В связи с новыми требованиями реформируемого общества, профессиональное образование, как и вся система непрерывного образования, несомненно, нуждается в психологическом обеспечении и поддержке, так как это позволит прогнозировать пути профессионального развития будущих специалистов, будет способствовать созданию и внедрению в учебно-образовательный процесс личностно-ориентированных программ, а также даст возможность систематически осуществлять мониторинг профессионализации и социализации учащихся («обеспечение» – создание необходимых условий для осуществления чего-либо; гарантия надежности, прочности).
Психологическое обеспечение представляет собой помощь в интериоризации общих факторов социализации и саморазвития личности с одновременной мобилизацией, обогащением уже существующих внутренних факторов. Этот процесс должен продолжаться до тех пор, пока индивид не достигнет уровня самодостаточности. Кроме того, психологическое обеспечение должно быть долговременным побудителем реакции накопления учащимися позитивных потенциалов саморазвития. Это позволит им успешно развиваться в личностно-профессиональном плане, даже после прерывания психологического обеспечения. Поэтому последнее можно рассматривать как стратегическое средство образовательного процесса, так как оно обеспечивает ориентированность всего педагогического коллектива учебного заведения на конечный результат.
Если стратегия указывает на конечный результат, то тактика выявляет результативность отдельных актов психологического обеспечения. В деятельности психолога это может проявляться в построении стратегических целей и задач применительно к ситуации, с учетом личностных особенностей участников педагогического процесса, а также в его способности создавать специальные условия для достижения поставленной цели, выбирать средства и методы взаимодействия, определять собственную роль и позицию в конкретном случае. При этом обязательно должно быть логическое обоснование психологического обеспечения, иначе есть вероятность встать на путь принятия целого набора средств психологических воздействий, которые не принесут позитивных результатов в достижении поставленных целей.
Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса является одним очень важным условием внедрения личностно-ориентированного обучения в учебный процесс профессионального учебного заведения, так как ее деятельность, прежде всего, направлена на создание условий для полноценного психического развития обучаемых; на мониторинг профессионально важных качеств; на выявление социально-психологических причин нарушений в образовательном процессе, на профилактику, коррекцию и устранение таких нарушений. Кроме того, она участвует в реализации идей современных технологий образования (например, личностно-ориентированное обучение, компетентностно-ориентированного подхода и др.), вовлечена в исследовательский процесс выявления предмета и характера особенностей инновационных подходов к обучению и воспитанию в условиях непрерывного профессионального образования. С участием психолога в учебном заведении осуществляется опытно-экспериментальная деятельность, направленная на формирование такой системы работы всех участников педагогического процесса, которая позволит создать необходимые условия для позитивного развития интегративных характеристик личности учащихся и формирования конкурентоспособного выпускника.
Таким образом, деятельность психологической службы ориентирована гармонизацию социального и индивидуального начала личности обучаемых, что является фундаментальной и сложнейшей проблемой организации общественной жизни.
Для решения этой проблемы и была создана государственная психологическая служба образования – «структура, призванная в рамках общей концепции соблюдения права ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования, оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка» [4].
Именно поэтому психологическая служба профессионального образовательного учреждения должна представлять собой целостную систему нескольких свойств-аспектов: специальное направление психологической науки, интегрирующие общие достижения педагогической и возрастной психологии, социальной психологии, психологии управления и др., психологическое (может также быть, психолого-педагогическое и эргономическое) обеспечение достижения основных целей данного образовательного учреждения, состоящих в развитии личности и подготовке специалистов среднего звена; непосредственная деятельность психологов в профессиональном образовательном учреждении.
Реализация выше обозначенного возможно при комплексном подходе к основным направлениям деятельности психолога в системе образования: психологическому просвещению, психологической профилактике, психологическому консультированию, психологической диагностике, психокоррекции. Каждое из них включает в себя конкретные задачи, которые определяются психологической службой конкретного учебного заведения, в зависимости от специфики работы и обучения учащихся. Реализация указанных направлений деятельности психологической службы представляет собой идеальный вариант и для их воплощения в жизнь психолог должен: иметь глубокие профессиональные знания; владеть всем набором психологических методик, позволяющих получать информацию об особенностях той или иной личности, группы; иметь знания, относящиеся к общим проблемам данного учебного заведения, иными словами знать, стоящие перед ним задачи, характерные для него трудности, присущие ему традиции и т.д.; иметь конкретные знания, касающиеся личностных свойств учащихся, их интересов, склонностей, условий, в которых они живут сейчас и жили в более раннем возрасте [1].
