Происходящие в обществе социально – экономические изменения предъявляют к образованию молодежи совершенно новые требования, выражающиеся в частности в том, что выпускникам школ уже недостаточно овладеть широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, а также ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений.
Необходим переход на личностно – ориентированный подход в воспитании и образовании старшеклассника, позволяющий ему понять особенности своей личности, а главное – сформировать активную жизненную позицию, в том числе и потребность самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, а также готовность нести личную ответственность за принятое решение.
Чтобы помочь старшекласснику приобрести ключевые компетентности и социальный опыт, которые помогут ему быстрее адаптироваться в условия современного общества, получить профессию, найти достойную работу, создать собственную счастливую семью, отстаивать свои гражданские права и т.д., на вооружение Лаборатории профессионального самоопределения Центра детского творчества Орджоникидзевского района города Магнитогорска был принят курс «Мой выбор» (авторский коллектив: И. Ахметова, Т. Иванова, А. Иоффе, П. Положевец, А. Прутченков, Г. Смиронова), допущенный Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации в 2003 году.
Курс «Мой выбор» реализуется во многих школах г. Магнитогорска и является неотъемлемой частью личностного самоопределения старшеклассников.
Данный 12-часовой курс рассчитан на работу со школьниками 8 – 9 классов и содержит несколько блоков:
- «Человек свободного общества»,
- «Мое здоровье»,
- «Учимся строить отношения»,
- «Преступление и наказание»,
- «Я и политика»,
- «Четвертая власть»,
- «Свобода и ответственность - выбор XXI века».
В условия дополнительного образования курс «Мой выбор» является ценным звеном в работе по профессиональному самоопределению старшеклассников и становлению их активной жизненной позиции. Работая в Лаборатории профессионального самоопределения, мы внесли некоторые коррективы в содержание программы, увеличивающие ее объем и применили новые педагогические технологии. В частности, мы разработали ряд презентаций, позволяющих структурировать материал, сделать его более наглядным, а значит, и повысить мотивацию наших воспитанников (приложение 1).
Разработаны презентации к темам:
- Введение. «Человек свободного общества» (презентация 1),
- «Учимся строить отношения» (презентация 2 и 3),
- «Мое здоровье» (прилагаются презентации по дополнительным темам «Курение», «Алкоголь», «Наркотики»- № 4, 5, 6, 7),
- «Четвертая власть» (презентация № 8, 9),
- Итоговое занятие «Свобода и ответственность - выбор XXI века» (презентация 10).
Занятия со старшеклассниками проводятся в режиме организационно – деятельностной игры (ОДИ), с применением экрана и проектора (или компьютерного класса).
Результатом прохождения курса «Мой выбор» в Лаборатории профессионального самоопределения является разработка и защита собственного проекта или идеи. Лучшие проекты воспитанников рекомендуются на городской конкурс «Лучший предпринимательский проект молодежи».
Архив презентаций: Приложение 1