Развивающая психолого-педагогическая программа для учащихся 6-х классов "Я среди других"

Разделы: Школьная психологическая служба


Подростковый возраст является значимым для становления нового уровня самосознания личности, формирования Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, осознать свою уникальность и неповторимость. Развитие самосознания подростка происходит под влиянием ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и общения с другими людьми.

Вместе с тем подросток чувствует, что не умеет, не может оценить себя, не знает, каким образом и при помощи каких критериев это можно сделать. Отсюда возникают проблемы, связанные с обострением "чувства Я", слабым развитием рефлексии, негативной самооценкой и конфликтными ситуациями со сверстниками и взрослыми. Подростковый возраст является переломным, кризисным моментом в становлении школьника. В связи с этим возникает необходимость в своевременной психолого-педагогической поддержке подростка, которая может осуществляться посредством проведения развивающих занятий, направленных на развитие социально-психологических умений и навыков.

Развивающая психолого-педагогическая программа "Я среди других" направлена на развитие навыков самопознания и коммуникативной культуры подростков. Темы занятий подобраны, исходя из основных вопросов, которые пытается для себя решить подросток: "Кто я такой? Каким меня воспринимают окружающие? Как научиться понимать себя и других людей?".

Программа занятий направлена на формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Развивающая программа "Я среди других" составлена для учащихся 6-х классов, решает основные задачи развития, характерные младшего подросткового возраста.

Участники программы

Участники программы - учащиеся 6-х классов.

Ведущий - педагог-психолог, классный руководитель.

Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для развития такой стороны человеческой целостности, как "Я и другие люди".

Задачи программы:

  • формирование навыков самопознания;
  • приобретение навыков общения и понимания других людей,
  • развитие способности к эмпатии, уважительному отношению, толерантности,
  • освоение навыков работы в коллективе,
  • формирование умения дружить и строить доверительные отношения с другими людьми.

Структура и содержание программы

Начинается курс вводным занятием, на котором учащиеся знакомятся с правилами работы в группе.

Тематика развивающих занятий для подростков включает два основных блока:

1 блок "Что я знаю о себе?",

2 блок "Я и другие".

Содержание первого блока занятий поможет подростку разобраться в личностных особенностях своего "Я", узнать свою самооценку, познакомиться с многообразием чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки.

Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений подростка с окружающими его людьми. На занятиях подростки смогут узнать о способах эффективного взаимодействия, выяснить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации, научиться правилам поведения в конфликтных ситуациях.

Завершается курс занятий большой психологической игрой "Мы вместе". В ходе проведения которой учащимся предстоит отправиться в космическое путешествие на неизвестную планету, жителям которой необходимо оказать помощь: восстановить разрушенный метеоритами город.

Программа курса вариативна, является гибкой в зависимости от специфики классного коллектива и от сложившейся психолого-педагогической ситуации. Программа рассчитана на 10 часов (1 час в неделю).

Учащиеся ведут тетради, в которых фиксируют правила работы в группе, основные понятия курса, ведут дневник эмоциональных состояний, выполняют творческие задания.

Программа курса не предусматривает систему отметок. Эффективность усвоения содержания курса следует оценивать по сформированности у учащихся способностей к самопознанию, рефлексии, приобретению навыков работы в коллективе.

Структура развивающих занятий

В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми и подростками:

Ритуал приветствия. Ритуал, как правило, придумывается на первом занятии. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

Разминка.

Рефлексия прошлого занятия.

Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение или обсуждение, благодаря которому ребята получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Главное в их использовании - помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.

Рефлексия прошедшего занятия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы ведущего). Подростки сами или с помощью взрослого отвечают на вопросы: зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и ведущему.

Домашнее задание или "мостик" в следующую встречу.

Ритуал прощания.

Учебно-тематический план

1. Вводное занятие 1
1 блок "Что я знаю о себе?"
2. Кто я? 1
3. Моя индивидуальность 1
4. Мои достоинства и недостатки 1
5. Что в имени моем? 1
6. Эмоции и чувства 1
2 блок "Я и другие"
7. Общение 1
8. Конфликты в общении 1
9. Что такое эмпатия? 1
10. Завершающее занятие "Мы вместе" 1
Всего: 10

Описание используемых методик и технологий, инструментария

Для разработки развивающих занятий использовались психологические методы и приемы. К ним относятся:

  • Элементы проживания и погружения в определенную ситуацию.
  • Арт-терапевтические приемы, сказкотерапия.
  • Приемы для проведения самоанализа и рефлексии.
  • Психологические разминки, игры, упражнения.
  • Методы релаксации.
  • Методика определения самооценки, тест "Конфликтный ли вы человек?".
  • Тесты и задания в программе подобраны с учетом возрастных особенностей восприятия подростков.

