Проблема девиантного поведения подростков – актуальна для образовательных учреждений. Решение многих задач в развитии и обучении девиантных подростков возможно при организации комплексного сопровождения в условиях специализированного образовательного учреждения.
В ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа» поступают подростки 12-14 лет с девиантным (криминогенным) поведением на различные сроки пребывания (от полугода до 3 лет.). Развитие их происходило в неблагоприятных жизненных условиях, детских домах, интернатах, семьях, ведущих асоциальный образ жизни, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками. Проблемы воспитанников, как правило, обусловлены наложением семейных проблем, социальных ситуаций на индивидуальные патохарактерологические особенности. Вследствие эмоциональной и социальной депривации у них наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. Вспыльчивость, неуверенность в себе, ощущение отсутствия жизненной перспективы, искаженные нормы, правила жизни и поведения, низкий образовательный уровень, отставание в обучении на один, два или три года – типичны для воспитанников специальной школы. Попадая в специальную школу, подростки сталкиваются с большим количеством правил и ограничений закрытого образовательного учреждения, в связи с этим у многих из них проявляются невротические реакции и субдепрессивные состояния. Особую группу составляют воспитанники, прибывшие из специальных коррекционно-образовательных учреждений. Кроме интеллектуальных нарушений эти воспитанники имеют патохарактерологическое развитие личности. Выявленные психологические особенности контингента воспитанников определяют специфику их сопровождения в условиях специальной школы. Модель психолого-педагогического сопровождения в специальной школе основывается на идеях М. Р. Битяновой.
Цель сопровождения - создание социально-психологических условий в специальной школе, благоприятных для максимально успешного обучения и развития личности каждого воспитанника, изменение девиантных, дезадаптивных форм поведения на адаптивные, социально приемлемые.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- оказывать помощь воспитанникам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: преодоление трудностей в учебной деятельности, коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, переориентации девиантного поведения;
- отслеживать изменения в динамике развития воспитанников;
- осуществлять психологическое обеспечение образовательных программ для воспитанников школы;
- повышать профессиональную и психологическую компетентность педагогов.
- развивать психолого-педагогическую компетентность воспитанников и родителей (законных представителей);
- создавать условия для сохранения и укрепления психоэмоционального и личностного здоровья воспитанников и педагогов;
- создавать и поддерживать благоприятный психологический климат на уроках и во внеурочное время.
Создание и поддержание благоприятного психологического климата на уроках и вне их подразумевает наличие следующих взаимосвязанных составляющих:
- эмоциональная компетентность педагога и воспитателя в общении с воспитанниками;
- реализация общения с воспитанниками по типу стратегии поддержки;
- навыки грамотного экстренного педагогического воздействия в сложных ситуациях;
- профилактика развития у подростков мотивации избегания неудачи и неблагоприятных эмоциональных состояний.
Сопровождение в условиях специального воспитательно-образовательного учреждения основывается на следующих принципах:
1. Реалистичность – постановка задач и выбор стратегий работы с учетом сроков пребывания воспитанника в специальной школе.
2. Комплексность – согласованное взаимодействие различных специалистов школы (воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования, врачей, психиатра, логопеда, социальных педагогов, педагогов-психологов, работников службы режима, администрации) в организации сопровождения.
3. Многоаспектность – соединение различных направлений коррекционно-реабилитационной (воспитательной, образовательной, психологической, правовой, социальной) работы в единую стратегию сопровождения воспитанника в течение срока пребывания в школе.
4. Дифференцированность – дифференциация задач, средств и планирование результатов с учетом возраста, проблем в развитии и поведении воспитанников.
5. Последовательность – работа с каждым воспитанником строится с учетом его предыдущей социально-образовательной ситуации и возможной последующей.
6. Индивидуальный подход при реализации образовательно-воспитательного процесса.
7. Приоритет педагогических средств воздействия (коррекции и развития).
8. Учет гендерного аспекта.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания и обучения воспитанников специального учреждения осуществляется в основном педагогами и преимущественно педагогическими средствами.
«Алгоритм сопровождения воспитанников ГСУВУ» (Приложение 1)
Направления деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению (Приложение 2)
Деятельность по психолого - медико-педагогическому сопровождению включает кроме традиционных организационных, диагностических, консультационных, обучающих, развивающих и коррекционных направлений еще и следующие направления:
- формирование позитивной самоидентичности, в т.ч. принятие своего физического и психологического «Я» (тела, потребностей, влечений, переживаний и т.д.);
- позитивное принятие современных мужских социальных ролей;
- формирование адекватной самооценки как залога успешности в отношениях с представителями своего и противоположного полов;
- развитие навыков толерантного (терпимого, принимающего), ассертивного (уверенного, отстаивающего свои права и интересы), антивиктимного, исключающего позицию жертвы физического или психологического насилия, и безопасного поведения воспитанников в отношениях со сверстниками и взрослыми, специальная психотерапевтическая работа с воспитанниками, пережившими психотравмы;
- работа по планированию позитивных вариантов отношения к жизни и выбора профессии
В организации сопровождения воспитанников особая роль отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму (в дальнейшем ПМПк). ПМПк является системообразующим подразделением ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа». В базе данных ПМПк аккумулируется основная информация о воспитаннике, что служит основанием для разработки индивидуальных маршрутов реабилитации воспитанников. ПМПк координирует действия специалистов различных служб, участвующих в реализации индивидуального маршрута реабилитации воспитанников.