Роль классного руководителя в становлении мировоззренческой позиции выпускника

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Мы живем в такое время, когда мир меняется с поразительной быстротой. Эти изменения ставят перед человеком все новые и новые вопросы, на которые даже взрослый человек с уже устоявшейся системой ценностей не может найти адекватный ответ. А если это человек, только стоящий на пороге самостоятельной жизни, то ему сделать это еще сложнее. Поэтому молодежь делает так много ошибок, мечется в поисках идеала и иногда теряет социальный оптимизм. Именно этот возрастной период 16-18 лет может определить всю дальнейшую жизнь человека.

В юношеском возрасте закладываются основы мировоззрения. Это соответствует одной из ведущих возрастных психологических потребностей – потребности в определении своего места в мире, своей собственной системы взглядов на мир, т.е. в мировоззрении.

“Мировоззрение – это система взглядов, понятий и представлений о мире. Мировоззрение имеет исторический характер: с развитием общества изменяется мировоззрение.

Мировоззрение имеет не только теоретическое, познавательное значение, но и огромное практическое значение: выражая общий взгляд на мир в целом, оно определяет отношение людей к окружающему миру и служит руководством к действию.

Это принципы, на которые человек опирается, принимая какие-либо моральные решения. Но принимая такие решения, человек должен быть уверен в том, что они соответствуют общепринятым, нравственным нормам” (“Философский словарь” под ред. М.Розенталя и П.Юдина, Москва, 1955 г.).

А Толковый словарь русского языка 2008 г. издания определяет мировоззрение как “системы взглядов, воззрений на природу и общество”.

Чтобы такая система сложилась, именно в раннем юношеском возрасте, человеку как никогда нужен духовный наставник, которым и должен стать классный руководитель.

Под духовностью понимается “деятельность сознания, направленная на поиски смысла жизни и исполнения своего социального предназначения (сын(дочь) – брат(сестра)- внук (внучка) – будущий родитель – гражданин – представитель определенной социальной группы – житель планеты Земля”). Это определение ученого-педагога П.Лернера.

Духовный наставник – самая востребованная для старшеклассника социальная роль учителя.

Это объясняется двумя причинами.

Первая: сегодня многие молодые люди растут в социально-неблагополучных семьях, или их родители, в силу своей необразованности в области воспитания, не в состоянии удовлетворить духовные запросы растущей личности.

Вторая причина – массированная атака на молодежь идеологии и массовой культуры общества потребления.

Пропаганда индивидуализма, культ обогащения любой ценой, принятие насилия и агрессии как нормы жизни, обесценивание супружеской верности, пропаганда секса – все это лишает какую-то часть молодежи нравственных ориентиров.

Из взрослых, кроме родителей, старшеклассник больше всего общается с классным руководителем и, следовательно, классный руководитель имеет большую возможность влияния на ученика.

Прежде всего, классный руководитель должен уметь выстраивать с учеником ценностные отношения, т.е. в любой ситуации общения с учеником учитель исходит из своих личных ценностных установок, которые понятны и открыты ученику.

Во-вторых, вся его деятельность - это подтверждение его личной жизненной и гражданской позиции, но при этом позиция учителя должна быть всегда созидательной, конструктивной, даже если в сегодняшней жизни его что-то не устраивает.

Т.е. учитель просто обязан быть человеком с развитым критическим мышлением и обязательно социальным оптимистом.

Вот какое определение дается критическому мышлению в сборнике “Критическое мышление и новые виды грамотности”; М., 2005 г.).

“Критическое мышление есть мышление самостоятельное, оно носит индивидуальный характер, это мышление свободное…

Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Критически мыслящий человек может разделять чью-то точку зрения…

Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления… Критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить…

Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников. Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик, действительно думает…

Благодаря критическому мышлению ученик рутинную школярскую работу превращает в целенаправленную, созидательную деятельность, в ходе которой он проделывает реальную работу интеллектуальную работу и приходит к решению реальных жизненных проблем. Критическое мышление – это особый вид интеллектуальной деятельности, позволяющее человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.

Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, (т.е. у него есть информационный иммунитет), сила традиции или мнение большинства. Им практически невозможно манипулировать. Критическое мышление – это способность принимать обдуманные решения о том, как следует поступать и во что верить.

И, наконец, критическое мышление – это мышление социальное, когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию”.

Поэтому классный руководитель, для развития критического мышления, постоянно использует в своей деятельности всевозможные виды парной и групповой работы, дебаты, дискуссии, различные виды обсуждения и публикации ученических работ, имеющих отношение к философии, социологии, проблемам современной жизни.