Наряду с этим применялись и педагогические методы и приемы:

  • домашнее задание,
  • групповая и индивидуальная работа,
  • творческие задания.

В ходе проведения развивающих занятий были использованы такие формы развивающей работы, как психологическая игра и тренинговые занятия.

Тренинг является активной формой групповой работы, при котором в результате многократного проживания участниками различных способов разрешения проблемных ситуаций у них формируется новый, необходимый опыт.

Психологическая игра - венец развивающей работы, в ходе которого происходит усвоение навыков и знаний в некоторой конкретной деятельности.

Способы, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы

В ходе проведения занятий необходимо соблюдать права участников.

В начале проведения занятий участники знакомятся с правилами работы в группе, основанными на принципах: "здесь и сейчас", взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности высказываний и др. Помимо этого психолог, проводящий занятия, действует, руководствуясь "Этическим кодексом психолога".

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы:

Требования к специалистам, реализующим программу

Для эффективной реализации программы необходимы психологические знания законов развития, возрастной психологии.

Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы (изложен выше).

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т.д.)

Занятия проводятся в просторном помещении. Необходима мультимедийная доска для вывода учебной информации на экран.

Необходимое оборудование: ватманы, маркеры, краски, тетради, ручки по количеству участников, записи с музыкой для релаксации.

Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы

Для реализации программы в учреждении должен быть Интернет, библиотека.

Сроки и этапы реализации программы

Продолжительность программы составляет 2-3 месяца в зависимости от того, в какое время будут проводиться занятия. Развивающая программа рассчитана на 10 занятий (1 занятие раз в неделю).

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Проведение данного курса будет способствовать осознанию подростками самих себя, своих личностных качеств, созданию позитивной коммуникации, развитию сочувствия и сопереживания другим людям.
  2. У подростков сформируется умение дружить и строить доверительные отношения с другими людьми, будут освоены навыки работы в коллективе.
  3. Расширение диапазона развивающих программ для практической работы с учащимися.
  4. Успешное и своевременное решение задач развития подросткового возраста создаст благоприятные условия для дальнейшего решения задач развития последующих возрастов.
  5. Разработка и проведение занятий будут способствовать повышению профессиональной компетентности школьного психолога, классного руководителя.

Система организации контроля за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляют директор образовательного учреждения и заместитель директора по воспитательной работе. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. По завершении занятий педагог-психолог составляет итоговый отчет, в котором отражает качественные и количественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с учащимися, исходя из особенностей классного коллектива.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Качественные:

  • применение на практике групповой формы работы;
  • увеличение информационного поля;
  • создание условий для развития такой стороны человеческой целостности, как "Я и другие люди";
  • сплочение классного коллектива;
  • создание условий для формирования благоприятного психологического климата в классном коллективе;
  • повышение квалификации педагогических работников;
  • повышение уровня родительской компетентности.

Количественные:

  • проведение 10 развивающих занятий;
  • составление методических рекомендаций по проведению занятий;
  • прохождение курсовой подготовки по теме "Система развивающей работы школьного психолога" на базе Педагогического университета "Первое сентября" (г. Москва);
  • проведение родительских собраний по темам: "Психологические особенности подросткового возраста", "Как научиться понимать подростка?".

Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения:

Данная психолого-педагогическая программа была апробирована на базе ОУ МСОШ № 1 с. Возжаевка Белогорского района Амурской области в 2007-2008 учебном году.

Срок апробации

Продолжительность занятий: 3 месяца.

Начало занятий: с 05 декабря 2007 года.

Окончание занятий: 20 февраля 2008 года.

Количество участников:

Учащиеся - 17 человек.

Ведущий (психолог) - 1 человек.

Возможно привлечение классного руководителя, социального педагога.

Другая информация

Достоинством программы является то, что работать по ней может не только педагог-психолог школы, но и классный руководитель, социальный педагог.

По итогам изучения всего курса целесообразно провести родительское собрание и познакомить родителей с общими результатами, дать рекомендации по взаимодействию с подростками, наметить пути для дальнейшего сотрудничества.

Развивающая работа может быть продолжена с учащимися по следующим направлениям:

- Я и мои ценности;

- Я и мои физические возможности и т.д.

Литература:

  1. Практикум по игровым технологиям в работе с детьми и подростками/ Под ред. М.Р. Битяновой. - СПб., 2003.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006. - 271 с.: ил. - (Серия "Эффективный тренинг").
  3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.