Развитие интеллекта младших школьников

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.
Э. Кант.

Система развивающего обучения направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желаний и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. Природа интеллекта двойственна – биологическая и логическая одновременно. Интеллект играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни.

Интеллект (лат. разумение, понимание, постижение, рассудок) – способность справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь. Интеллект – это психическая адаптация к новым условиям.

Выделяют от 1 – 2 до 120 структур, входящих в интеллект.

Краткое содержание: Контролируемый человеком поиск истины.

Образ: Программа для компьютера, но только в голове человека.

Переживание: Главное – порядок, логика.

С развитием вычислительной и электронной техники появилось понятие “искусственный интеллект”.

Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество.

Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса. Школьники обладают разными складами ума – у одних аналитический, у других преобладает наглядно – образный, у третьих образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно. Поэтому необходимо как можно выше поднять планку как логического, так и абстрактного мышления. Для этого материал нужно преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны.

Для успешного обучения у учащихся должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:

высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключения;
высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей.
высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделения существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Наиболее благоприятные условия для этого созданы в технологии развивающего обучения. Потому, что в её основе лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Формой цели, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности, является задание. Задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы оно могло выполнять функцию цели, а именно определять характер и способ деятельности. Учебный материал должен носить проблемный характер. Задания, предлагаемые учащимся, должны представлять проблемную задачу. Такая задача является искусственной педагогической конструкцией, поскольку в учебном процессе используются те проблемные задачи, которые уже решены обществом и это решение уже знает учитель.

Для ученика же задача выступает как субъективная проблема.

Если учебный материал имеет проблемный характер, а у детей нет базы для решения абстрактно-мыслительной творческой задачи, то в этом случае учитель так должен построить задание, чтобы условия задачи стали доступны непосредственному восприятию учащихся или могли быть ими зрительно представлены.

Фрагмент урока русского языка во 2 классе.

Тема: Разделительные Ъ и Ь знаки.

На доске помещены карточки со словами: отъезд, съел, оладьи, вьюга, веселье, объяснение.

Учитель:

– Что видите на доске?

Дети:

– Слова, имена существительные.

Учитель:

– В чём их особенность?

Дети:

– Имеют Ъ и Ь знаки.

Учитель:

– Какую работу можем с ними выполнить?

Дети:

– Разделить на две группы: с Ъ и с Ь знаками.

Учитель:

– В какой части слова пишется разделительные Ъ и Ь знаки.

Дети:

– В корне слова – Ь, после приставок – Ъ.

Учитель:

– После каких букв и перед какими пишутся эти знаки?

Дети:

– После согласных, перед гласными.

Учитель:

– Давайте посмотрим в учебник, правильно ли мы сделали вывод? Стр.68.[1]

Фрагмент урока математики во 2 классе.

Тема: Конкретный смысл умножения.

На доске помещены карточки с суммами:

5+4+3
13+13+13
53 +35
12+12+12+15

4+4+4+4
11+6+11
33+33+33
7+7+7+7+7.

Учитель:

– Что записано на доске?

Дети:

– Суммы.

Учитель:

– Что вы можете сказать про них?

Дети:

– Есть суммы, у которых все слагаемые одинаковые.

Учитель:

– Какую работу можно выполнить с этими суммами?

Дети:

– Сгруппировать. В1 группу – с одинаковыми слагаемыми, А в другую все остальные.

1 группа:

13+13+13,
4+4+4+4,
33+33+33,
7+7+7+7+7.

Учитель:

– Может быть кто – нибудь знает, как короче записать эти суммы?

Дети: …

Учитель: Может быть, вы от взрослых слышали о других действиях, кроме сложения и вычитания?

Дети:

– Я слышал от старшего брата про умножение, но как оно обозначается, не знаю.

Учитель:

– Давайте попробуем ответ для решения нашей проблемы найти в учебнике на стр. 69 [2]. Дети читают вывод. Значит, каким действием мы можем заменить сложение в 1 столбике?

Дети:

– Умножением.

Учитель:

– А можем ли это сделать с суммами 2 столбика?

Дети:

– Нет, потому что слагаемые не равны между собой.

Далеко не весь материал имеет проблемный характер. Однако и он должен быть представлен детям в форме заданий, выполняющих функциональную цель. Если нужные познавательные действия не сформированы у младших школьников, то задания предлагаются в игровой форме, в виде дидактической мини-игры. Следовательно, учителю необходимо специально планировать на уроке задания для учащихся, в которых они на новой информационной основе снова и снова бы выполняли аналогичные интеллектуальные действия. Выполнение задания постоянно расширяют информационную базу для новых знаний. Таким образом, знания и способы интеллектуальных действий приобретаются в процессе выполнения множества разнообразных заданий.

Использование творческих заданий на каждом этапе урока.

Рассмотрим это на примере простой задачи.

Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички. Сколько всего грибов у детей?

Изучение нового материала.

5+4. Чему равно значение этой суммы? Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички. Cколько всего грибов у детей?

Учитель:

– Чем похожи эти задания?

Дети:

– Числами 5 и 4.

Учитель:

– Чем отличаются?

Дети:

– Есть вопрос, которым заканчивается математический рассказ.

– В 1 задании нужно найти только ответ, а во 2 задании нужно догадаться какие действия нужно выполнить.

Учитель:

– Верно, потому что задание справа называется задачей. В ней никогда не указывается, каким действием её нужно решить.

