Цели и задачи урока:
– соприкоснуться с глубинной сущностью цвета; активизировать знания детей в области психологии и изобразительного искусства;
– развивать у детей способность к ощущению, восприятию, творческие задатки, умение видеть красоту окружающего мира;
– воспитывать эмоциональный отклик на цвет, вызвать желание познавать и выражать себя, желание использовать в работе выразительность цвета (тональность оттенков, разнообразное сочетание цветов, музыкальность);
– продолжать развивать творческую самостоятельность, коммуникативность.
Оборудование:
репродукции К. Петрова-Водкина “Девушки на Волге”, “Купание красного коня”, П.Пикассо “Старый нищий с мальчиком”, “Девочка на шаре” и др., рис.1 – “Контуры”, рис.2- “Предметы”, таблица 1 – “Психологическое проявление цвета”, таблица 2 – “Мое отношение к уроку”; раздаточный материал к адаптированному восьмицветному варианту цветового теста М. Люшера (автор Л.Н. Собчик), набор цветных кругов, альбомные листы, краски (акварель), цветные карандаши, фломастеры, тетради по психологии, магнитофон, выставка рисунков детей.
Ход урока.
Психолог. – Ребята, сегодня у нас встреча двух предметов – психологии и изобразительного искусства. Интересно, смогут ли они найти общий язык, будет ли вам интересно на таком уроке? Пожалуйста, с помощью цвета изобразите свое эмоциональное состояние на данный момент. Посмотрите на изображение и напишите три слова, которые первыми придут вам на ум.
– Вспомните, как называется психический процесс, который дает нам возможность определить цвет?
– В тетрадях схематично изобразите орган чувств, обеспечивающий восприятие цвета.
– Древние называли наши глаза “окнами” организма, “вратами восприятия”. Закройте на минуту глаза и представьте, что все цвета исчезли из окружающего мира. Какая картина предстала перед вами? Меняется ли от этого настроение человека?
– Существует наука о психологии цвета, а психологов, которые изучают воздействие цвета на человеческую психику, называют цветопсихологами.
Преподаватель ИЗО (обращает внимание на репродукции картин) – Цвет изучают не только психологи, но и художники. Они используют полученные знания, создавая неповторимые произведения искусства.
Вы замечали, что цветовая гамма полотен одного художника отличается от цветовой гаммы другого? У многих художников есть свои любимые цвета. Вспомните, кто любил писать свои картины красным и синим цветом?
Интересно, что известный художник Пикассо даже разные периоды своего творчества называл “именами” цвета - период розовый, период голубой. А какими цветами любите рисовать вы? Здесь выставка ваших картин, и хорошо заметно, какие цвета предпочитают их авторы.
У кого из вас предпочтение определенной палитры красок проявилось более ярко? Кто хочет предать свои впечатления, чувства, которые возникли при рассматривании рисунков ваших товарищей? (Беседа с детьми).
Психолог. – Скажите, ребята, как называются ощущения, которые мы получаем при помощи кожи? Оказывается, кожа может давать нам не только тактильные ощущения. Ученые провели много исследований, и оказалось, что существует еще и кожное зрение. Это зрение проявляется у людей с низким порогом цветовых ощущений. Вспомните о порогах ощущений, что вы можете о них рассказать? (Беседа с детьми).
Психолог А.Н.Леонтьев проводил следующий эксперимент. На ладонь человека направлялся цветовой луч, надо было определить его цвет. Люди, участвовавшие в эксперименте, научились “различать” цвета “ладонью”. Удивительно? Да, мы с вами обладаем скрытыми, еще не изученными возможностями. А как вы развиваете свои ощущения, например, зрительные?
Преподаватель ИЗО. – Часто, благодаря именно цвету, мы узнаем, что за предмет перед нами. Волшебник-цвет оживляет все вокруг. Сегодня я вам предлагаю немножко побыть волшебниками. Посмотрите, здесь три одинаковых круга (рис.1). Как не меняя контур, превратить их в разные предметы? Конечно, при помощи цвета. Вот что получилось у меня (рис.2). Какие предметы перед вами? (Яблоко, апельсин, помидор). А теперь волшебниками будете вы. На альбомном листе нарисуйте три одинаковых контура-овала. Используя цвет, превратите их в три разных предмета. Если хотите, используйте другие контуры. Можно объединяться в пары по желанию.
Ученики объединяются в пары, рисуют. Тихо звучит классическая музыка.
Двигаясь по кругу, ученики вместе с преподавателем ИЗО рассматривают свои работы, расположенные на ковре в центре класса. Выбирают понравившиеся работы, анализируют.
В это время психолог раскладывает на столах материал к адаптированному восьмицветному варианту цветового теста М. Люшера.
