Основное формирование личности ребенка, а так же процесс социализации, прежде всего, начинаются в семье. Родители активно участвуют в построении ребенком “образа Я”, ценностных ориентаций, в развитии его интеллекта, эмоций, в формировании мировоззрения, таким образом, влияя на отношение ребенка к себе, другим, миру (Венгер Л.А., 1970; Эйдемиллер Э.Г., 1978; Алексеева Л.С., 1980; Захаров А.И., 1982; Спиваковская А.С., 1986; Варга А.Я., 1986; Хямяляйнен Ю., 1993; Овчарова Р.В., 1996; Куликова Т.А., 2000 и др.). В связи с этим возникает вопрос, который очень точно сформулировал Л.Д. Шулик (2003): могут ли родители передать детям или пробудить в них то, что сами по настоящему внутри себя не имеют?
Самым лаконичным и однозначным ответом могут быть слова великого К.Юнга: “Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью”. Эту точку зрения подтверждают ряд современных исследований: в своей семье депрессивные матери создают обстановку конфликтных, враждебных, равнодушных отношений, которые отрицательно сказываются на развитии ребенка (Colletta,1983; Hammen, Burge & Stansbury,1990). Для этих детей характерно агрессивное поведение, нарушения внимания, плохой уровень социальной компетентности – все это указывает на отрицательные влияния условий, созданных депрессивным родителем (Dodge,1990). Е.Н. Спирева и А.Г. Лидерс (2001) доказали, что родитель с теми или иными личностными особенностями реализует определенный стиль семейного воспитания. Например, интровертированная мама, погруженная только в свой внутренний мир, склонная к мечтам и фантазиям, не замечает, что ее ребенок взрослеет, культивирует в нем детские качества, инфантилизирует его. У нее много своих личностных проблем, которые она решает за счет ребенка.
Обратившись к классике, мы обнаружили высказывание Л.Н. Толстого, в котором, на наш взгляд, превосходно сформулирован главный принцип воспитания: “Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?”.
Таким образом, социальная значимость и массовый характер родительства определяют целесообразность создания и внедрения программ по развитию личности родителей, по формированию личностной зрелости, т.к. все недостатки родительской личности неизбежно сказываются на развитии детей, отзываясь проблемами в адаптации к детскому саду, школе, в не умении общаться, строить отношения и т.д. О необходимости подобной работы с родителями и ее влиянии на развитие общества говорится давно, однако, она до сих пор не приобрела массовый характер. К сожалению, многие родители слишком поздно понимают, что те или иные воспитательные воздействия оказались неэффективными: ребенок уже ушел из дома, у него уже нет друзей, он уже терпеть не может школу, он уже грубит родителям, которые все делали для его же блага, дочка уже вышла замуж, а мама, пожертвовавшая своей личной жизнью, уже осталась одна. Некоторые так никогда и не поймут, что методы воспитания подбирали, опираясь на свои личностные особенности, а какие-то вынесли из родительской семьи (жаль только, что забыли, как обижались сами на такое несправедливое обращение) и еще долго будут обвинять детский сад, школу, общество за то, что их ребенок вырос НЕ ТАКИМ.
В свете сказанного, мы обратились к понятию личностная зрелость родителей. Под личностной зрелостью родителей мы понимаем системное образование, представляющее единство личностных и родительских составляющих, направленных на творческую реализацию процесса воспитания и развития ребенка в семье. К личностным составляющим относятся ответственность, активная жизненная позиция, адекватное понимание самого себя, аутентичность, стремление к самопознанию, самореализации, саморазвитию, сформированные ценностные ориентации, способность совершать свободный выбор и умение строить зрелые межличностные отношения. Родительские составляющие включают: принятие “внутренней позиции родителя” (Захарова Е.И., 2003), осознание ответственности за реализуемые воспитательные воздействия, умение гибко строить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества, “сходство семейных ценностей” (Торохтий В.С., 2001), родительскую любовь как высшее проявление родительских чувств (Спиваковская А.С., 2000).
Критериями реализации этих составляющих являются компоненты (когнитивный, поведенческий, эмоциональный), представляющие структуру личностной зрелости родителей:
1) когнитивный компонент – представление о себе как активном субъекте жизнедеятельности, который совершает свободные выборы и несет за них ответственность; представление о ребенке как равноправном члене семьи, мнения, эмоции, чувства которого являются значимыми и ценными; представление о процессе воспитания как развитии, а не исправлении недостатков, как творчестве и возможности для самореализации.
