ЦЕЛИ
- Развитие рефлексии через самоанализ своего характера, его сильных и слабых сторон. Построение плана развития и приобретения положительных черт характера. Развитие “Я” – концепции.
ЗАДАЧИ
- Развитие рефлексии и навыков самоанализа.
- Развитие умения выделять сильные и слабые стороны своего характера.
- Приобретение навыков построения алгоритма развития своего характера. Помочь увидеть новые пути саморазвития личности.
ПРИМЕНЕНИЕ
- В психологической практике.
- На занятиях по психологии в учебных заведениях.
- При индивидуальном консультирование и коррекции.
ПОТРЕБИТЕЛИ
- Дети от 9 до 18 лет.
- Педагоги и психологи.
- Родители и лица их замещающие.
СЦЕНАРИЙ
Вводная часть. Постановка темы и задачи
Занятие начинается с определения настроения посредством “Лесенка настроения”. Учащиеся говорят, какое у них настроение: прекрасное, отличное, хорошее, удовлетворительное, грустное, плохое.
Психолог: Как вы думаете, почему у нас всех разное настроение?
Психолог подводит детей к тому, что настроение зависит не только от эмоций и чувств, которые мы испытываем, но и от того, какой у нас характер.
Психолог: Какие бывают характеры у людей? Почему характеры так называются?
Ученики вспоминают о том, что характеры бывают добрые, веселые, уравновешенные и т.д. И дают свое объяснение названию характеров.
Психолог: Правильно. Эти характеры называются по тому, какое главное качество есть в характере. Сегодня мы с вами определим, какой у каждого из вас характер. А правильно определить характер нам позволит игра «Назови противоположное».
Разминка. Игра “Назови противоположное”. Цель: активизация и уточнение активного словаря моральных и характерологических качеств, например: добрый – злой. А также эта игра поможет поднять настроение. Группа делится на 2 команды. Первая команда называет положительное качество характера, в вторая группа называет отрицательное качество характера. Затем они меняются ролями.
Психолог: Посмотрите, на столах у вас есть списки качеств характера, которые могут быть у любого человека (см. таблицу). Этот список неполный, но он поможет вам написать на листе бумаги не меньше 10–12 качеств характера, которые есть у вас. Желательно написать положительные качества характера.
ВОЗМОЖНЫЕ КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА находчивость рыцарство упрямство доброта фантазия подозрительность умение прощать смелость высокомерие искренность беспечность скупость честность умение любить неряшливость благодарность аккуратность капризность чувство меры настойчивость несдержанность скромность великодушие зазнайство гордость ум хитрость вежливость общительность медлительность уважительность трудолюбие обман хороший вкус терпеливость обидчивость простодушие мужество осторожность веселый воля робость верность смекалка жадность чуткость общительность лень доверчивость организаторские способности предательство заботливость пунктуальность эгоизм усидчивость исполнительность страх щедрость воображение забывчивость справедливость любознательность пугливость альтруист храбрость грубость милосердие опрятность грусть
Основная часть
Психолог: Теперь нужно распределить ваши качества характера на рисуноке. В середине написана буковка “Я”, она обозначает конкретно каждого из вас. Это центр и в первом кругу вы запишите те качества характера, которые проявляются каждый день. Во втором кругу запишите те качества характера, которые проявляются часто, но не каждый день. В третьем кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества характера, которых у вас нет, но вы хотите их приобрести.
По окончанию работы учеников психолог обращает внимание на то, какие качества характера находятся в первом кругу. По тому, какие качества в нем записаны и называется характер: добрый и веселый, отзывчивый и т.д. Теперь мы с вами познакомимся, но будем использовать не ваши имена, которые вы знаете, а название вашего характера. (Дети называют по очереди свой характер). Какие характеры чаще всего встречаются в вашем классе?
Ученики называют характеры. Часто встречаются следующие: добрые и веселые, отзывчивый и ответственный и т. д.
Психолог: Посмотрите на бланк, который вы заполнили. То, что написано в центре круга - это сильные стороны вашего характера. Дальше качества характера распределены в зависимости от того, насколько ярко они у вас проявляются. Но сейчас нас больше интересует четвертый круг, в котором вы записали те качества характера, которые вы хотите выработать. Напишите на листе то качество характера, которое вы хотите приобрести. Например, чувство юмора. А сейчас давайте посмотрим, на какие качества характера, которые у нас уже есть, мы можем опереться, чтобы приобрести это качество. Посмотрите, как это будет выглядеть.
Чувство юмора: Усидчивость. Это качество вам необходимо тогда, когда вы читаете юмореску, смотрите юмористическую передачу до конца. Внимание, которое необходимо, чтобы лучше сориентироваться в каких случаях и какой следует применять юмор, обратить внимание, что и когда считается смешным. Фантазия вам поможет представить смешную, не существующую ситуацию и придумать то, что вы можете сказать. Или представить уже прошедшую ситуацию и переиграть ее в своем воображении, чтобы представить, что сказать в следующий раз в подобной ситуации. Чувство такта поможет вам быть внимательнее к собеседнику и не обидеть его случайно, не перебивать и чутко чувствовать уместность юмора в конкретной ситуации. Теперь я беру листочек и на нем красиво записываю: ЧУВСТВО ЮМОРА: усидчивость, внимание, фантазия, чувство такта.
Этот листочек нужно прикрепить дома на таком месте, куда вы часто смотрите, и он будет напоминать и помогать вам выработать чувство юмора. То, что мы сделали, называется алгоритмом выработки нового качества характера – чувства юмора. А теперь вы напишите самостоятельно такой же алгоритм приобретения желаемого качества характера.
Дети выстраивают алгоритмы.
Подведение итогов. Может ли изменяться у нас характер? Что для этого нужно (желание и воля)? Могут ли изменить твой характер папа, мама и другие люди без твоего желания? Как вы можете изменить свой характер?
Рефлексия занятия. Что больше всего понравилось на занятии? Что показалось трудным, а что было легко делать.
В заключение занятия проводится проверка динамики настроения с помощью “Лесенки настроения”.