Цели:
- развивать психические функции:
пространственное восприятие, пространственное представление, зрительное и слуховое восприятие;
зрительную и слухоречевую память;
фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез;
произвольное внимание и сукцессивные способности; - совершенствовать графомоторные навыки, мелкую моторику, зрительно-моторные
- координации;
- формировать навык чтения; эмоционально-положительное отношение к процессу чтения, интерес к чтению.
Оборудование: тетради в клетку, геометрические фигуры для каждого ученика: треугольник – красный, жёлтый, зелёный, синий; круг – жёлтый, зелёный; квадрат – зелёный, красный, синий; прямоугольник – зелёный; зашумленный рисунок с изображением транспорта; изографы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Моё настроение»
Логопед предлагает детям нарисовать “мордашки”, на которых изобразить свое настроение утром и сейчас.
2. Развитие зрительно-моторной координации.
Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку логопеда.
- 2 клетки наискосок вправо вверх
- 3 клетки вправо
- 8 клетки наискосок вправо вверх
- 2 клетки вправо
- 3 клетки наискосок влево вниз
- 3 клетки вправо
- 2 клетки наискосок вправо вверх 2 клетки вниз
- 2 клетки наискосок влево вниз
- 3 клетки влево
- 3 клетки наискосок вправо вниз
- 2 клетки влево
- 3 клетки наискосок влево вверх
- 5 клеток влево (самолёт)
3. Упражнения на координацию рук.
- Упражнение: «кулак-ребро-ладонь». Детям предлагается выполнить последовательно три движения рукой: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.
- Упражнение: «ухо-нос». С хлопком менять руки накрест, одной держать себя за нос, другой за ухо.
4. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия.
А) работа с изографами.
Отгадай загадки по лексической теме «Транспорт» и найди отгадки. Слова могут располагаться в любом направлении и даже вдоль ломаной линии, но не пересекаться.
-
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. -
Винт раскручу –
В небеса улечу. -
Ни о чём не беспокоясь,
Под землёй несёт нас поезд. -
Какой железной птице
В небо нужно взвиться? -
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. -
Два колеса, мотор.
Вперёд нас конь железный понесёт. -
Провода над ним висят.
В них его-то сила вся.
Он рогами их коснётся
И по улице несётся. -
Резиновые лапы,
Железные латы.
В нём папа
Едет куда-то. -
Педали, руль, два колеса –
Я управляю этим сам. -
Он не троллейбус, не трамвай,
А пассажиров возит.
Его скорее называй –
Тебя мы очень просим.
Б) работа с «зашумленными изображениями».
Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть изображение и назвать все, что нарисовано.
Логопед: Давайте вспомним все виды транспорта. (наземный, воздушный, водный и подземный).
– Приведите примеры каждого из видов транспорт.
5. Воспроизведение последовательности слов в предложении.
Произнести скороговорку.
Корабль лавировал,
лавировал, лавировал,
Лавировал, лавировал,
Да не вылавировал.
Физминутка
Упражнения для снятия утомления:
Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд).
6. Коррекция навыка чтения.
Составление предложений из слов, написанных на отдельных карточках, изменяя их по смыслу.
- Машина, ехать, по, городской, улица.
- Пассажир, брать, билет, у, кондуктор, в, автобус.
Чтение составленных предложений обычным способом и, наоборот, по буквам.
7. Развитие пространственных представлений.
Усвоение понятий: «справа», «слева», «над», «под», «перед», «после», «выше», «ниже». Дети на партах последовательно выкладывают цветные геометрические фигуры по речевой инструкции логопеда в соответствии с понятиями.
– Положите перед собой красный треугольник, справа от него положите жёлтый треугольник, слева-зеленый треугольник. Над красным треугольником положите желтый круг, под красным треугольником – зеленый квадрат. Перед зеленым прямоугольником положите красный квадрат, после желтого треугольника – зеленый круг. Выше зеленого круга положите синий квадрат, а ниже зеленого прямоугольника – синий треугольник.
По вопросам логопеда дети рассказывают, где находится та или иная фигура по отношению к другим геометрическим фигурам (вербализация понятий).
8. Коррекция навыка чтения.
- Чтение отрывка, наоборот, по словам.
Дзеоп лидоху ьнечо ондзоп, от ьзовкс еынрёч анко куЧ и кеГ ирп едзеъто огечин огонсеретни ен иледиву. зереЧ еонженс еонрозу онко аногав кеГ ледиву унул, ад юукат юунморго, йокак в евксоМ и ен теавыб. И адгот но лишер, отч дзеоп ежу ястичм оп микосывмарог, адукто од ынул ежилб.
– О чем прочитали?
- Чтение обычным способом с использованием динамического окна (вырезается окошко из картона на две буквы и читается).
Поезд уходил очень поздно, то сквозь чёрные окна Чук и Гек при отъезде ничего интересного не увидели. Через снежное узорное окно вагона Гек увидел луну, да такую огромную, какой в Москве и не бывает. И тогда он решил, что поезд уже мчится по высоким горам, откуда до луны ближе.
9. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Неполные слова». Каждому ученику выдается листок с написанными словами, в которых пропущены одна или несколько букв. Ученик должен вставить эти буквы.
Ркета, парвз, маина, автбус, поед, трктр, травай, теповз, крабль, ветолет, лода, самолт.
10. Итог.
Игра «Моё настроение».
– Нарисуйте “мордашку” с настроением после занятия.