Период адаптации учащихся к условиям основной школы, включающий период обучения в 5–6-х классах, требует особого внимания со стороны педагогов, психологов, родителей, т.к. связан с рядом объективных причин:
- возрастные изменения детского организма;
- изменение межличностных отношений в детских коллективах, связанные возрастным кризисом переходного возраста, а также, нередко, и с изменениями в составе классных коллективов;
- родители, в основном, меньше внимания уделяют контролю и помощи по учебе, считая их достаточно самостоятельными;
- повышается уровень школьной тревожности в связи с изменением условий обучения и т.д.
Реализация на практике принципа преемственности в процессе обучения и воспитания обеспечивает их успешность на всех этапах.
Цель программы: реализация на практике принципа преемственности в процессе обучения и воспитания.
Задачи:
- Подготовить психологически учащихся 4-го класса к переходу на следующую ступень образования.
- Создать оптимальные условия в период адаптации учащихся к новым условиям обучения.
- Осуществлять мониторинг развития учащихся с целью выявления и предупреждения кризисов.
- Повышать психолого-педагогическую грамотность учителей и родителей.
Направление деятельности |
Мероприятия |
Адресат |
Ответственные |
Диагностика |
Определение уровня обученности учащихся 4 класса |
Учащиеся 4-го класса |
Педагоги старшего и среднего звена |
Определение уровня школьной тревожности |
Учащиеся 4, 5 и 6-го классов |
Педагог-психолог |
|
Изучение уровня самооценки |
4, 5, 6-й классы |
Психолог |
|
Изучение типов темперамента |
4-й класс |
Педагог-психолог |
|
Изучение семейно ситуации с помощью рисуночных проб |
4-й класс |
Психолог |
|
Изучение уровня сформированности учебной мотивации |
4, 5, 6-й классы |
Психолог |
|
Контрольная работа по родному языку «Что я жду от 5-го класса» |
Учащиеся 4-го класса |
Педагог-психолог, учитель родного языка |
|
Рисуночная проба «Впереди у нас – 5-й класс!» |
Учащиеся 4-го класса |
Педагог-психолог, классные руководители |
|
Изучение интересов и склонностей учащихся |
4–5-й класс |
Психолог, классный руководитель, учителя-предметники |
|
Изучение учебных предпочтений с помощью методики «Урок глазами ученика» |
4–5-й класс |
Психолог |
|
Диагностическая игра «Коллективный рисунок дерева» |
4-й и 5-й класс |
Психолог |
|
«Как рассадить детей за парты» классный час |
5-й класс |
Классный руководитель |
|
Изучение динамики развития познавательной сферы личности учащихся |
В течение всего периода обучения |
Психолог |
|
Коррекционно-развивающая работа |
Диагностическая психологическая игра «Впереди у нас – 5-й класс!» |
Учащиеся 4-го класса |
Педагог-психолог, классный руководитель |
Экскурсия по кабинетам основной школы |
Учащиеся 4-го класса |
Педагоги-психологи, классный руководитель |
|
«Ничейная земля» первый классный час в пятом классе |
Учащиеся 5-го класса |
Психолог, классный руководитель 5-го класса |
|
Классный час «Как рассадить детей за парты» |
5-й класс |
Классный руководитель 5-го класса, психолог |
|
Игра «Посвящение в пятиклассники» |
Учащиеся 5-го класса |
Психолог, классный руководитель 5-го класса |
|
Деловая игра «Лидер» |
5-й класс |
Психолог, классный руководитель 5-го класса |
|
Классный час «Путешествие в город Этикет» (см. приложение 1 и приложение 2) |
5-й класс |
Классный руководитель 5-го класса, психолог |
|
Альбом-эстафета «Наш класс» |
5-й класс |
Классный руководитель |
|
Классный день рождения |
5-й класс |
Классный руководитель |
|
«Мы живем на одном этаже» – классный час в гостях у шефов (см. приложение 3) |
Учащиеся 5-го и 10-го классов |
Классный руководитель 10-го класса |
|
Консультативно-просветительская работа |
Лекция для родителей пятиклассников «Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка» (см. приложение 4) |
Педагог-психолог |
|
Лекция для родителей «Роль семьи в формировании учебной мотивации пятиклассников» |
Педагог-психолог |
||
Лекторий для педагогов |
Педагог-психолог |
||
Организационно-методическая работа |
Взаимные посещения младшего и среднего звена уроков, внеклассных мероприятий с целью знакомства с учащимися, наблюдения в различных ситуациях, изучения методического опыта коллег |
|
|
Психолого-педагогический консилиум «Особенности адаптации учащихся 5-го класса к условиям основной школы» |
Заместитель директора по УВР, педагоги-предметники, педагог-психолог |
||
Методический совет «Об уровне психолого-образовательной готовности учащихся 4-го класса к переходу в основную школу» |
Директор, заместитель директора по УВР, педагоги-предметники, педагог-психолог |