2) эмоциональный компонент – принятие своих слабостей и недостатков, развитое чувство любви и уважения к собственной личности; безоценочное и безусловное принятие ребенка: сообщение ему о том, что он дорог и любим просто за то, что он есть; принятие “внутренней позиции родителя”, проявление родительской любви: “Любить ребенка – значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть, не рассуждать, а вместе с ним чувствовать” (Корчак Я., 1990).
3) поведенческий компонент - действия по отношению к себе, направленные на самопознание, саморазвитие, самореализацию; навыки сотрудничества с ребенком (умение говорить о своих чувствах, слышать то, что говорит ребенок, решать конфликт по типу “выиграть-выиграть”, выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом и т.д.), умение выразить в действенной форме любовь и принятие ребенка.
Необходимость создания технологии развития личностной зрелости родителей обусловлена противоречием между безусловным влиянием личности родителя на личность ребенка и отсутствием в большинстве программ для работы с родителями задачи личностного развития участников.
В широком смысле слова под “технологией” мы будем понимать систему знаний о последовательности действий для достижения поставленных целей. Характерными признаками технологии являются: концептуальная основа, детальное описание целей, системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности процесса, гарантированность достигаемых результатов, оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий (Борисова Н.В.,1997; Селевко Г.К.,1998;).
Концептуальная основа. В качестве основопологающих положений технологии выступают системный подход (Ломов Б.Ф., 1984), личностно-ориентированная гуманистическая парадигма развития личности (Берулава Г.А., 2003); концепция реориентации Е.В.Сидоренко (2002); положение философии экзистенциализма (Сартр Ж.П.,1989) о свободе выбора и ответственности за него; идея Т. Гордона (1975) о развитии навыков общения у родителей, адаптированная для российской культуры Ю.Б. Гиппенрейтер(2001) и И.М. Марковской (2002).
С позиций системного подхода предлагаемая технология должна стимулировать развитие и совершенствование всех компонентов личностной зрелости родителей в их единстве.
Реализация личностно-ориентированной гуманистической парадигмы развития личности предполагает в качестве основных условий развития личности удовлетворение ее базовых потребностей: потребность в комфортных межличностных отношениях, обеспечивающих удовлетворяющий субъекта социальный статус; потребность в понимании (в наличии интимно насыщенных, духовных, исповедальных межличностных отношениях); потребность в наличии жизненных целей и смыслов; потребность в познании окружающего мира; потребность в реализации творческого потенциала. Основная идея состоит в том, что человек – сам творец своей судьбы, а не игрушка в руках внешних сил и неконтролируемых сознанием инстинктов, источник собственного развития. Формой развития личности с этой точки зрения выступает самоактуализация (важнейшим критерием развития человека является степень его активности и возможности изменять социум в своих интересах, реализация творческого потенциала). Источником развития при этом выступает собственная активность личности.
Концепция реориентации Е.В.Сидоренко (2002), основана на принципах адлерианской терапии. По мнению А. Адлера, терапия включает три фазы:
- исследование жизненного стиля личности;
- “инсайт” в постижении этого жизненного стиля;
- реориентация, преобразование, изменение принятой личностью концепции жизни и усвоенных способов поведения (Adler A., 1932).
Трем этим фазам предшествует “нулевая” фаза терапии, в процессе которой налаживаются демократические доверительные отношения терапевта с клиентом. В отличие от А.Адлера, Е.В. Сидоренко считает, что реориентация должна трактоваться не как изменение жизненного курса, а как раскрытие целого веера возможностей. Это не исправление ошибок, а поиск новых ориентиров.
Формой реализации технологии является личностно-ориентированный психологический тренинг как метод преднамеренных изменений человека через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия (Евтихов О.В., 2003). Тренинг активизирует стремление участников к познанию себя и самосовершенствованию, позволяет каждому из них принять “авторство собственной жизни” (Кочюнас Р., 2000). Как отмечает В.Е. Каган (1998), тренинг дает реальное знание, т.е. возможность пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит вообще. К. Рудестам (1993) называет тренинговую форму “ядром обучающего опыта, а в некоторых случаях – единственным успешным методом обучения и изменения человека”. Он отмечает, что “наблюдая происходящие в группе взаимодействия, каждый участник может идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Все переживания и поток опыта, порождаемые в группе, позволяют каждому участнику проанализировать и переоценить многие ограничивающие его установки и убеждения. Также в процессе тренинга участники могут смоделировать и опробовать различные навыки, которые в дальнейшем они могут перенести в обычную жизнь”.