Безусловно, это только часть требований к минимуму знаний психолога образовательного учреждения, так как по сегодняшний день профессиональные обязанности психологов в системе образования остаются весьма неопределенными. Конечно же, в принципе известно, чем они должны заниматься (имеются нормативные документы, специальная литература по основным видам деятельности психолога), но на практике ни руководители учебных заведений, а порой и сами психологи не имеют точных представлений на этот счет. По мнению многих специалистов образовательного учреждения, деятельность психолога настолько обширна и разнообразна, что ее не может воплотить в жизнь один штатный психолог. Кроме того, конкретное содержание его деятельности может сильно отличаться в разных учебных заведениях и зависеть от целого ряда обстоятельств. Это может быть связано, например, с субъективными взглядами руководителя, с личными пристрастиями и интересами самого психолога к тем или иным проблемам и т.д.
Данный вывод был подтвержден анализом зарубежной и отечественной психологической литературы. Содержание деятельности психолога может быть различным, однако при ее планировании необходимо учитывать комплексный личностно-ориентированный подход и возрастные особенности того контингента, с которым предстоит работать. Личностный подход должен помогать разрешать проблемы каждого человека, в том числе и в определенных видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой и др.); учет возрастных особенностей позволит обслуживать людей определенного возраста, которым свойственна та или иная проблема.
Кроме того, эффективность функционирования психологической службы зависит оттого, насколько оптимизирована ее деятельность со всеми участниками педагогического процесса.
Что же включает в себя понятие «оптимизация»? Согласно «Словаря русского языка» С.И.Ожегова, «оптимизировать – придавать чему-нибудь оптимальные свойства, показатели; выбрать (выбирать) наилучший из возможных вариантов» [3]. Оптимизации деятельности учебного заведения в целом, в рамках личностно ориентированного подхода, подразумевает, прежде всего, необходимость создания условий для социально-психологической помощи подрастающему поколению. Это может быть: конвергенция уровней различных воспитательных потенциалов (их согласование, сближение к одной оси) семьи, дворовой компании, обществен ной организации, учебного заведения, социума, общества, т.е. микро- макро-, мета- уровней; балансирование темпов накопления и реализации воспитательного потенциала (определить соотношение воспитательных возможностей и создать условия их реализации); обеспечение равных стартовых возможностей участия детей в общественной жизни; оптимистическая перспектива; свобода и ответственность социального выбора ситуация успеха, общественного признания и т.д.
Таким образом, вышеизложенное позволяет предположить, что, применительно к деятельности психологической службы, оптимизация является неким критерием отбора необходимых условий, методов и приемов воздействия на всех участников педагогического процесса, что, в конечном итоге, будет способствовать созданию определенной системы отношений, «на основе которой происходят изменения уровня развития качеств личности воспитанника, уровня сформированности личностной композиции социальных отношений и т.д.» [5].
В нашем профессиональном учебном заведении, в целях оптимизации многоплановой деятельности психологической службы по вопросу психологического обеспечения личностно- ориентированного обучения, была поставлена задача разработать методику контроля наиболее злободневных вопросов (для учащихся и педагогов). Использование наблюдений, бесед, анализа видеозаписей учебно-воспитательных мероприятий и др. не позволяло получить конкретный ответ на вопрос: «Как и за счет чего можно оптимизировать деятельность психологической службы, чтобы она действительно решала наиболее актуальные вопросы учебного заведения?». В конечном итоге мы пришли к выводу, что наиболее удачно использовать для этих целей анкетный опрос.
