Ориентационный элективный курс "Основы выбора профессии"

Разделы: Школьная психологическая служба


Труд есть прежде всего процесс,
совершающийся между человеком и природой,
процесс в котором человек своей собственной
деятельностью опосредствует, регулирует и
контролирует обмен веществ между собой и природой.
К. Маркс

Пояснительная записка

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. На основе сказанного был и разработан предлагаемый элективный курс.

Цель данного курса:

  • открыть перед учащимися перспективу в дальнейшем личностном развитии;
  • помочь определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий;
  • сформировать теоретические представления и понятия, связанные с миром профессий;
  • оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку.

Основные задачи курса:

  • формирование эффективного поведения учащихся в условиях рынка труда;
  • повышение психологической компетентности учащихся за счет определения своей позиции в жизни;
  • развитие, у учащихся, целей и планов собственной профессиональной карьеры.

Актуальность предлагаемого курса состоит в том, что важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. При этом подчеркивается, что решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В стратегических документах отмечается новая роль профессиональной ориентации как условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Данный курс «Основы выбора профессии» рассчитан на 34 учебных часа в год.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

Лекций

Практическое

 1.

Введение

2

2

 

 2.

Я выбираю и моделирую свое будущее

1

 

1

 3.

Мотивы выбора профессии

1

1

 

 4.

Барьеры на пути выбора профессии

1

1

 

 5.

Классификация профессий

2

2

 

 6.

Профессиональные склонности и способности

2

1

1

 7.

Темперамент и выбор профессии

3

2

1

 8.

Изучение характера

2

1

1

 9.

Изучение интересов

1

 

1

10.

Изучение коммуникативных и организаторских склонностей

1

 

1

11.

Тип мышления и выбор профессии

1

 

1

12.

Изучение интеллектуального потенциала

2

1

1

13.

Ценностные ориентации личности

1

 

1

14.

Имидж и карьера

1

1

 

15.

Здоровье и выбор профессии

1

1

 

16.

Краткое описание профессий

3

2

1

17.

Личный проф.план

1

 

1

18.

Уровень трудолюбия и работоспособности

1

 

1

19.

На пути к успеху

1

1

 

20.

Пути получения профессионального образования в России

1

1

 

21.

Требования современного рынка труда к профессионалу

3

2

1

22.

Знакомство с предлагаемыми специальностями ССУЗов и ВУЗов
города

1

1

 

23.

Итоговое занятие

1

 

1

Программа

Тема 1. Введение

Цели и задачи курса. Диагностика уровня готовности к выбору профессии с целью в дальнейшем проведения сравнительного анализа об эффективности предлагаемого курса. Формирование у учащихся установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации.

Что такое профессия: становление профессии; определение профессии, специальности, должности. Характеристики профессии.

Тема 2. Я выбираю и моделирую свое будущее

Выполнение творческого задания направленного на формирование установки на необходимость профессионального самоопределения. Упражнение «Выбор» выполняется индивидуально. После истечения 20 минут происходит обсуждение и вывод: для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные свои интересы.

Тема 3. Мотивы выбора профессии

Мотивы выбора профессии. Внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии. Диагностика мотивов выбора профессии.

Тема 4. Барьеры на пути выбора профессии.

Рассказывается о возможных ошибках возникающих при выборе профессии. Последствия неправильно выбранной профессии. Пути преодоления барьеров.

Тема 5. Классификация профессий

Определение понятия классификация профессий, ее роль в выборе профессии. Основные признаки профессии, их характеристика.

Тема 6. Профессиональные склонности и способности

Общее определение понятия склонность. Связь интересов и склонностей. Определение понятия способность. Диагностика профессиональных склонностей и способностей.

Тема 7. Темперамент и выбор профессии

Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. Общее понятие о темпераменте. Типы темперамента и их характеристика. Диагностика темперамента.

Тема 8. Изучение характера

Общее представление и определение характера. Изучение черт характера. Диагностика характерологических особенностей личности.

