Креативность. Психологическое сопровождение одаренности

Разделы: Школьная психологическая служба


Креативностьтворческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Креативность

  • Важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений.
  • Определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.

Выделяют:

  • Конвергентное (логическое, однонаправленное) мышление;
  • Дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление.

Показателями креативности являются:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • разработанность идей.

Определению этих показателей способствуют методики диагностики: Дж. Гилфорда и П. Торенса, которые позволяют выявить оригинальность, нестандартность и неожиданность принимаемых решений.

Работа психологической службы Гимназии призвана выявить модели творческих процессов, отражающие природную сложность в различных сферах деятельности: словесной, звуковой, изобразительной, двигательной и др. Рассмотрение креативности как процесса позволяет выявить способности к его успешному осуществлению, условия, стимулирующие этот процесс, оценить творческие достижения.

Опыт работы Гимназии в этом направлении огромен, так как условия развивающей среды позволяют формировать у обучающихся некоторые аспекты и способы креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий. А так же независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокую потребность в творчестве.

Высокие показатели креативности у детей отнюдь не гарантируют их творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высотой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями.

Условия, стимулирующие развитие творческого мышления:

  • Ситуации незавершенности или открытости;
  • Разрешение и поощрение множества вопросов;
  • Стимулирование ответственности и независимости;
  • Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях;
  • Внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.

Препятствуют развитию креативности:

  • Избегание риска;
  • Стремление к успеху во что бы то ни стало;
  • Жесткие стереотипы в мышлении и поведении;
  • Конформность (приспособление своего уклада жизни, мыслей и чувств к укладу жизни, мыслям и чувствам той социальной группы, в которой человек оказывается);
  • Неодобрительные оценки воображения, фантазии, исследования;
  • Преклонение перед авторитетами.

Психологическое сопровождение одаренности.

Психологическая служба Гимназии, осуществляя сопровождение одаренных учащихся, придерживается следующих направлений в работе:

  • Психологическая диагностика особенностей, способностей и интересов обучающихся;
  • Пропаганда психологических знаний среди педагогов и родителей (через различные формы работы: семинары, практикумы, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, родительские собрания, педсовет, научно-методический совет, работа творческих лабораторий, школьных кафедр, педагогические чтения);
  • Психологическая поддержка одаренных детей (через различные формы: индивидуальные и групповые консультации, занятия с элементами тренинга, обучение элементам аутотренинга, релаксации, рефлексии);
  • Пропаганда психологических знаний среди учащихся (через различные формы: индивидуальные и групповые консультации, участие гимназистов в научно-практических конференциях разного уровня: «Гимназические чтения», окружные, молодежные, областные, всероссийские (г. Москва, г. Обнинск)).

Приложение.