Принципы организации и работы тренинговой группы
Работа группы в рамках предлагаемой нами технологии строится в соответствии с общими принципами групповой работы (Петровская Л.А., 1982; Рудестам К., 1993; Макшанов С.И.,1997; Прутченков А.С.,2001 и др.).
Специфическими принципами для данного тренинга являются:
– принцип постоянного состава группы: после начала занятий новые люди не принимаются, если кто-то из участников захочет уйти, он должен рассказать о своем решении группе, обосновать его, получить обратную связь от каждого участника; пропустившие два занятия включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом участникам необходимо рассказать обо всем, что произошло в группе во время их отсутствия.
– принцип комплектования группы: в группу принимаются мужчины и женщины, являющиеся родителями, а так же те, кто уже планирует стать родителями. Состав группы от шести до двенадцати человек.
– принцип погружения: продолжительность одного занятия не менее трех часов, 2-3 раза в неделю. Это обусловлено тем, что много времени (особенно первые несколько занятий) уходит на эмоциональное вхождение участников в групповые процессы. Такой режим позволяет участникам систематически и последовательно производить изменения в себе. Если есть возможность то, можно спланировать эти занятия по типу тренинг – марафон, продолжительностью от 6 до 12 часов в день. При таком режиме ведущему приходится затрачивать меньше времени на погружение участников в групповую действительность, уменьшается их сопротивляемость и возможна более глубокая проработка Я-концепции, однако участники могут оказаться неготовыми выйти с этими изменениями в прежнюю действительность. В результате данные изменения могут оказаться менее устойчивыми, без дальнейшего сопровождения и закрепления (Дзен Н.В., Пахомов Ю.В.,).
– принцип свободы выбора и ответственности за него: каждый участник должен быть осведомлен о том, что он самостоятельно выбирает: степень активности, искренности, доверия в группе, то насколько точно он будет соблюдать правила группы, будет ли он что-нибудь делать для того, чтобы получить то, зачем пришел на тренинг. Каждый участник несет ответственность за свои выборы. Она может быть в виде эффективности результатов тренинга, отношения группы к данному участнику и его собственного отношения к себе.
Фазы развития тренинговой группы:
Динамика группы в целом совпадает с описываемой в литературе динамикой группового процесса (Большаков В.Ю.,1996; Спиваковская А.С.,2000; Евтихов О.В.,2003). Она содержит три традиционно выделяемые фазы:
1) фаза ориентации и зависимости;
2) фаза конфликтов;
3) конструктивная фаза.
Методические средства, используемые в тренинге: диагностические процедуры, информирование, психогимнастические упражнения, тематическое проэктивное рисование, анализ ситуаций (по типу баллинтовских групп), элементы музыкотерапии, ролевые игры, домашние задания, творческая визуализация, упражнения на межгрупповое взаимодействие, элементы современной психотерапевтической практики.
Подготовка ведущего тренинга
Ведущий тренинга, его личностные особенности, профессиональные знания и умения являются, в определенном смысле, средством развития, как личности каждого участника, так и группы в целом. Ведущий обязательно должен иметь опыт участия в тренинговых группах. Для эффективного использования технологии, желательно наличие у ведущего навыков тренинговой работы. Стиль управления группой в соответствии с гуманистическим направлением психотерапии (Роджерс К.) максимально не директивный, побуждающий участников проявлять активность и принимать на себя ответственность за происходящее. Не смотря на то, что деятельность ведущего изначально должна быть ориентирована на развитие личности участников и работу с их проблемами, ведущий проводит работу, направленную на развитие группы, т.к. в тренинге именно группа является основным средством работы с личностью.
Содержательная часть. Цель тренинга – развитие личности родителя и обучение основным приемам сотрудничества с детьми. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- проработка проблем, вынесенных из родительской семьи (коррекция опыта первичной семьи);
- формирование мотивации на личностные изменения;
- прояснение ценностно-мотивационной сферы личности и ее развитие;
принятие “авторства собственной жизни” (Кочюнас Р., 2000);
формирование позитивной Я-концепции;
развитие рефлексии и самопознание;
повышение компетентности в решении трудных ситуаций межличностного общения;
расширение осознанности мотивов воспитания и формирование навыков сотрудничества с ребенком;
- осознание своих внутренних запретов и формирование ощущения внутренней свободы и уверенности;
активизация творческого потенциала;
осознание жизненного сценария;
принятие активной жизненной позиции.
