Креативность – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.
Креативность –
- Важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений.
- Определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.
Выделяют:
- Конвергентное (логическое, однонаправленное) мышление;
- Дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление.
Показателями креативности являются:
- беглость;
- гибкость;
- оригинальность;
- разработанность идей.
Определению этих показателей способствуют методики диагностики: Дж. Гилфорда и П. Торенса, которые позволяют выявить оригинальность, нестандартность и неожиданность принимаемых решений.
Работа психологической службы Гимназии призвана выявить модели творческих процессов, отражающие природную сложность в различных сферах деятельности: словесной, звуковой, изобразительной, двигательной и др. Рассмотрение креативности как процесса позволяет выявить способности к его успешному осуществлению, условия, стимулирующие этот процесс, оценить творческие достижения.
Опыт работы Гимназии в этом направлении огромен, так как условия развивающей среды позволяют формировать у обучающихся некоторые аспекты и способы креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий. А так же независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокую потребность в творчестве.
Высокие показатели креативности у детей отнюдь не гарантируют их творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высотой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями.
Условия, стимулирующие развитие творческого мышления:
- Ситуации незавершенности или открытости;
- Разрешение и поощрение множества вопросов;
- Стимулирование ответственности и независимости;
- Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях;
- Внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.
Препятствуют развитию креативности:
- Избегание риска;
- Стремление к успеху во что бы то ни стало;
- Жесткие стереотипы в мышлении и поведении;
- Конформность (приспособление своего уклада жизни, мыслей и чувств к укладу жизни, мыслям и чувствам той социальной группы, в которой человек оказывается);
- Неодобрительные оценки воображения, фантазии, исследования;
- Преклонение перед авторитетами.
Психологическое сопровождение одаренности.
Психологическая служба Гимназии, осуществляя сопровождение одаренных учащихся, придерживается следующих направлений в работе:
- Психологическая диагностика особенностей, способностей и интересов обучающихся;
- Пропаганда психологических знаний среди педагогов и родителей (через различные формы работы: семинары, практикумы, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, родительские собрания, педсовет, научно-методический совет, работа творческих лабораторий, школьных кафедр, педагогические чтения);
- Психологическая поддержка одаренных детей (через различные формы: индивидуальные и групповые консультации, занятия с элементами тренинга, обучение элементам аутотренинга, релаксации, рефлексии);
- Пропаганда психологических знаний среди учащихся (через различные формы: индивидуальные и групповые консультации, участие гимназистов в научно-практических конференциях разного уровня: «Гимназические чтения», окружные, молодежные, областные, всероссийские (г. Москва, г. Обнинск)).