Критическое мышление развивает такие качества личности, как терпимость, умение слушать других, сопоставляя различные точки зрения и на их основе формируя свою.

Таким образом, классный руководитель становится способным приблизить цели и задачи воспитания к проблемам современной жизни, т.е. выполнить еще одну из главных воспитательных задач – задачу социализации личности.

Большую роль в социализации личности играет совместное участие классного руководителя и учащихся в проектной деятельности, в частности, с социально-образовательных проектах.

Это дает возможность перевести ученика в позицию активного члена гражданского общества, способного сделать выбор на основе нравственных ценностей.

Добиться этого можно двумя способами. Первый – это социальная адаптация, второй – неадаптивная социализация.

Социальная адаптация предполагает воссоздание в образовательной реальности устойчивой социальной конструкции жизни, к которой мы готовим детей.

Неадаптивная социализация предполагает образовательное обеспечение возможности создания ребенком собственной модели поведения и самоопределения в меняющемся мире.

Ученик получает возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект, который возникает за счет педагогического сопровождения индивидуального или группового социального действия и его рефлексивного анализа.

Вот какие социальные действия осуществляем мы (педагоги и лицеисты), участвуя в совместном социально-образовательном проекте “Все начинается с Любви или Любовь как философия жизни”:

- изучение проблемы (СМИ, соцопросы, анкетирование);

- встречи с людьми, имеющими разные точки зрения в понимании проблемы (деятели культуры, представители различных НКО, психологи, социологи, представители различных религиозных конфессий: в дискуссиях принимали участие писатели, артисты краевого драматического театра, журналисты газет “Наше Ставрополье” и “Православный политех”, депутат краевой Государственной думы В.А.Скакун, представители краевого комитета по делам молодежи, студенты Ставропольской духовной семинарии и представители религиозной организации “Служение молодежи);

  • привлечение внимания к проблеме как можно большего числа людей (листовки на улицах, акции в СГТУ, публикации в прессе);
  • участие в конкурсе исследовательских работ и творческих работ учащихся “Портфолио” в конкурсе “Свой мир мы строим сами”; в VIII Всероссийской акции “Я – гражданин России”.

В ходе реализации проекта проведены и запланированы дискуссии:

  1. “Крах Любви в глобализующемся мире или “Все начинается с Любви?”;
  2. “Мужчина и женщина в XXI веке: новые социальные роли?”
  3. Что есть свобода?”;
  4. “Разве я сторож брату своему?”;
  5. “Молодежь в пространстве культуры общества потребления”;
  6. “В чем смысл жизни?”;
  7. “Как стать социальным оптимистом?”
  8. “Молодежные субкультуры – новая информационная угроза?”;
  9. “Что значит жить по совести?”.

Почему мы выбрали именно такой проект?

В юности каждый человек мечтает о любви, ищет ее. Но то, что сегодня происходит под влиянием СМИ и массовой культуры, разрушает способность человека любить как одно из высших свойств проявления духовной сущности человека.

Любовь это то, что наполняет смыслом человеческую жизнь, дает импульс созиданию и творчеству.

Но к такому пониманию любви самостоятельно может придти далеко не каждый школьник.

Нужно помочь молодому человеку увидеть, почувствовать, осознать, что любовь многогранна. Это любовь благодарности, любовь сочувствия, сострадания, любовь прощения, покаяния, любовь терпения и смирения.

Нужно пробудить в юной душе стремление взращивать в себе такую любовь, потому что она самоотверженна, неэгоистична, созидательна.

Чтобы встречи, дискуссии и акции состоялись и носили неформальный характер, чтобы все шло “от сердца к сердцу”, классному руководителю предстоит проделать большую организационную работу.

Самая большая проблема для сегодняшних старшеклассников и людей, вовлеченных в проект, - это найти время, которое бы всех устраивало.

После 6-ти уроков ребята уставшие и уже не способны на эмоциональные порывы. А вторая половина дня у большинства занята: подготовка к ЕГЭ, платные подкурсы в вузах, куда они собираются поступать, занятия с репетиторами или в учреждениях дополнительного образования, чаще всего тоже платные. Да и люди, которых приглашаем, могут придти только в удобное для них время.

Каким же образом классный руководитель может скоординировать эту деятельность?