Программа тренинга рассчитана на 36 часов: 12 занятий по три часа. Опыт показывает, что это минимальное время, необходимое для достижения результата. Основная идея тренинга заключается в мысли о том, что личностная зрелость родителей является необходимым условием для полноценного развития детей, благоприятного эмоционального климата внутри семьи и умения сделать свою жизнь интересной и привлекательной. Главный принцип нашего тренинга может быть сформулирован высказыванием К.Юнга: “Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы, прежде всего, внимательно проверить, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих”.
Тренинг включает в себя три блока, исходя из нашего представления о структуре личностной зрелости родителей. Первый блок построен как центрация на взаимоотношениях с собственными родителями, отреагирование своих негативных детских переживаний, поиск истоков некоторых форм поведения; второй – исследование своего жизненного стиля и принятие “авторства собственной жизни”; третий – формирование навыков эффективного межличностного взаимодействия: умение говорить о своих чувствах, навык активного слушания, умение решать конфликты по типу “выиграть-выиграть”.
Во втором блоке занятий основной акцент делается на развитии ответственности участников по отношению к своей жизни, воспитанию детей, супружеским и семейным отношениям. Ответственность – одна из важнейших характеристик личностной зрелости. Большинство людей воспринимают ответственность как нечто тягостное, связанное со словом “должен”, с отсутствием выбора и свободы. На наш взгляд больше возможностей дает понимание этого качества в философии экзистенциализма и экзистенциальной психотерапии (Сартр Ж.П., Ялом И., Кочюнас Р.): человек ответственен, а значит, свободен, т.е. он обладает свободой выбора, т.к. именно он несет ответственность за все выборы в своей жизни (не обстоятельства, не судьба, не другие люди). Нести ответственность – это значит не испытывать чувства вины, стыда, злости, обиды (не на кого обижаться, я сам это выбрал). Ответственность за свои чувства, проекции, действия помогает избежать и предупредить многие ошибки в воспитании. А умение найти компромисс между свободой и ответственностью, свободой и вседозволенностью в процессе воспитания детей и в первую очередь в своей собственной жизни поможет становлению здоровых, ответственных и свободных личностей.
Данная технология была апробирована и показала свою эффективность. Она может быть одной из форм работы с родителями в рамках школьной психологической службы.
В качестве примера, предлагаем одно из занятий, которое, по отзывам участников тренинга, было одним из самых волнующих, глубоких и значимых. По нашему мнению, это занятие является важным и наиболее сложным как для участников, так и для ведущего. В нем много эмоций и много боли – речь будет идти о собственном детстве взрослых людей и об их взаимоотношениях с родителями. Этим занятием заканчивается первый блок тренинга, самая важная цель которого - появление сознательной мотивации на личностные изменения, что обеспечивает возможность дальнейших изменений и успех тренинга в целом.
Занятие №3. Все мы родом из детства…
Цели: проживание негативных чувств по отношению к своим родителям, осознание жизненного сценария, формирование чувства принятия и доверия в группе, закрепление мотивации на личностные изменения.
Содержание занятия:
1) Ритуал приветствия.
2) Упражнение “Здравствуй, я тебя помню” (Прутченков А.С.) – способствует настрою на доверительный стиль общения, дает возможность услышать представления о себе от других участников.
3) Упражнение “Детский сад” (Сидоренко Е.В.) – направлено на экспериментирование с детскими эго-состояниями, раскрепощение группы, погружение в мир детства.
4) Медитация “Родительские заветы” – способствует актуализации воспоминаний о том, что внушали родители, и какую роль это сыграло в жизни, направлено на осознание чувств по отношению к воспитательным воздействиям своих родителей и сценария жизни своей семьи.
5) Упражнение “Разговор с родителями” – это упражнение “катарсис”, направлено на проживание негативных чувств по отношению к родителям, освобождение от “груза” невысказанных обид.
6) Упражнение “Эмбрион” – направлено на возникновение ощущения доверия и принятия, дает возможность участникам группы проявить заботу друг о друге, побыть наедине с собой в обстановке защищенности и безопасности.
7) Ритуал прощания.
Технология выполнения: (первые три упражнения описаны у указанных авторов)
4) Медитация “Родительские заветы”
Материалы: музыка для медитации
Время: 25 мин.
