Цели:
- Развитие фонематического слуха, закрепление понятий «звук- буква», «гласные - согласные звуки», «мягкие - твердые согласные», «предложение - слово».
- Формирование грамматического строя речи. Обучение умению отвечать на вопросы полным предложением.
- Развитие общеучебных умений и навыков, развитие памяти, мышления.
Оборудование:
- Зеркала;
- Раздаточный материал для звукового анализа;
- Мяч;
- Тетради;
- Карандаши.
- Набор карточек для дидактической игры «Светофор»
План занятия:
- Организационный момент.
- Основная часть.
- Работа на уровне буквы.
- Сообщение темы занятия.
- Работа на уровне слога. Различение в парах и в слогах.
- Физминутка.
- Работа на уровне слова. Дидактическая игра «Светофор». Игра с Мячом «Измени звук».
- Работа на уровне предложения. Составление схем предложений.
- Работа на уровне текста. Игра «Исправь ошибку в слове».
- Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто повторит за логопедом слова пыль, уголь, пень, конь, букварь, кровать, карась, тополь, окунь, корь, огонь, гусь.
II. Основная часть.
1. «Отгадай загадку».
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)Спит или купается,
Все не разувается.
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)Кто приходит,
Кто уходит –
Все ее за руку водят. (Дверь)В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (Медведь).
2. Сообщение темы занятия
Логопед записывает на доске слова-отгадки: лось, гусь, дверь, медведь.
- На какую букву заканчиваются слова, записанные на доске?
- На букву мягкий знак.
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке. Эта буква не обозначает никакого звука. Вспомните, чем отличается буква от звука?
- Написать мягкий знак мы можем, а сказать одним звуком – нет. Мягкий знак всегда «прячется» за соседнюю согласную букву и мы слышим мягкий согласный звук. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.
3. Различение в парах и слогах.
Проговаривание хором:
- т-ть, м-мь, п-пь, в-вь, к-кь, н-нь, ф-фь, с-сь, б-бь, д-дь, з-зь, г-гь, л-ль, р-рь.
- арь, ать, онь, умь, опь, обь, озь, уль, ась.
- ат-ать, ом-омь, уп-упь, ов-овь, уф-уфь, ас-ась, уб-убь, од-одь, ал-аль.
4. Физминутка.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой вверх и левой вверх,
В стороны и накрест.
Тук, тук, тук, тук, тук, тук,
Повернемся мы вокруг.
5. Работа на уровне слова.
Дидактическая игра «Светофор».
Логопед произносит слова. Дети должны поднять зеленый светофор, если услышат, что последний звук в слове звучит мягко. И синий светофор, если услышат , что последний звук в слове звучит твердо.
Слова: нос, семь,конь, огонь, шар, слон, зверь, окунь, дверь, стол, пень, боль, пять, сом.
Игра с мячом «Измени звук».
Логопед бросает мяч и говорит слово, ученик возвращает и говорит слово, в котором последний звук смягчен.
Слова: стал- сталь, брат- брать, кон-конь, вес-весь, мыл-мыль, цел-цель, плакат-плакать, лез-лезь, кров-кровь.
6. Работа на уровне предложения.
Составление графической схемы предложения, выделение мягкого согласного звука на конце слова.
Наступил день.
|_______ ____ .
У нас жил белый гусь.
|_ ___ ___ _____ ____.
По лесу бродит олень.
|_ ____ ____ _____ .
7. Работа на уровне текста.
Логопед читает предложения с неправильным словом, ученики исправляют:
Брату шест(ь) лет. Малыш ел(ь) яблоко. На поляне красивая ел(ь). Грузовик везет угол(ь). Витя стал(ь) вежливым. Вчера был теплый ден(ь). От печки идет сильный жар(ь).
- Прослушайте стихотворение:
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь –
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно:
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
(Е. Измайлов.)
Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти пары слов в тетрадях.
III. Итог занятия.
- Какую букву мы выделяли в слогах, словах, предложениях?
- Есть ли у этой буквы звук?
- Для чего он служит?
Литература:
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2001.