Итак, нам необходимо было разработать универсальную методику опроса, как для педагогов, так и для учащихся, использование которой ежегодно позволит корректировать работу психологической службы, тем самым сделать ее максимально полезной для всех участников педагогического процесса, то есть организовать психологическое обеспечение таким образом, чтобы решались конкретные задачи учебного заведения.
Подготовительная работа включала в себя изучение требований и методик построения анкет, предложенные как теоретиками, так и практиками психологической, социологической, педагогической наук.
Процесс разработки анкет для педагогов и учащихся осуществлялся в три этапа:
Первый этап заключался в получении
информации от обучаемых, преподавателей,
администрации учебного заведения в ходе
индивидуальных и групповых бесед о назначении
психолога в конкретном учебном заведении, о том
какую помощь он может им оказать, какие проблемы
поможет решить и в какой форме.
В качестве основы опросника был использован
перечень вопросов, полученный в результате контент-анализа
сочинений: «Чем тебе лично может помочь
психолог?», интервью. В анкету также были
включены вопросы, которые были составлены самими
учащимися, педагогами, то есть те, которые
волнуют их больше всего.
На втором этапе была проведена систематизация вопросов анкет и их дифференциация: для педагогов и обучаемых. Кроме того, были включены вопросы, ответы на которые предоставят психологу возможность получить дополнительную информацию о респондентах.
Третий этап работы заключался в апробации анкет, а именно: осуществлялась проверка методики, определялись вопросы, которые требовали корректировки; отрабатывался оптимальный временной интервал по работе с вопросником. Кроме того, для того, чтобы опросники отвечали общепризнанным стандартам и требованиям, была осуществлена их проверка на надежность, объективность и валидность <Приложение 1>, <Приложение 2>.
Окончательный вариант анкет был внедрен в практику работы психологов образовательных учреждений в г. Набережные Челны.
Результаты, получаемые в ходе данного анкетирования педагогических коллективов и учащихся, позволяют скорректировать план работы психологических служб в зависимости от конкретных запросов и проблем.
Не смотря на то, что работа выполняется анонимно, но указаны: группа, возраст, пол, стаж педагогической работы, и т.д. – все это «большая подсказка» для психолога по коррекции его работы. Кроме того, полученные данные анкетного опроса дают возможность увидеть в какой группе и по какому направлению может возникнуть проблема, а это значит, что есть шанс ее предотвратить.
Таким образом, использование разработанной нами методики анкетного опроса позволяет оптимизировать деятельность психологической службы в учебном заведении (например, по психологическому обеспечению личностно-ориентированного обучения, по развитию профессионально важных качеств учащихся и т.д.), то есть сделать ее максимально полезной для всех участников педагогического процесса.
Важно отметить, что любая работа, совершаемая субъектом, будет иметь смысл и определенный результат, если сконструирован алгоритм ее воплощения в жизнь, если определен ее конечный результат. Это можно сказать и в отношении деятельности психолога образовательного учреждения. Чтобы прогнозировать развитие обучаемых, устанавливать, описывать компоненты изучаемого субъекта, выявлять взаимосвязи между ними, необходимо, на наш взгляд, разработать обобщенную «Модель деятельности психологической службы» профессионального учебного заведения.
Модель есть нечто схематичное, здесь имеет место отвлечение от каких-то конкретных свойств. Поэтому она применима только при определенных условиях для раскрытия каких-то отдельных сторон тех или иных явлений. Сконструированную модель следует считать удачной, если с ее помощью можно объяснить раскрываемые экспериментальным путем факты или если она позволяет предсказать существование еще не открытых фактов и дать повод для целенаправленных поисков.
Моделирование относится к общенаучным методам исследования и при этом изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели и уже результат исследования переносится с модели на субъект. При помощи этого метода становится ощутимой связь подготовки специалиста в учебном заведении с общенаучной методологией.
Кроме того, моделирование есть метод теоретического исследования и с его помощью можно принимать обобщенное решение многих социально-психологических и психолого-педагогических проблем. Оно незаменимо при прогнозировании различных явлений, где сложно осуществлять анализ обстоятельств, проводить наблюдения, измерения, в частности, это касается вопроса позитивной динамики психологических характеристик личности учащихся за период учебы в профессиональном учебном заведении.
