Одна из основных задач, стоящая перед системой дополнительного образования, - переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и эффективно действующего в современном меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение - это основной вектор взросления молодых людей.
Личностное портфолио представляет собой набор или комплект социально значимых качеств, свойств и характеристик, изменения которых исследуются в динамике учебно-профессионального развития и становления индивидуальности обучающихся образовательного учреждения.
Назначением портфолио в этом случае является познание личностных особенностей с целью их усовершенствования в определенном направлении. Портфолио развития - это фиксация шагов на пути реализации ориентиров личностного роста. Это получение частных результатов, которые складываются в целостное свидетельство дееспособности человека, правомерности притязаний на признание его в новом возрастном и социальном статусе. В конечном счете, портфолио личностного развития служит цели подтверждения значимости человека и его неповторимого пути к достижению индивидуальных вершин.
Цель личностного портфолио - помощь старшекласснику в самореализации как личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами
Задачи:
- эффективно управлять саморазвитием; осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание; ставить цель и добиваться ее реализации;
- конструктивно решать проблемы; управлять конфликтами, стрессами, эмоциями, временем;
- плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;
- успешно развивать учебные навыки и совершенствовать жизненно необходимые прикладные умения;
- самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор
Отличие личностного портфолио от портфолио внешних достижений состоит в том, что предметом систематизации становятся не свидетельства успехов в обучении (грамоты, свидетельства, сертификаты, ксерокопии и фотографии продуктов творческого труда и др.), а материализованные результаты динамики развития собственной личности в различных ее проявлениях (характер способности, общение и др.). Это не сбор разрозненных фактов. Это изучение старшеклассниками особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств субъекта.
"Изучение психологического облика личности, - писал С. Л. Рубинштейн, - включает три основных вопроса".
1. Чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, о его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.
2. Что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Однако способности - это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека".
В методических рекомендациях по организации и осуществлению предпрофильной подготовки школьников, подготовленных сотрудниками Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО С. Н. Чистяковой, Н. Ф. Родичевым, П. С. Лернером, В. П. Бондаревым, раскрывается программа развивающей психологической диагностики, охватывающая шесть психологических сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности, и ориентированная на их диагностику:
I. Психологическую сферу (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы).
II. Мотивационную сферу (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии).
III. Характерологическую сферу (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру).
IV. Эмоционально-волевую сферу (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности).
V. Интеллектуальную сферу (сформированность интеллектуальных способностей с учетом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности).
VI. Социально-психологическую сферу (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми, социально-профессиональная адаптированность).
Здесь, как в портфолио внешних достижений смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, предмету, т.е. с недостатков на сильные стороны личности; перенос акцента с оценки на самооценку.
Заполняя портфолио, учащийся фиксирует для себя и осмысливает при поддержке педагога или психолога повседневную жизненную реальность, собственные переживания, а также новую психологическую информацию.
Подросток отвечает на следующие вопросы:
- Какой ты сейчас?
- Каким ты хочешь стать?
- Готов ли ты сделать свой жизненный выбор?
- Умеешь ли ты добиваться поставленной цели?
- Что ты хочешь научиться делать хорошо?
- Каким ты стал?
В отличие от портфолио внешних достижений, по которым существует достаточно много наработок, создана нормативная база, портфолио личностного развития - это "недостаточно освоенная территория", и творческой группе педагогов предстоит большая работа по определению содержания портфолио, отбору методик, разработке программы спецкурса.
Зачем это нужно делать в условиях образовательного учреждения? Ответ на этот вопрос предложил Э. Фромм в своей работе "Иметь или быть". "Человек, - утверждал он, - должен научиться смело смотреть в лицо реальности. Если он сознает, что ему не на что положиться, кроме своих собственных сил, он будет учиться их использовать должным образом".
Возможным результатом работы над созданием личностного портфолио может стать:
формирование у учащихся навыков и умений анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принимать правильное самостоятельное решение. А также систематизировать, анализировать собранный материал. Повышение учебной мотивации и мотивации успеха учебной деятельности.
Приложение 1. Презентация сообщения на методическом семинаре
Приложение 2. Программа учебного курса "Личностное портфолио"
Приложение 3. Варианты листов рабочей тетради по курсу "Личностное портфолио"
Список использованной литературы
- Багаутдинова А. Портфолио ученика// Практический журнал для учителя и администрации школы.-2005, №6. - с.58-60 .
- Булгакова Н.А. Портфолио учащегося// Классный руководитель.-2005, №5. - с.124-128 .
- Гайтукаева И.Ю., Юдина И.Г. Живая оценка: Программа "Портфолио в школе". - Волгоград: "Издательство "Панорама", 2006. - 240 с.
- Голуб Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики//Школьные технологии - 2005, №1. - с.181-196 .
- Деловая игра "Портфолио, или дневник личных достижений."//Практика административной работы.-2005.-№5. - с.25-57.
- Ильина И.В. Лекция №8. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников// Завуч. - 2006, №8. - с.136-142.
- Инструкция для учащихся по составлению документов и сбору материалов для портфолио// Практика административной работы.-2005, №5. - с.16-20 .
- Личностное портфолио старшеклассника: учебно-методическое пособие / З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова; Под ред. Т.В. Черниковой. - М.: Глобус, 2006. - 128 с.
- Прутченков А. Портфолио: типичные ошибки и затруднения// Народное образование.-2005.-№2. - с.71-80 .
- Прутченков А.С. "Портфолио, или Папка личных достижений ученика" (ролевая игра) / А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова // Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения / под ред. И.Д. Чечель. - М.: АПК и ПРО, 2003. - с.63-101.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. - М.: ВАКО, 2006. - 240 с.
- Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В. Дубровиной . - М.: Педагогика, 1986. - 128 с.
- Хазиева Р.К. Я всего добьюсь. Как воспитать успешного человека. - СПб.: Литера, 2006. - 96 с.