Цели и задачи:
- обобщение психологических понятий (или знакомство с психологией – что она изучает);
- развитие познавательной сферы личности учащихся (внимания, памяти, логического и творческого мышления); навыков взаимодействия, общения;
- воспитание коллективизма; развитие познавательного интереса к психологии.
Материалы:
- игровое поле – 9 клеток (3 x 3),
- карточки с изображением “Х” и “О”,
- таблицы к заданиям “Мнемозина” – изображение 25 предметов “рис. 1”,
Рис. 1
- “Профессор Мышление” – 3 карточки “Найди девятый” “рис. 2, 3 ,4”,
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
- “Лучик Внимания” – изображение геометрических фигур и цифр “рис. 5”,
Рис. 5
- “Витрина” – карточки со скороговорками,
- “Черный ящик” с изображением пирамидки, листы для работы, фломастеры.
Примечание: задания могут варьироваться, их можно упростить / усложнить – в зависимости от уровня знаний, возможностей, подготовленности группы – на усмотрение педагога. Правила игры тоже могут изменяться.
Ход занятия.
Организационный момент.
Педагог сообщает ребятам: на этом занятии мы играем в “Крестики – нолики”. Мы сможем вспомнить, о чем говорили на занятиях по психологии, обобщить наши психологические знания, потренировать свой интеллект, проверить, насколько мы умеем сотрудничать. (Или, если занятие самостоятельное: познакомимся с интересной наукой – психологией, узнаем, что она изучает).
Правила игры:
Участвуют 2 команды – “крестиков” и “ноликов”, на доске – поле из 9 квадратов (3Х3), каждый квадрат содержит задание и имеет соответствующее название, задания – по темам, которые изучались в учебном году.
Команда, которая делает первый ход (по жребию), выбирает квадрат-задание. Задание выполняют обе команды; в игровом поле ставится знак той команды, которая правильно и быстро выполнила задание. Также совместно можно оговорить нюансы (например, если обе команды выполнили задание верно, можно поставить знак команды, выбиравшей задание, а можно объявить ничью и не ставить никакого знака). Выигрывает команда, которая поставит три своих знака в ряд по любому направлению.
Основная часть.
Психология – “наука о душе”; наука, которая изучает наш внутренний мир. Некоторые разделы этой науки представлены на игровом поле.
Игровое поле:
1.“Один за всех, все за одного!” | 2.“Фантазия, творчество, воображение” | 3. “Мнемозина” |
4. “Витрина” | 5. “Профессор Мышление” | 6. “Черный ящик” |
7. “Лучик Внимания” | 8. “Конфликты” | 9. “Характер” |
Задания:
Задание 1 – “Один за всех, все – за одного!” – задание направлено на проявление коллективизма, умения взаимодействовать, сотрудничать, совместно достигать общей цели.
- Для этого задания необходимо нарисовать на полу 2 круга – для каждой команды – такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им разместиться на очерченном пространстве.
- Каждая команда видит перед собой на полу небольшой остров. Сможете ли вы разместиться на нем всей командой? Кто быстрее и дружнее справится с заданием – тот и победил.
Задание 2 – “Фантазия, творчество, воображение” – задание на проявление творческих способностей.
- Сочинить восточное стихосложение – синквейн (например, на психологическую тему: характер, эмоции, настроение, общение и т.д., или на тему “природа”, и т.д.)
Принцип “восточного стихосложения”:
Главное слово (существительное),
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Фраза, выражающая отношение.
Существительное.
(Пример:
Друг,
Надежный, веселый.
Поможет, поддержит, улыбнется.
Без него было бы плохо.
Счастье.)
У кого получится оригинальнее, интереснее, содержательнее? Время ограниченное – 5 минут.
Задание 3 – “Мнемозина” – задание на активизацию памяти.
Для этого задания используется изображение 25 различных предметов “рис. 1”.
- Приглашаются капитаны команд. Задача – в течение 1 минуты рассмотреть картинки, постараться запомнить. Далее – капитаны по очереди называют предметы, последний назвавший приносит своей команде победу.
Задание 4 – “Витрина” – задание на умение использовать невербальные средства общения: мимику, жесты, позу, телодвижения.
- Каждая команда получает скороговорку,
необходимо изобразить ее так, чтобы соперники
как можно быстрее ее разгадали. Чье изображение
будет более понятным?
- “Ехал грека через реку, видит грека – в речке рак, грека сунул руку в реку, рак за руку греку – цап”.
- “Четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж”.
Задание 5 – “Профессор Мышление” – задание на активизацию мышления.
- Найди девятый. Каждая команда получает по 3 карточки “рис.2, 3, 4”.
- Нарисуйте недостающие геометрические композиции.
- Оценивается по количеству правильных ответов.
Задание 6 – “Черный ящик” – в нем – изображение пирамидки, тема – Мышление.
- В черном ящике – изображение предмета, имеющего какое-то отношение к психологии. Участники команд по очереди задают вопросы, на которые я смогу отвечать “да” или “нет”; надо отгадать, что спрятано в черном ящике.
- В черном ящике – пирамидка, это первая игрушка в жизни ребенка, развивающая мышление, а именно – учит анализировать (когда пирамидка разбирается) и синтезировать, выявлять закономерности (когда собирается), сравнивать (по размеру колец) – и другим логическим операциям.
Задание 7 – “Лучик Внимания” – задание на активизацию внимания.
Для этого задания используется таблица с геометрическими фигурами и цифрами “рис. 5”. Команда выбирает самого внимательного для выполнения задания.
Посмотрите на таблицу в течение 1 минуты, приготовьтесь записать ответы на листочках:
- Какая цифра в верхнем левом углу?
- Какая цифра была в зеленом треугольнике?
- В какой фигуре была цифра 5?
Задание 8 – “Конфликты” – задание на конструктивное разрешение конфликтов.
- Нарисуйте памятку “Внимание – конфликты!”.
Оценивается оригинальность, вдумчивый подход.
Задание 9 – “Характер”
- За 3 минуты командам записать как можно больше качеств характера. (Рассматриваться будут именно качества характера, а не внешность и не качества ума)
Подведение итогов игры.
Что же все-таки изучает психология? – Помогает лучше узнать себя – возможности, способности, характер – и развивать их; учит общаться, сотрудничать, дружить.
Рефлексия – что вызывало трудности, а что – нет, и почему; в чем причина удач и неудач, что понравилось.