Анализируя снижение успеваемости в 5-х и 10-х классах, мы пришли к мысли о необходимости переходного, адаптационного периода не только для первоклассников, но и для учащихся 5-х и 10-х классов, ведь эти «школьники со стажем» находятся теперь в новых условиях (новая система знаний).
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него, и насколько этот процесс будет эффективен.
Поэтому, смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Каковы же задачи адаптационного периода?
Нужно помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Г.А. Цукерман называет этот период своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой. Отсюда задача – "выращивание" собственных правил взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества (дается опыт взаимодействия в парах, в группах, в классе), на основе осмысления того, что мешает и помогает общей работе. Для этого важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, непохожее на собственное. Ребята обнаруживают ожидания друг друга на предстоящий учебный процесс, учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий. Все это способствует снятию тревожности. Кроме вышеназванных общих задач, есть специфические задачи для каждой возрастной группы.
Для первоклассников:
- вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - нешкольник);
- ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;
- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
- подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.
При проведении адаптационного периода в пятых классах следует обратить внимание, на наш взгляд, на:
- адаптацию к "разноголосице" требований;
- введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной "мамы");
- выявление (пояснение, понимание) позиции роли мальчика и роли девочки, отсюда — акцент на полоролевое взаимодействие;
- принятие новой позиции – ученик основной школы.
В работе с десятиклассниками важными становятся другие задачи:
- принятие позиции ученик-старшеклассник;
- принятие новичков в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения;
- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы, на наш взгляд, следующие этапы его организации:
1) разработка психологом школы варианта программы для каждой группы классов (1-е, 5-е, 10-е классы);
2) принятие конкретными классными руководителями идеи адаптационного периода и осознание его смысла;
3) создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом собственных возможностей на основе базовой программы;
4) обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.д.);
5) привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов (учителей физкультуры, визуального искусства и др.) для проведения итоговых коллективных творческих дел;
6) промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;
7) обобщение классными руководителями материалов индивидуальной работы детей и представление результатов классу и родителям;
8) проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;
9) итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;
10) проведение итоговых психолого-педагогических совещаний по каждой возрастной группе для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей, с целью осмысления результатов адаптационного периода;
11) подготовка итоговой справки-анализа "Об адаптационном периоде в
шкоде".
Как реально выглядела динамика адаптационного периода в разных возрастных группах? Какова внутренняя логика организации процесса адаптации?
Значимым аргументом адаптационного периода являются родительские собрания, которые проводятся как в 1-х, так и 5-х и 10-х классах. На собрании учитель проясняет для себя ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, приглашая родителей к сотрудничеству; знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации; рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода. Как выглядит логика развития адаптационного периода в 5-6 классах?
Младший подростковый возраст характеризуется прежде всего такой особенностью, как чувство взрослости, которое предполагает отношение подростка к самому себе как к взрослому, его представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников, по нашему замыслу, предполагал значительную долю их самостоятельной, специально организованной, творческой деятельности. А поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то ребятам предоставлялась возможность все нормы и правила жизни на новом этапе школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта "здесь и теперь".
Первый этап адаптационного периода пятиклассников (который всего длился 4 дня) был посвящен знакомству ребят друг с другом. Ребята делились тем, что они больше всего ценят в других людях и самих себе, чем нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. Работая в группах, скомплектованных по случайному признаку, ребята искали нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное в каждом. Очень важно с первых минут общения создать в классе доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий был предложен в форме драматизации и творческой дискуссии – поиска.
На следующем этапе адаптационного периода ребятам предоставлялась возможность взаимодействия в больших и малых группах сменного состава и выработки собственных правил, облегчающих действия сообща. Некоторым классам удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия – интеллектуального, творческого, трудового и др. Среди общих правил появилось, например, такое "Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии", или "Быть благодарным" (т.е. дарить благо другим, если возникла такая потребность, не забывая о вкладе каждого в общее дело). Все правила конструировались в позитивной форме (что делать?) без "не", так как иначе неосознанно утверждается и возможность противоположного отрицательного действия (например, "не драться", следовательно, нерадивый школьник может и подраться). Важным было то, что эти правила не просто формулировались на основе собственного конкретного опыта, а их необходимость и значимость обсуждалась специально, уточнялся смысл понятий. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходило принятие созданных правил. Еще одной значимой содержательной частью данного этапа явилось создание портрета настоящего школьника. Ребята определяли качества и свойства личности настоящего школьника и соответствующие этим качествам формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу. Школьники иллюстрировали свою аргументацию драматизацией.
Заключительный этап адаптационного периода пятиклассников был связан с утверждением и осознанием появления нового сообщества – класса. На этом этапе ребята создавали автопортрет своего класса (кто – в коллективном рисунке, кто – в "живых картинах", кто – в устной презентации своего коллектива).