Тема 9. Изучение интересов

Интересы и выбор профессии. Что такое интерес. Диагностика интересов учащихся.

Тема 10. Изучение коммуникативных и организаторских склонностей

Определение понятий коммуникативные и организаторские склонности. Их значимость при выборе профессии. Диагностика уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей.

Тема 11. Тип мышления и выбор профессии

Общее определение понятия мышление. Типы мышления. Диагностика типа мышления учащихся.

Тема 12. Изучение интеллектуального потенциала

Определение интеллекта. Виды интеллекта. Диагностика интеллектуального (невербального) потенциала. Диагностика уровня сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта.

Тема 13. Ценностные ориентации личности

Общее определение ценности ценностной ориентации. Классы ценностей по М. Рокичу. Учащимся предлагается список ценностей, чтобы они выбрали (ранжировали) по степени значимости для них.

Тема 14. Имидж и карьера

Влияние профессиональной принадлежности на имидж. Определение имиджа. Определение карьеры. Карьера в профессиональной деятельности.

Тема 15. Здоровье и выбор профессии

Определение термина профессиональной пригодности. Взаимосвязь здоровья и профессии. Качества, влияющие на профессиональную пригодность.

Тема 16. Краткое описание профессий

Знакомство с новыми профессиями на рынке труда: общая характеристика профессий, требования к индивидуальным особенностям человека, к профессиональной подготовке, медицинские противопоказания.

Тема 17. Личный профессиональный план

Определение профессионального плана. Схема профессионального планирования по Е.А. Климову. В соответствии с этой моделью построения плана предлагается составить профессиональный план.

Тема 18. Уровень трудолюбия и работоспособности

Зависимость трудолюбия и профессиональной успешности. Оценка степени работоспособности и трудолюбия учащихсяс помощью теста.

Тема 19. На пути к успеху

Влияние самооценки на успех. Факторы сопутствующие успеху. Диагностика уровня потребности в достижении успеха.

Тема 20. Пути получения профессионального образования в России

Виды образования в России. Виды учебных заведений и уровни профессионального образования. Правила выбора учебного заведения.

Тема 21. Требования современного рынка труда к профессионалу

Общее определение рынка труда. Влияние экономических условий на характер труда и профессиональное становление личности. Правила необходимые для достижения успеха. Самопрезентация. Резюме: определение, цель, правило составления. Интервью: определение, правила поведения на собеседовании.

Тема 22. Знакомство с предлагаемыми специальностями ССУЗов и ВУЗов города

Ознакомление учащихся с предлагаемыми специальностями городских государственных учебных заведений (используется программка для абитуриента).

Тема 23. Итоговое занятие

На итоговом занятии проводится диагностика эффективности данного курса.

Примечание: в конце занятий учащимся предлагается записывать по 1 – 2 толкования некоторых терминов из словаря связанных с данным курсом занятий, что необходимо для формирования конкурентоспособной личности, а также формирования информационного пространства (например: компетентность, мастерство, призвание и т.п.).

Список литературы:

  1. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций от смены вида деятельности. – М.: МГПИ, 1981.
  2. Грачев Н.Н. Психология инженерного труда. – М., 1998.
  3. Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации. – М., 1991.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.
  6. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1988.
  7. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.
  8. Немов Р.С. Психология. Кн. 1: Основы общей психологии. – М., 2001.
  9. Немов Р.С. Психология. Кн. 2: Психология образования. – М., 2001.
  10. Психология. Словарь / под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.,1990.
  11. Розенталь М., Юдин П. Краткий философский словарь. – М., 1954.
  12. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – С-Петербург, 2005.
  13. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М., 2005.
  14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Изд. дом «Бахрам- М», 2000.
  15. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – С-Петербург, 1999.
  16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.,1998.
  17. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М., 2005.
  18. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – С-Петербург, 2004.
  19. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М., 1988.
  20. Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. – С-Петербург, 2006.
  21. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. / уч. пособие – М., 2004.
  22. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. / книга для чтения – М., 2004.