Психолог. – Цвет близок нашим душам. Вы хотели бы больше узнать о себе, о своем внутреннем мире? Тогда я предлагаю вам цветовой тест известного психолога Макса Люшера. (Проводится тестирование).
Ребята, с результатами тестирования мы вас познакомим на следующем уроке. А сейчас у нас игра – “Передай цвет по кругу”. Один человек задумывает цвет и по моему сигналу передает его молча через ладонь стоящему рядом. Сконцентрируйте свое внимание, постарайтесь внутренне ощутить передаваемый вами цвет. Верно определить и передать его вы сможете только тогда, когда постараетесь почувствовать друг друга.
Дети играют в игру “Передай цвет по кругу”. Рефлексия.
Психолог. – Древние индусы считали человека цветоносным, а индийские йоги утверждают, что организм человека соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов. Сотни поколений ученых пытались разгадать загадку влияния цвета на наш внутренний мир. Как же воздействует цвет на человеческую душу? (Беседа с детьми). (таблица 1).
Таблица 1.
Психологическое проявление цвета |
|
Красный цвет |
возбуждающий нервную систему, согревающий, энергичный |
Оранжевый цвет |
веселый, добрый, радостный |
Желтый цвет |
теплый, бодрящий |
Зеленый цвет |
создает спокойное, приятное и мирное настроение |
Синий цвет |
серьезный, печальный, сентиментальный |
Фиолетовый цвет |
одновременно и притягивающий и отталкивающий, полон жизни и вызывающий тоску и грусть |
Преподаватель ИЗО. – Ребята, то как цвет воздействует на человека, как он воспринимается им, учитывается художниками-дизайнерами, консультантами по цвету. Учитывается, например, то, что синий цвет воспринимается нами как сладость, а зеленый, как горечь. Как вы думаете, какого цвета лучше всего делать упаковки для сахара? Верно, сахар в упаковках синего цвета раскупают быстрее, нежели в зеленых.
Психолог. – Цвет интересует не только художников, медиков, музыкантов, но и поэтов, писателей. Послушайте рассказ. Его написала ученица 5-го класса Казакова Лида. Назвала она его “Розовый цвет”.
“Когда только восходит солнце, - все вокруг розовое-розовое, словно со всего мира собрались лепестки розовых роз и облепили небо. У меня есть розовое ожерелье. Бусинки – словно утренняя роса в розовом цвете.
Когда после дождя показывается радуга, на ней можно с легкостью отыскать розовый цвет. А туман… Да! Да! Он тоже может быть розовым. Да, розовый цвет- самый живой и прекрасный цвет в мире!”
Психолог. – Что вы чувствовали, когда слушали этот рассказ? Если у вас возникло желание написать рассказ о своем любимом цвете, сделайте это сейчас. Можно составить рассказ устно (тихо звучит классическая музыка. Дети составляют рассказы).
Рассказы, составленные детьми.
Рассказ Кристины Трушниковой “Мой любимый цвет”.
Ультрамариновый цвет, это ближний брат зеленого и бирюзового, это цвет морской волны. И камни есть такого же цвета. Они в воде, как в чистом зеркале, светятся каждый день. А у мамы моей такого же цвета глаза. Я любуюсь ими каждый день и радуюсь, как они блестят и отливают зеленой волной.
Рассказ Саши Малянова “Черный цвет”.
Черный цвет – самый темный цвет в мире. Если бы не было черного цвета, то ночью не было бы видно звезд и месяца.
Я люблю черный цвет. Я всегда люблю им рисовать. Черной ночью я люблю выходить на улицу. Черной ночью очень хорошо выделяется снег, звезды, месяц. Черный – самый лучший цвет в мире. Черный – могучий цвет, самый сильный среди цветов. Я – черный цвет. Я люблю закрашивать светлые цвета. Когда наступает утро, я ухожу спать. Но когда солнце уйдет за горизонт, я просыпаюсь и закрашиваю все вокруг цвета. Я самый сильный цвет.
Преподаватель ИЗО. – Ребята, давайте подведем итог нашему уроку. Перед вами цветовые символы (таблица 2). Давайте условимся, что будет обозначать каждый из них. У вас круги такого же цвета. Поднимите те цвета, которые символизируют ваше отношение к уроку. Рефлексия.
Таблица 2.
Мое отношение к уроку |
|
Красный цвет |
понравилось на уроке |
Черный цвет |
не понравилось на уроке |
Желтый цвет |
узнал новое на уроке |
Зеленый цвет |
я был активен на уроке |
Синий цвет |
я бы хотел, чтобы такие уроки были еще |
Психолог. – Как вы думаете, удалась ли встреча психологии и изобразительного искусства? Сумели эти два предмета подружиться?
Выставляем оценки за урок.
Домашнее задание: попробуйте определить любимый цвет своих друзей, родственников и знакомых; в чем это проявляется.
Благодарим детей за участие в уроке.