Школьная психологическая служба
-
Технология развития личностной зрелости родителей 2003
В данной статье представлены обоснование, концептуальная основа, цели и задачи разработанной и апробированной нами технологии развития личностной зрелости родителей. Приводится определение личностной зрелости родителей и его структура, а так же сценарий одного из занятий, посвященного собственному детству уже взрослых участников и их взаимоотношениям с родителями.
-
Программа "Релакс" для дошкольников и младших школьников 2003
В статье кратко раскрыты основы психосаморегуляции. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
-
Программа развития компетентности в личностном самопознании младших подростков 2003
Одна из особенностей подросткового возраста - стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях. Это возраст развития интереса к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Педагогам необходимо опираться на эти потребности и удовлетворять спрос подростков на самопознание. Данная программа предназначена для педагогов-психологов, классных руководителей, работающих с подростками среднего звена школы.
-
Формирование психосоциальной компетентности воспитанников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Открытое занятие "Взгляд в будущее" 2003
Система деятельности по целенаправленному формированию психосоциальной компетентности воспитанников - недавно возникшее направление психологической службы. Для этого была разработана комплексная программа психологического содействия успешной адаптации в социуме ребенка, лишенного попечения родителей.
-
Школа-самопрезентации 2003
Данное занятие рекомендуется старшеклассникам, для развития навыков публичного выступления, умения создавать положительный имидж, преодоления психологических барьеров в коммуникации.
-
Психологическая игра-проект "Репортаж от одноклассника" 2003
Психологическая игра, предназначенная для учащихся 5-, 6-, 7-х классов. Позволяет проследить прохождение процесса адаптации, а также развитие внутригрупповых отношений. Предполагает показ творческих возможностей учащихся, выявление интересных идей.
-
Особенности образа "я" у трудных подростков 2003
Задача данной работы - рассмотреть содержание и индивидуальные различия образа "Я" у трудных подростков. В образе "Я" у трудных подростков может получать отражение внутренний конфликт между потребностью соответствовать социально одобряемым нормам поведения и ограниченной возможностью реализовать эту потребность. Этот конфликт может быть выявлен посредством изучения внутренней позиции подростков
-
Итоговый урок в психолого-педагогическом классе "Слагаемые педагогического мастерства" 2003
Основная идея урока: практическое применение полученных знаний о психологических особенностях личности педагога и учащихся в работе будущего педагога. Определение на практике слагаемых мастерства учителя.
-
Урок-игра "Крестики-нолики" для 3—4-х классов 2003
Материал представляет собой разработку занятия (внеклассного или из курса психологических занятий), направленного на формирование начальных представлений о психологии как науке, на популяризацию и актуализацию психологических знаний в игровой форме у младших школьников (3-4 класс).
-
Психолого-педагогическое сопровождение подростков по социальной реабилитации 2003
Несмотря на то, что позиции психолога и педагога изначально разделены, что осложняет процесс психолого-педагогического сопровождения, проблема места психолога в море школьных проблем решаема. Мне удалось создать систему взаимодействий психолога с педагогами через организацию проектной деятельности, которая направлена на качественное сопровождение по социальной реабилитации трудных подростков.
-
Применение психологических приемов на уроках в начальной школе 2003
Представлена разработка занятия "Тайны хорошей памяти", в которой даны упражнения для тренировки и рекомендации по развитию памяти учащихся, а так же предложены тесты, определяющие различные виды памяти.
-
Использование компьютерных игр-тренажеров в коррекции письменных нарушений у учащихся 3-х классов 2003
Коррекционная работа по устранению нарушений письма у учеников младших классов требует большого количества упражнений тренировочного характера. Использование компьютерных игр-тренажеров повышает эффективность логопедических занятий, способствует созданию положительной мотивации учащихся к этим занятиям и улучшает динамику коррекционного процесса в целом.
-
Тренинг для учителей "Люби себя" 2003
Цель данного занятия: снять напряжение, чувство тревоги, способствовать развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров у педагогов.
-
Сценарий интегрированного урока психологии — изобразительного искусства по теме: "Психология цвета". 6-й класс 2003
Интегрирование уроков психологии с уроками эстетического цикла, в частности - с уроком изобразительного искусства, предоставляет возможность шире раскрыть потенциалы каждого ребенка, развивать его творческие способности, помогает учащимся связывать теоретические знания с жизнью, вовлекает детей в процесс познания, убеждает в возможности развивать, совершенствовать себя, делает ярче рефлексию. Дает богатый материал психологу и учителю для изучения личности каждого ребенка. Такие уроки очень нравятся детям.
-
Программа практических занятий с педагогами "Навыки самопознания и саморазвития" 2003
Реформирование образования невозможно без личностного развития педагогов. Педагоги стараются управлять жизнью детей, формируя высокий уровень притязаний при высокой тревожности. Это негативно сказывается на самооценке детей, познавательной активности, волевом самоконтроле, потребности достижений, самовыражении, творчестве. Опыт практической работы, диагностика личности педагогов разных школьных коллективов позволили определить основные направления работы по личностному развитию педагогов.
-
Психологическое здоровье. Мое настроение. Классный час для 7-го класса 2003
Проведение классных часов в День здоровья во всех классах стало традиционным в нашей школе. Предлагаю вашему вниманию разработку одного из таких мероприятий, целью которого является формирование убеждения о значении настроения в психическом здоровье человека, необходимости уметь произвольно контролировать и регулировать свое настроение.