Итак, какие же задачи позволит решить, на наш взгляд, разработанная «Модель деятельности психологической службы»? Прежде всего, она объединит всех участников педагогического процесса в единую психолого-педагогическую систему. Комплексная психологическая информация для руководства учебным заведением необходима для принятия оптимальных управленческих решений. Психологическое просвещение, консультирование, диагностика, коррекция, психологическая профилактика, организованные по индивидуальным запросам или по результатам проведенных социально-психологических исследований, предоставят возможность оказывать практическую помощь тем людям, кто в ней по настоящему нуждается.
Итак, суть разработанной нами «Модели деятельности психологической службы», заключается в следующем: психологическая служба колледжа является неким координирующим центром, который связывает воедино изменяющиеся общественно-исторические условия, участников педагогического процесса торгово-технологического колледжа № 117 и работу Городской психологической службы в плане проведения систематической, целенаправленной работы по психологическому обеспечению личностно-ориентированного обучения <Рисунок 1>.
Рассмотрим эту модель подробнее.
Общественно-исторические условия воздействуют на все организационные структуры каждой страны, в том числе и на учебные заведения, учреждения и т.д. Они почти не поддаются коррекции со стороны простых жителей планеты, но частично на них мы можем воздействовать через систему учебно-воспитательной работы с подрастающим поколением.
Каждая организация имеет четко сформулированную цель своей деятельности. В торгово-технологический колледж № 117, например, она рассматривается как подготовка конкурентоспособного специалиста, профессионала, готового адекватно ситуации и времени найти оптимальный и эффективный метод решения жизненных задач.
Городская психологическая служба осуществляет методическое руководство работой психологов в сфере образования. Ею проводятся профессиональные консультации, семинары-практикумы, курсы повышения квалификации психологов, организуются встречи с психологами-теоретиками, проводятся встречи психологов города по обмену опытом работы с молодежью и т.д.
Оказывая прямое воздействие на психологическую службу, администрация конкретного учебного заведения и Городская психологическая служба определяют цель и задачи функционирования психолога в образовательной системе. Это прежде всего: содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности обучаемого, коррекция разного рода затруднений в его развитии.
Кроме того, в качестве основополагающих направлений работы они имеют определенные научные идеи, концепции, теории, формулы, схемы, позволяющие достичь поставленную цель, воплощение в жизнь которой будет более успешной через совместную деятельность всех участников педагогического процесса, в том числе и совместная работа с психологической службой учебного заведения. Так, с учетом всего вышеперечисленного, психолог разрабатывает систему своей работы с учащимися колледжа, педагогическим коллективом, руководством учебного заведения, родителями и т.д., другими словами, он осуществляет выбор наиболее приемлемых форм, средств и методов работы, способствует созданию специальных условий для успешного развития личности обучаемых.
Итогом этой целенаправленной совместной деятельности должен стать, как уже говорилось ранее, выпускник, востребованный на рынке труда.
Проведенный анализ различных моделей социально-психологической помощи, сложившихся в высокоразвитых странах, позволил сделать вывод, что их функционирование определяется в первую очередь культурно-национальными традициями и экономико-политическими условиями. Именно поэтому механический перенос модели психологической службы на российские условия не оправдан, так как, не смотря на то, что наша страна встала на путь рыночной экономики, культурно-национальные различия сохраняются.
В связи с этим, отечественные ученые и практики (Э.Ф.Зеер, Н.С.Глуханюк, М.К.Тутушкина, П.И.Третьяков и др.) создают свои «Модели» социально-психологической работы, которые условно можно разделить на следующие группы: модель, ориентированная на социальные знания и умения учащихся; модель, деятельность которой направлена на учащегося как на клиента; модель, ориентированная на общество.
В нашем эксперименте в большей мере использовалось интегрирование двух видов моделей: ориентированной на социальные знания и умения учащихся (социальное обучение и воспитание подрастающего поколения, изучение молодежью необходимого объема знаний, накопленного человечеством для своей адаптации и социализации и т.д.) и ориентированной на обучаемых как на клиентов (данная модель направлена на процесс саморазвития учащихся и его самосовершенствование; важно научить его самостоятельно проявлять и реализовывать свои собственные способности. Поэтому каждый обучаемый должен сам определить, в чем его проблема, а психолог, на основе взаимного согласия, помогает ему выбрать наиболее правильную стратегию работы над проблемой).