Прежде всего, нужно создать команду учителей-единомышленников, привлекая их тоже к участию в проекте на том основании, что проектная деятельность, а именно, социально-образовательные проекты помогут каждому учителю-предметнику максимально приблизить преподавание своего учебного предмета к проблемам современной жизни и этим самым повысить интерес учащихся к изучению данного предмета. В первую очередь это касается обществознания, литературы, биологии, МХК, информатики, физики, ОБЖ, иностранного языка.

Как, с помощью каких методических приемов, это можно осуществить?

Мы делаем это на основе интеграции основного и дополнительного образования, проектной и клубной деятельности. Как именно? Это уже отдельная тема.

Классный руководитель должен проявлять личную заинтересованность и креативные способности в организации встреч и дискуссий. Они могут проходить в виде круглого стола, дебатов, блиц-интервью, пресс-конференций, с сюрпризами для гостей, кофе-паузами, фито-баром, с музыкой и видеоклипами, с рекламой.

Такие мероприятия, конечно, дают чувство радости, наполняют созидательной энергией и запоминаются надолго.

Если классный руководитель в рамках проектной деятельности выходит с учащимися за пределы школы, то итоги таких встреч должны обязательно обсуждаться.

В рамках нашего проекта я побывала с учениками в православном молодежном клубе Ставропольской духовной семинарии, на спектаклях молодежного театра студии “Слово” при краевом Доме детского творчества. Мы смотрели спектакли “Эти свободные бабочки” и “Странник” (о поэте Н.Рубцове). Потом долго делились впечатлениями и спорили.

Дополняется проектная деятельность циклами тематических классных часов, на которых читаем и обсуждаем публикации СМИ или телевизионные передачи, связанные с темой нашего проекта. Это несколько статей известных психологов И.Медведевой и Т.Шишовой из книг “Кто соблазнит малых сих. СМИ против детей” и “Наследники царя Ирода”, телевизионные шоу “Дом-2”, реалити-шоу, рекламные ролики и др.

И, конечно же, всем, кто пытается осмыслить тему: “Любовь как философия жизни” не обойтись без поэтических вечеров, музыки, спектаклей школьного театра.

В ходе проектной деятельности и классный руководитель, и ученики вместе осваивают технологии создания и продвижения собственных проектов – фандрайзинг.

В результате у каждого из участников проекта формируются технологические навыки, определенный набор действий, необходимых для успешной реализации проекта:

  • подбор команды (инициативные, имеющие навыки групповой работы и общения);
  • обсуждение проблемы (в чем ее суть и актуальность);
  • определение форм и методов реализации проекта;
  • целевые группы;
  • продолжительность проекта;
  • ресурсные возможности;
  • привлечение к участию в проекте представителей социальных групп (в зависимости от проблемы);
  • пиар-деятельность (работа со СМИ);
  • гипотеза (предполагаемые результаты);
  • рефлексивный анализ (что получилось, что не получилось и почему);
  • работа над ошибками.

Активная проектная деятельность, как мы видим, формирует проектное мышление, которое необходимо сегодня для достижения жизненных целей.

Таким образом, если обобщить все сказанное, то можно сказать, что современный классный руководитель своим личным примером, компетентностью, созидательным мышлением, способностью выстраивать с учеником ценностные отношения и активной жизненной и гражданской позицией, способностью к постоянному самосовершенствованию помогает ученикам сформировать:

  • свое отношение к миру, свое место в нем;
  • способность к конструктивному взаимодействию;
  • умение делать постоянный осознанный выбор на основе нравственных ценностей;
  • толерантность;
  • гражданскую ответственность;
  • социальный оптимизм;
  • проектное и критическое мышление;
  • информационный иммунитет.

Нет сомнения в том, что ученики, обладая перечисленным набором качеств, смогут не только определить для себя смысл жизни, но многое сделать для того, чтобы мир, в котором мы живем, постоянно менялся к лучшему.

В заключение хочу написать стихотворение, которое родилось в нашем лицее - писали, редактировали все вместе. Мне кажется, оно отражает те жизненные смыслы, которые для нас очень важны.

Лицейские звезды

Звезды зажигаются на небе,
Звезды людям освещают путь.
Человек, каким бы звездным ни был,
Ты свое призванье не забудь!
Должен твой талант быть отдан людям,
Должен в мир нести Добро и Свет,
И любому злу, если приступит,
Должен твердо ты ответить: “Нет!”
Помни, что сказал один поэт:
“Наша жизнь всего лишь растворение,
Нас самих во всех других,
Им себя в дарение”.