-
Неделя "На отлично" 2003
Успешно занимающиеся учащиеся лучше относятся друг к другу, к учителям, к родителям. Неделя "На-отлично" помогает получить положительные эмоции и удовлетворение учащихся и их родителей в таком празднике, как праздник матери. У слабых и девиантных учащихся надо воспитывать любовь к школе, давая возможность участвовать в разных школьных мероприятиях, приобщать их родителей к школе, давая почувствовать им гордость за своего ребенка.
-
Уроки психологии в начальной школе 2003
Я веду в школе уроки психологии. Аргументация в пользу ведения психологии как учебного предмета проста и убедительна: дети в школе изучают законы развития общества и превращения материи, закономерности роста живых организмов и преобразования кислот, но не изучают закономерности и принципы собственного внутриличностного развития. Мы говорим детям: "Обратите внимание, давайте подумаем, как вы помните", но не объясняем сущность внимания, мышления или памяти.
-
Тренинг родительской эффективности в системе работы школьного психолога 2003
Предлагаемая программа представляет собой сценарий тренинга родительской эффективности. Цель тренинга - обучение взрослых навыкам эффективного общения с ребенком в современных социально-экономических и культурных условиях на основе установления и развития партнерских отношений с детьми. Тренинг предназначен как для родителей, так и для воспитателей, педагогов, практических психологов.
-
Развитие интеллекта младших школьников 2003
Развитие умственных способностей ребенка - важная задача его всестороннего развития. Помимо того, что учитель должен дать детям определенную сумму знаний, необходимо постоянно развивать интеллект каждого ребенка. Оптимальным периодом становления интеллекта является младший школьный возраст.
-
Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном учреждении в период адаптации на различных ступенях обучения 2003
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном учреждении в период адаптации на различных ступенях обучения" обеспечивает сформированность у учеников 1-ых, 5-ых, 10-ых классов психологические свойства и умения, необходимые для успешного развития, обучения и общения на соответствующем этапе обучения, у педагогов и родителей - навыки психологического мониторинга, потребности в рефлексии.
-
Игровой тренинг по межличностному общению 2003
Переходный период учащихся начальной школы в среднюю может сопровождаться появлением разного рода трудностей. Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной "группы риска". Одним из видов психологической помощи, которая может оказываться в связи с задачами профилактики трудностей в обучении и воспитании таким детям - это работа в группах. Урок - одна из активных форм с пятиклассниками.
-
Коррекционно-развивающая программа для работы с дезадаптированными детьми 10—12 лет в форме психологического тренинга 2003
Программа направлена на работу с детьми, перешедших в среднее звено и столкнувшихся с рядом психологических проблем. В качестве основной причины вовлеченности детей в кризисные ситуации мы рассматриваем различные формы дезадаптации. Основная цель тренинга: создание условий для успешной адаптации ребенка к учебной деятельности.
-
Опыт работы психологической службы "Твой дом" детского санатория "Черная речка" 2003
Оказание своевременной психологической помощи отдыхающим детям и взрослым. Снятие мышечного напряжения, обучение методам саморегуляции внутреннего состояния. Использование методов арттерапии в работе с отдыхающими. Развитие позитивных качеств личности, творческих способностей, эмоционального мира детей, формирование ценностных ориентаций на индивидуальных и групповых занятиях. Профконсультирование. Компьютерная диагностика.
-
Проблемы самоопределения сельских подростков в Республике Саха (Якутия) 2003
Попытка проанализировать проблемы самоопределения сельских подростков к жизненному выбору. Существенное влияние на выбор старшеклассниками жизненного пути и будущей профессии оказывает этнокультурный фактор.
-
Преподавание психологии в школе 2003
В педагогической гимназии № 3 города Минска психология преподается 12 лет. Ее изучением охвачены ученики 5-11-x классов. Преподавание опирается на концепцию Я.Л.Коломинского, в которой предусмотрен переход от пассивно-информационной парадигмы к рефлексивно-деятельностной. В обучении используются активные методы.
-
О темпераменте с интересом 2003
Цель: закрепление понятия темперамент. Обогащение представлений о психологических особенностях человека, совершенствование умения оперировать понятиями, применяя различные игровые и практические методы и приемы в работе (рисование портретов, прослушивание мелодий, стихосложение).
-
Конференция как форма психолого-педагогического просвещения родителей 2003
Конференция является одной из форм психолого-педагогического просвещения родителей и предполагает такое взаимодействие, при котором обсуждение нравственных, общечеловеческих, социальных и других проблем сближает семью и школу и не позволяет взрослым оставаться равнодушными к будущему нашего общества.
-
Организация сопровождения детей в ГОУ "Областной центр диагностики и консультирования" г. Новосибирска 2003
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание оптимальных условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальными возможностями, способностями. В этом и заключается основная цель деятельности Центра диагностики и консультирования.
-
Модель взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ 2003
В работе раскрывается возможность построения диагностической и коррекционно-развивающей деятельности на интегрированной основе, обосновывается структура модели. Взаимодействие логопеда и психолога направлено на уточнение типологии индивидуальных различий в структуре дефекта, обмена диагностической информацией, отработки приемов профессионального сотрудничества двух разных специалистов.