Конспект коррекционно–логопедического занятия по теме "Коррекция навыка чтения по лексической теме «Транспорт»"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цели:

  • развивать психические функции:
    пространственное восприятие, пространственное представление, зрительное и слуховое восприятие;
    зрительную и слухоречевую память;
    фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез;
    произвольное внимание и сукцессивные способности;
  • совершенствовать графомоторные навыки, мелкую моторику, зрительно-моторные
  • координации;
  • формировать навык чтения; эмоционально-положительное отношение к процессу чтения, интерес к чтению.

Оборудование: тетради в клетку, геометрические фигуры для каждого ученика: треугольник – красный, жёлтый, зелёный, синий; круг – жёлтый, зелёный; квадрат – зелёный, красный, синий; прямоугольник – зелёный; зашумленный рисунок с изображением транспорта; изографы. 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Моё настроение»

Логопед предлагает детям нарисовать “мордашки”, на которых изобразить свое настроение утром и сейчас.

2. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку логопеда.

  • 2 клетки наискосок вправо вверх
  • 3 клетки вправо
  • 8 клетки наискосок вправо вверх
  • 2 клетки вправо
  • 3 клетки наискосок влево вниз
  • 3 клетки вправо
  • 2 клетки наискосок вправо вверх 2 клетки вниз
  • 2 клетки наискосок влево вниз
  • 3 клетки влево
  • 3 клетки наискосок вправо вниз
  • 2 клетки влево
  • 3 клетки наискосок влево вверх
  • 5 клеток влево (самолёт)

3. Упражнения на координацию рук.

  • Упражнение: «кулак-ребро-ладонь». Детям предлагается выполнить последовательно три движения рукой: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.
  • Упражнение: «ухо-нос». С хлопком менять руки накрест, одной держать себя за нос, другой за ухо.

4. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия.

А) работа с изографами.

Отгадай загадки по лексической теме «Транспорт» и найди отгадки. Слова могут располагаться в любом направлении и даже вдоль ломаной линии, но не пересекаться.

  1. Спозаранку за окошком
    Стук, и звон, и кутерьма.
    По прямым стальным дорожкам
    Ходят красные дома.

  2. Винт раскручу –
    В небеса улечу.

  3. Ни о чём не беспокоясь,
    Под землёй несёт нас поезд.

  4. Какой железной птице
    В небо нужно взвиться?

  5. В поле лестница лежит,
    Дом по лестнице бежит.

  6. Два колеса, мотор.
    Вперёд нас конь железный понесёт.

  7. Провода над ним висят.
    В них его-то сила вся.
    Он рогами их коснётся
    И по улице несётся.

  8. Резиновые лапы,
    Железные латы.
    В нём папа
    Едет куда-то.

  9. Педали, руль, два колеса –
    Я управляю этим сам.

  10. Он не троллейбус, не трамвай,
    А пассажиров возит.
    Его скорее называй –
    Тебя мы очень просим.

Б) работа с «зашумленными изображениями».

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть изображение и назвать все, что нарисовано.

Логопед: Давайте вспомним все виды транспорта. (наземный, воздушный, водный и подземный).

– Приведите примеры каждого из видов транспорт.

5. Воспроизведение последовательности слов в предложении.

Произнести скороговорку.

Корабль лавировал,
лавировал, лавировал,
Лавировал, лавировал,
Да не вылавировал.

Физминутка

Упражнения для снятия утомления:

Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд).

6. Коррекция навыка чтения.

Составление предложений из слов, написанных на отдельных карточках, изменяя их по смыслу.

  • Машина, ехать, по, городской, улица.
  • Пассажир, брать, билет, у, кондуктор, в, автобус.

Чтение составленных предложений обычным способом и, наоборот, по буквам.

7. Развитие пространственных представлений.

Усвоение понятий: «справа», «слева», «над», «под», «перед», «после», «выше», «ниже». Дети на партах последовательно выкладывают цветные геометрические фигуры по речевой инструкции логопеда в соответствии с понятиями.

– Положите перед собой красный треугольник, справа от него положите жёлтый треугольник, слева-зеленый треугольник. Над красным треугольником положите желтый круг, под красным треугольником – зеленый квадрат. Перед зеленым прямоугольником положите красный квадрат, после желтого треугольника – зеленый круг. Выше зеленого круга положите синий квадрат, а ниже зеленого прямоугольника – синий треугольник.

По вопросам логопеда дети рассказывают, где находится та или иная фигура по отношению к другим геометрическим фигурам (вербализация понятий).

8. Коррекция навыка чтения.

  • Чтение отрывка, наоборот, по словам.

Дзеоп лидоху ьнечо ондзоп, от ьзовкс еынрёч анко куЧ и кеГ ирп едзеъто огечин огонсеретни ен иледиву. зереЧ еонженс еонрозу онко аногав кеГ ледиву унул, ад юукат юунморго, йокак в евксоМ и ен теавыб. И адгот но лишер, отч дзеоп ежу ястичм оп микосывмарог, адукто од ынул ежилб.

– О чем прочитали?

  • Чтение обычным способом с использованием динамического окна (вырезается окошко из картона на две буквы и читается).

Поезд уходил очень поздно, то сквозь чёрные окна Чук и Гек при отъезде ничего интересного не увидели. Через снежное узорное окно вагона Гек увидел луну, да такую огромную, какой в Москве и не бывает. И тогда он решил, что поезд уже мчится по высоким горам, откуда до луны ближе.

9. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

Задание «Неполные слова». Каждому ученику выдается листок с написанными словами, в которых пропущены одна или несколько букв. Ученик должен вставить эти буквы.

Ркета, парвз, маина, автбус, поед, трктр, травай, теповз, крабль, ветолет, лода, самолт.

10. Итог.

Игра «Моё настроение».

– Нарисуйте “мордашку” с настроением после занятия.