привлечь внимание большого количества взрослых и детей -57 человек. Дальнейшая рефлексия показала, что данное мероприятие очень понравилось родителям и появилось желание продолжить подобные встречи. Результатом собрания явились положительные эмоции детей, воодушевленно рассказывающих дома о встрече. Отмечается рост количества выступающих детей, грамотность речи, тактичное поведение, в сравнении с ранее проведенными тренинговыми занятиями. Дальнейшие встречи необходимо готовить с освещением статистических данных различных тематических опросов, как и в данном мероприятии. Именно эта работа была высоко оценена родителями и классными руководителями.
Не удалось: привлечь внимание большего количества учителей , 100% обеспечить явку родительского коллектива, добиться более полного откровения выступающих. Привлечь к дискуссии большего количества юношей (выступающих было лишь трое). Присутствовало всего 5 пап.
Литература
- Газета «Школьный психолог» №1-3 , 2008 год.
- А. Нефедова «Работа с родителями», Ярославль 2005 г.
- Анкета, методика проведения являются авторскими.