Закрепление.

Дети нашли 5 подосиновиков и 4 лисички.

Поставьте вопрос к условию задачи.

Измените условие так, чтобы задача стала составной.

Домашнее задание.

Сделайте рисунок, схему к задаче.

Составьте подобную задачу.

Принципиальное дидактическое требование технологии развивающего обучения – постановка цели урока в форме развивающих заданий, в которых определены интеллектуальные действия, приводящие к пониманию учебного материала.

Успех выполнения развивающих заданий вызывает сильные эмоциональные явления, в том числе так называемое чувство “умственной радости”. Следующее дидактическое требование технологии РО формулируется как подготовка успешности выполнения развивающих заданий в учебном процессе.

Технология развивающего обучения предъявляет к заданиям, используемым на различных этапах учебного процесса, еще одно важное требование – задания должны не только приводить учащихся к пониманию изучаемого, но и выполнять корригирующую функцию. Благодаря этому предлагаемая технология обучения может быть использована при работе с детьми, имеющими высокий интеллектуальный потенциал, а так же с детьми со средним уровнем интеллекта.

Задания на развитие логического и творческого мышления, воссоздающего и творческого воображения, аналитико-синтетического восприятия и логической памяти из урока в урок, изменяя свое содержание в соответствии с темой урока, многократно повторяют способы выполнения действий, лишь постепенно наращивая уровень их сложности.

Интеллектуальная разминка.

Сколько пальцев на 2 руках?

Сколько недель в месяце?

Порядковый номер пятницы в неделе?

Наименьшее двузначное число?

Какого числа последний день года?

Сколько штук в дюжине?

За сколькими зайцами нельзя гнаться?

То, в чём медведь тащил Машу и пирожки.

Что находилось у Красной Шапочке в корзинке?

Что потеряла Золушка на балу?

Что мы слышим в начале урока? Букву У.

Провоцирующие задачи.

На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5.

Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24.

У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4.

Задачи частично – поискового характера.

4 8 6
6 2 4
8 6 .
 
9 4 1
6 6 2
1 9 .

ВАТА (ФАТА) СОВА (СОФА) ДРОВА (ДРОФА) ОЛИВА (ОЛИФА)

Замените одну букву так, чтобы получились новые слова.

СЕНЬ БЕДА КОРЬ

Прибавьте к каждому слову одну букву так, чтобы получилось новое слово.

Ребусы.

1очка (одиночка) 1бор (разбор)

ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)

Развивающие каноны.

7 с
8 в
9 .

(семь)

(восемь)

(девять)

корова т
курица ц
лошадь .

(телёнок)

(цыплёнок)

(жеребёнок)

собака л
лошадь р
корова .

(лает)

(ржёт)

(мычит)

до к
. па
ми раж

(док)

(репа)

(мираж)

Языковые пропорции.

Чёрное – белое = огонь – … (вода).

Война – смерть = … – жизнь (мир).

Рысь – кошка = волк – … (собака).

Лампа – … = радио – звук (свет).

Музыка – ноты = речь – …(звук).

С развитием и становлением отрасли психологии, получившей название “тестология”, появилось понятие “интеллектуальная одаренность”. Интеллектуально одаренные дети – это дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта. Дети, хорошо обучающиеся в школе, входят в группу “академическая одаренность”.

Среди детей с проблемами в учении есть большая группа учащихся, у которых просматривается интеллектуальная пассивность.

Ее особенности:

недостаточная сформированность интеллектуальных навыков и умений;
отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;
отсутствие познавательного отношения в действительности.

По широте проявления различают общую и частичную интеллектуальную пассивность. Выразительным показателем интеллектуальной пассивности является отсутствие инициативы в интеллектуальной деятельности. Существенным фактором, влияющим на возникновение интеллектуальной пассивности является познавательный климат семьи.

1 группа родителей воспроизводят в ребенке свои ограниченные познавательные интересы, создавая в семье атмосферу интеллектуального голода;

2 группа родителей своей неразумной помощью приучают ребенка к несамостоятельности, безынициативности, способствуя формированию “интеллектуального иждивенчества”;

3 группа родителей “перекармливают” их познавательной информацией, что приводит к притуплению познавательной потребности.

Согласно полученным в ходе эксперимента данным интеллектуально пассивных учащихся больше среди “шестилеток”. По-видимому, для определенной категории детей более ранний переход из детского сада в школу является нежелательным.

Особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях его обучения и отношения к нему. Решающая роль в обеспечении таких условий принадлежит, конечно, учителю.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А. В. ПОЛЯКОВА. Русский язык. 2 класс. – М., “Просвещение”, 2002 г.
  2. И. И. АРГИНСКАЯ. Математика. 2 класс. – Корпорация “Федоров”, 2002 г.
  3. Т.А. СОЛОВЬЕВА. “Основы технологии развития интеллекта младших школьников в учебном процессе” - Журнал “Начальная школа” № 12, 1997 г.
  4. В.Н. КАМЫШНИКОВ “Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта младших школьников” -Журнал “Начальная школа” № 6, 2002 г.
  5. А.И. САВЕНКОВ. “Детская одаренность как теоретическая проблема” - Журнал “Начальная школа” № 1, 2000 г.

  6. Л.В. ОРЛОВА. “Что такое интеллектуальная пассивность?” -Журнал “Начальная школа” № 7, 1996 г.