Статья "Я не умею рисовать"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


К сожалению, я не умею рисовать. Когда в далёкие советские времена я училась в школе, то на уроках изобразительного искусства всегда испытывала чувство тревоги, вины и стыда от того, что при помощи карандаша не могла перенести на бумагу необходимые образы. Дома, когда никто не мог видеть мою «мазню» я пыталась нарисовать требуемое, но у меня ничего не получалось. Лист мялся и выбрасывался в мусорное ведро. Рисунок сдавать нужно, а альбомный лист пустой. И тогда мальчишки в классе придумали замечательный выход из положения. Одноклассники по очереди рисовали в моём альбоме простым карандашом наброски рисунков, а мне оставалось только всё раскрасить. Благодаря такой «научной организации труда» я на отлично окончить курс обучения рисованию и в аттестате о среднем образовании у меня красуется «5».

Рисовать я не умею по сегодняшний день, однако такое желание есть. Может быть по этому в свое работе я пытаюсь использовать методы арт-терапии, чтобы дать возможность детям выйти за рамки условностей, предъявляемых окружающими.

Невербальные средства зачастую являются единственно возможными для выражения и прояснения эмоционального состояния.

По словам Н. Роджерс, «когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения».

Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе – личность, стремя­щаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

Внутреннее "Я" человека проявляется в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно

рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний.

В арт-терапии используются элементарные художественные средства и не требуется предыдущего опыта в рисовании.

Участники арт-терапевтического процесса передвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими.

Условия использования арт-терапевтических методов в работе психолога.

  • Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).
  • Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).
  • Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).
  • Креативность.

Сам процесс спонтанного творчества.

Стадии терапевтического процесса:

  • воспроизведение (вспоминание событий и воспроизведение информации);
  • припоминание – когнитивный образ (знаю, что...);
  • реконструкция (эмоциональная включенность в творческий процесс, в воспоминания; эмоциональное переживание);
  • повторное переживание (эмоциональное выражение прошлых событий);
  • разрешение (сила, доверие, совладание, установление связей между существующей проблемой и другими событиями).

Структура занятия. Основные процедуры.

(Этапы названы условно. Их количество может варьировать в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.)

  • Настрой («разогрев»).
  • Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
  • Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы).
  • Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации).
  • Коллективная работа (театрализация, ритуальная драматизация) или работа в парах; малых группах.
  • Заключительный этап. Рефлексивный анализ.

Специфические особенности арт-терапии.

  • Моменты изобразительного творчества и восприятия разнесены во времени.
  • Рисунок отчужден от его автора.
  • В драма-, музыкальной терапии сам автор одновременно является творцом художественного продукта и самим художественным продуктом.
  • Смена ролей: автор рисунка —> наблюдатель —> новое состояние личности
    – трансформация художественного продукта
    – сопереживание
    – сотворчество.

Многие арт-терапевтические упражнения построены на приемах визуализации с закрытыми глазами. Предлагая такую инструкцию, следует иметь в виду различия в психологических типах участников. По данным Р. Ассаджиоли, экстравертированным людям проще воображать с закрытыми глазами, потому что открытые глаза сразу же начинают непроизвольно искать какой-нибудь внешний объект. Следовательно, именно закрытые глаза помогают экстравертам «повернуть» собственное внимание в «сторону» внутреннего мира. Интроверты, напротив, сталкиваются с большими проблемами, закрывая глаза, поскольку их интерес и без того направлен вовнутрь, а разнообразные «внутренние» картины и прочие психические процессы вытесняют из головы объект визуализации.

Урок и арт-терапия.

  1. Не совпадают приоритетные цели. Главное на уроках рисования - научить школьника основам изобразительной деятельности. Присутствует нормативная отметка знаний, умений для данного возрастного периода.
    На арт-терапевтических занятиях основные цели – психотерапевтическая и коррекционная в сочетании с косвенной диагностикой. Отметки за работу не ставятся. Не применяются также оценочные суждения в плане: красиво – некрасиво, похоже – непохоже, правильно – неправильно.
    Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности.
  2. На уроках содержание и порядок деятельности учащихся задается и строго контролируется учителем.
    Арт-терапия, напротив, предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. Так, участники определяют замысел, форму, композиционное, цветовое и тональное решение, изобразительные материалы по своему желанию в соответствии с выбранной темой, самостоятельно контролируют последовательность действий и работу в целом. За каждым человеком остается право выбирать меру участия в групповом взаимодействии.
    Важно не интерпретировать рисунки детей и не оцени­вать их поступки, предоставлять право на молчание и право выбора.
  3. Отличается стиль общения, методы и приемы воспитательного взаимодействия. Психолог (педагог) на арт-терапевтических занятиях – равноправный партнер, «фасилитатор», по К. Роджерсу, (англ. facilitate – облегчать, продвигать).
    Арт-терапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения.
    Вмешательство руководителя в творчество группы нередко снижает терапевтический эффект занятия, особенно в случае авторитарного стиля взаимодействия.
  4. Основные частные принципы арт-терапевтического взаимодействия созвучны гуманистической теории конгруэнтной коммуникации (Д. Джайнотт и другие).
    • Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ “Я”.
    • Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка.
    • Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.
    • Не применять негативных оценочных суждений, “ярлыков”, отрицательного программирования.
    • Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.
    • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от содержания, формы, качества.

Правила для специалиста по арт-терапии.

  1. В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждения.

    Участник арт-терапевтического занятия (ребенок, подросток, взрослый):

    • может выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе;
    • вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения («включенность» в групповую коммуникацию во многом определяется этикой и мастерством психолога);
    • имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
  2. Принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида.
  3. Принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

В данной работе я попыталась представить некоторые арт-терапевтические методы, направленные на возможность каждому оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с другими участниками группы, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

Литература.

  1. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. – Alien Art Studio, 1997. – www.ipk.alien.ru/copyright.html.
  2. Лебедева Л.Д. Теоретические основы арт-терапии подростка. – www.ipk.alien.ru/copyright.html.
  3. Стебнёва Н., Королёва Н. Путь к успеху. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Газета «Школьный психолог». №12, 2003.

Психологическое занятие «Круг помощи» – Приложение 1, презентация – Приложение 2.