Инструкция: Устройтесь поудобнее, представьте, что вам хочется отдохнуть, расслабиться, снять напряжение. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Почувствуйте, как каждая клеточка вашего тела наполняется теплом. Дыхание ровное и свободное. Приятная и теплая волна охватывает все ваше тело. Вам хорошо и спокойно. Побудьте в этом спокойном расслабленном состоянии (можно дать одну минуту).
Представь себя сидящим в зрительном зале. Зал абсолютно пуст и затемнен. Перед тобой экран. Посмотри на все происходящее со стороны. Сумей увидеть себя в зале, экран, пустые кресла. Вот экран замерцал, и появилась картинка из твоего детства. Посмотри, что там изображено. Кто на ней есть, что говорят? Теперь на экране появляются твои родители. Посмотри на них, какие чувства у тебя появились? Вспомни, что они говорили о деньгах, о любви, о работе, о жизни, о том, какими должны быть мужчины и женщины, мальчики и девочки, что хорошо, а что плохо, может быть была какая-то любимая поговорка или фраза, которую они любили повторять? Экран гаснет. Ты встаешь с кресла и направляешься к выходу, туда, где мерцает свет и находится дверь…
Обсуждение: Как вы себя чувствуете? Что вы увидели? Что вспомнили из того, что говорили родители? Как это повлияло на вашу жизнь? Какой жизненный сценарий вы в этом увидели? Рекомендации ведущему: Медитации предшествует подготовка – расслабление, погружение во внутреннее состояние. Текст медитации читается медленно, дается время, чтобы участники могли визуализировать образ. Главная задача – помочь в осознании того, как родительские представления о жизни повлияли на устройство собственной жизни, что помогало, что мешало, и как, оказывается, сильно влияют на детей некоторые небрежно брошенные фразы родителей: “Мужчины – свиньи!”, “Леди так не сидят”, “Сколько денег не зарабатывай все равно мало”, “В нашем роду все женщины в браке несчастны” и т.д. Многие участники после этого упражнения находятся в состоянии унылого осознания того, что сам механически воспроизводишь в своей жизни то, что раньше получил от других, и передаешь эти неэффективные и ущербные образцы поведения, отношения к чему-либо своим детям.
5)Упражнение “Разговор с родителями”(идея С.С. Фридрик)
Материалы: повязки на глаза, фонограмма, записанная в последовательности: песня о маме: “Мамины глаза” (Е. Мартынов) или “Материнская любовь” (слова А.Петрова, поет Т.Калинина) или “Это слово – мама” (стихи А. Экимяна, поет В. Кикабидзе), затем спокойная музыка без слов (Chris Spheeris “Mystic Traveller”) на 15минут, затем песня о папе и снова спокойная музыка.
Время: 1 час, 20 мин.
Инструкция: выберете себе пару, устройтесь подальше от других напротив друг друга, завяжите глаза. Когда услышите музыку, скажите своей маме все, что хотели сказать, но никогда не могли, когда музыка станет тише, говорить начинает другой партнер. Затем музыка вновь станет тише, и точно также вы скажите своему отцу, все, что хотели сказать, но никогда не могли.
Обсуждение: проводится после упражнения “Эмбрион”.
Рекомендации ведущему: это очень эмоционально тяжелое упражнение, почти всегда сопровождается слезами, участникам ни хочется больше ничего говорить, поэтому мы рекомендуем после него провести упражнение “Эмбрион”, во время которого будет время подумать, прожить чувства, которые возникли наедине с собой, находясь при этом в безопасности и тепле, которое дает поза эмбриона.
6)Упражнение “Эмбрион”
Материалы: музыка как для медитации
Время: 15 мин. на одного участника
Инструкция: оставаясь в этих же парах, один участник принимает позу “эмбриона”: сгибает ноги в коленях, обхватывает их руками, подтягивает к груди и пригибает голову. Другой участник садится сзади, раздвинув ноги и слегка согнув их в коленях, прижимает к себе “эмбриона”. Через некоторое время вы поменяетесь.
Обсуждение: Как вы себя чувствуете? О чем хотелось бы сказать после этих упражнений? Как вы чувствовали себя в позе “эмбриона” и в роли матери или отца? Какие мысли или желания появились по поводу взаимоотношений с родителями?
Рекомендации ведущему: после обсуждения важно присоединиться к чувству очищения, освобождения от негативных переживаний, которое появится у многих участников, прийти к выводу, что наши родители воспитывали нас, как умели, как могли, сейчас их надо принять такими, какие они есть, а вот у нас с вами есть шанс не повторить ошибок и перенять все ценное, что было.