На сегодняшний день, вопросам организации психологических служб, их методического обеспечения уделяется много внимания, как учеными, так и практиками, так как это дает свои положительные результаты. И самый главный из них – введение практической психологии в систему образования позволило акцентировать внимание на переходе от унифицированного к вариативному образованию, к педагогике развития; формированию культуры обращения к психологу как к междисциплинарному специалисту в образовательных учреждениях; анализу и проектированию развивающей среды и т.д.
Можно с уверенностью сказать, что в последние годы психологическая служба в образовательных учреждениях рассматривается как частично-самостоятельная система. Она организует, как уже указывалось выше, психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, направленное на развитие личности учащихся, реализуемое за счет возможностей окружающей социальной среды, за счет других институтов социализации, средств массовой информации, идеологических и административных органов, организаций, общественности, учреждений культуры и т.д. – все это представляет прямой поток воздействий, идущих на личность.
Именно поэтому мы и разработали модель деятельности психологической службы, ориентированную на психологическое обеспечение личностно-ориентированного обучения учащихся в колледже <Рисунок 2>.
Суть данной «Модели» заключается в следующем: в наше время общество испытывает потребность в конкурентоспособном специалисте. В связи с этим, в учебные заведения направляется социальный заказ на такого выпускника. Руководство учебным заведением, приняв на себя задачу реализации данного социального заказа, адресует запрос на психологическое обеспечение личностно-ориентированного обучения психологической службе. Последняя разрабатывает, апробирует и внедряет в практическую деятельность систему работы с каждым участником педагогического процесса.
Администрация учебного заведения управляет развитием учащихся. Психолог и педагоги изучают индивидуальные особенности обучаемых, особенности учебных групп с целью учета этих данных в учебно-воспитательной работе, а также при разработке новых учебных программ, внеклассных мероприятий и т.д. Другие инженерно-педагогические работники, каждый на своем участке работы, создают условия для реализации социального заказа.
В свою очередь, задачами обучающихся является развитие: самоанализа, самоконтроля, саморегуляции; формирование позитивного отношения к себе, к окружающим людям и миру в целом, а также профессиональное самоопределение.
Родители при этом должны организовать благоприятную обстановку в семье для учебы и развития их ребенка, принимать участие в программе колледжа по позитивной трансформации психологических характеристик их детей.
По результатам такой совместной работы, психологическая служба колледжа составляет аналитическую справку-отчет для руководства учебного заведения. Справка включает в себя социально-психологическую информацию для принятия управленческих решений. Администрация, в свою очередь, информирует вышестоящие органы о результатах реализации социального заказа.
Таким образом, «Модель деятельности психологической службы колледжа» и «Модель деятельности психологической службы по психологическому обеспечению личностно-ориентированного обучения учащихся колледжа», представляющие собой единство концептуальных положений и используемых психологических технологий, ориентированны не только на содержание образования, а в первую очередь на личностное становление будущего выпускника [2].
Список литературы:
1. Алишев Б.С. Опыт создания
психологической службы в школе.– Казань, 1999.– 22
с.
2. Нохрина И.Г. Динамика интегративных
характеристик учащихся в процессе
личностно-ориентированного обучения: дис.
канд.психол.наук : 19.00.07: защищена
23.03.2004/И.Г.Нохрина; Казанский государственный
технический университет им. А.Н.Туполева.–
Казань, 2004.– 206 с.
3. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь
русского языка.– М., 1999. – 944 с.
4. Попова Е.И., Рыбакова Л.Н., Мороз Е.С.
Взаимоотношения «учитель – ученик» //Педагогика.
– М., 1993. – № 6. – С.49-53.
5. Формы и методы оптимизации социального
становления студентов ССУЗ /Под ред. Г.В.Мухаметзяновой,
В.Ш.Масленниковой.– Казань, 2001.– 184с.