Главное, что работа была организована таким образом, чтобы каждый человек внес в общее представление свое индивидуальное видение. После чего в классе очень быстро и легко были распределены все необходимые поручения, и ребята отправлялись участвовать вместе с другими классами в "Веселых стартах". Эмоциональное сопереживание за успех своей команды укрепляло чувство причастности к своему коллективу и чувство разделенной ответственности за общее дело.
Что касается адаптации десятиклассников, то ее специфика определяется, с одной стороны, психологическими особенностями юношеского возраста, с другой стороны, спецификой нашей школы.
В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, потребность в общении и, одновременно, в обособлении. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего "Я". Поэтому особое удовольствие в юности доставляет возможность погрузиться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки. Кроме того, важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив. Соответственно, через все содержание адаптационного периода, по нашему замыслу, проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в собственных ожиданиях на перспективу, в представлении образа "Я" (как собственными глазами, так и глазами других).
Первый этап адаптационного периода старшеклассников (всего он был рассчитан на 4 дня) так же, как и в других классах, начинался со знакомства ребят друг с другом. Каждый из них представлял себя в малой группе, и затем группа выполняла творческое задание. Для того, чтобы интенсифицировать процесс знакомства, вся последующая работа происходила уже в группах иного состава. Таким образом, так называемая "плавающая структура" групп предоставляла возможность личного контакта с наибольшим количеством одноклассников. Процесс знакомства друг с другом углубляется и в ситуации специально организованного взаимодействия всего класса в целом (например, диалог с помощью мяча, "живая анкета" и пр.). Причем, важным для атмосферы принятия оказывается непосредственное участие учителя во всех процедурах.
Следующий этап адаптационного периода старшеклассников посвящен актуализации мотивации обучения в старших классах школы и проявлению ожиданий ребят на предстоящий период учебы. На наш взгляд, определяющим в данной ситуации является способность старшеклассника взять ответственность за успешность своего обучения на самого себя. И даже, если ребята окажутся пока неготовыми к подобной постановке вопроса, важно обозначить необходимость поразмышлять по этому поводу. Поэтому эта часть работы предлагается в большей степени, как форма самоисследования. Причем, самопознание проводится как на тактическом уровне (Что я могу сделать для того, чтобы...? Как я могу повлиять на ...?), так и на стратегическом – ценностном – уровне (Что я больше всего ценю в себе, других людях? Что значит занять определенную позицию в жизни? От чего, прежде всего, зависит мой собственный успех в ...? и др.). Важно, Чтобы у ребят была возможность поразмышлять не только в автономном режиме над значимыми вопросами, но и соотнести полученные результаты с представлениями сверстников. Поэтому учитель, каждый раз получая анонимные ответы ребят по тому или иному поводу, обобщает их, дифференцирует по значимым основаниям и предлагает ребятам в виде обратной связи. Фактически, этот этап можно назвать этапом самоопределения.
Вторая часть этого же этапа связана с полоролевым взаимодействием. Для старшего подросткового и юношеского возраста характерны рост интереса к противоположному полу и более персонифицированное усвоение половой роли юноши и девушки. Поэтому мы посчитали необходимым предложить ребятам опыт такого взаимодействия (упражнения типа "Рисунок в паре", "Комплимент", драматизация ситуации знакомства и др.) и осмысления специфики мира юноши и мира девушки в ходе так называемого "мозгового штурма" (Что больше всего вы цените в юноше, девушке? Что труднее и проще всего в общении с юношей и девушкой? и др.).
Вся работа на данном и других этапах сопровождается, по нашему замыслу, своеобразным вслушиванием ребят в свои ощущения, чувства и настроения, которые они выражают в эпитетах к своему имени (в одном из классов ребятам в начале и в конце дня предлагалось придумать эпитет к своему имени, соответствующий собственному состоянию), в рисунках (например, "Как я чувствую себя в классе?" и др.), другими способами.
Завершающий этап адаптационного периода старшеклассников посвящен решению задач на групповое взаимодействие, на поиск вариантов сотрудничества класса, с целью достижения определенного результата. Ребятам могут быть предложены или остроумные математические задачи, или проблемные ситуации типа "Кораблекрушение", "Необитаемый остров". Затем старшеклассники анализируют ход своей работы (что помогло продуктивному взаимодействию, что помешало, как целесообразно действовать в подобных ситуациях). Можно предложить нарисовать коллективный автопортрет класса, где старшеклассники используют уже приобретенный опыт взаимодействия. В заключение данной работы, в соответствии с полученными впечатлениями ребята могут дать обратную связь друг на друга (это могут быть ассоциации, пожелания, метафоры и пр.).