Коррекционно-развивающая программа для работы с дезадаптированными детьми 10—12 лет в форме психологического тренинга

Разделы: Школьная психологическая служба


Возникновение кризисных ситуаций. Их характер и последствия для личности находятся в непосредственной зависимости от особенностей определенного этапа развития личности. Школа также может являться источником психологических проблем.

Наиболее распространенные психологические проблемы школьников: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность, конфликтные отношения со сверстниками и учителями, низкая самооценка, склонность к участию в ассоциальных группировках, различные формы отклоняющегося поведения. Причины этого кроются в стандартизированных требованиях к поведению и игнорированию индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей детей. В качестве основной причины вовлеченности детей и подростков в кризисные ситуации мы рассматриваем различные формы дезадаптации, обусловленные как возрастными закономерностями, так и, в первую очередь индивидуальными особенностями развития. Любая кризисная ситуация, в которой оказался ребенок, имеет две стороны. Во-первых это стечение внешних обстоятельств, во-вторых, неспособность самого субъекта предвидеть, избежать, адекватно прореагировать на опасное поведение человека в любом возрасте, что в значительной, мере стереотипно. Их мотивационную основу составляют системы отношений личности, образующие субъективную картину мира. Любые искажения в субъективной картине мира приводят к неадекватности поведения, дезадаптации поведения личности.

Коррекционно-развивающая программа рассчитана для работы с детьми в возрасте 10-12 лет и разработана в форме психологического тренинга.

Групповая работа с учащимися имеет ряд преимуществ:

  1. Дает возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы.
  2. В процессе взаимодействия члены группы могут облегчить разрешение межличностных конфликтов вне группы.
  3. В поддерживающей и контролирующей обстановке участники тренинга могут обучать новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений, среди равных партнеров.

Основная цель тренинга: создание условий для успешной адаптации ребенка к учебной деятельности.

Задачи:

  1. Организовать групповую деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития детей с целью деформирования у них недоразвитых функций до уровня возрастных норм. Для успешной коррекционно- развивающей работы необходимо, в первую очередь избавить детей от ощущения неудачи.
  2. Помочь детям в определении их жизненных целей, наладить их отношения со значимыми для них людьми, дать им возможность ощутить успех на собственном опыте.
  3. Сформировать адекватную гибкую самооценку и ликвидировать пропасть между сознательной я- концепцией и отвергаемым реальным опытом.

Условия и порядок применения тренинга.

Решение этих задач осуществляется в форме следующих этапов.

1 этап - набор группы и проведение диагностического обследования. Предполагает выявление актуального уровня развития детей во всех описанных выше аспектах. Кроме того, необходимо получить информацию о социокультурных условиях ребенка в семье и школе, а также о наличии конфликта и возможных причинах недоразвития или дезадаптацияи ребенка. При проведении диагностического обследования производится мотивация детей на развитие в процессе тренинга.

2 этап - проведение тренинговых занятий. Тренинг рассматривается как способ формирования поддерживающей контролирующей среды, в которой возможна коррекция неверно сложившихся навыков, а также формирование новых навыков, а также формирование новых навыков коммуникации и успешной деятельности.

3 этап - заключительная диагностика и контроль полученных результатов. Результаты диагностического обследования в определенной форме сообщаются детям как объективная оценка их новых возможностей. Перенос навыков учебной деятельности на реальную ситуацию ребенка производится за счет формирования у него мотива развития его личности, а затем подключения к нему цели успешной учебной деятельности.

Групповая работа с детьми сопровождается параллельной работой с их родителями и учителями.

Программа состоит из 25 занятий, продолжительность занятий 1 час.

Программа включает:

  1. Эмоционально-мотивационный блок ( 12 занятий)
    Задачи: создать ситуацию успешной деятельности, сформировать условия для сплочения группы, обеспечить атмосферу эмоционального приятия, формировать адекватную, гибкую самооценку, развить рефлексию, чувство ответственности за результаты.
  2. Социально-нормативный блок ( 13 занятий)
    Задачи: сформировать правила и нормы поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях, повышение стрессоустойчивости при взаимодействии, развить навыки успешной коммуникации, развить способности критически воспринимать внешнюю оценку.

Эмоционально-мотивационный блок:

Занятие 1.

Тема: “ Знакомство.”
Цель: Ознакомление с целями тренинга. Знакомство. Создание предпосылки для более свободного выражения своих чувств.
Упражнение 1. “ Я и мое имя”
Упражнение 2.  “Учимся расслабляться”

Занятие 2.

Тема: “Путешествие к волшебнику”
Цель: Развитие коммуникативных навыков общения, создание условий для сплочения группы.
Упражнение. “ Багажная полка”
Упражнение. “Деревенский дом”
Упражнение.  “Заколдованный лес”

Занятие 3.

Тема: “Путешествие к волшебнику”
Цель: Развитие коммуникативных навыков общения, создание условий для сплочения группы.
Упражнение. “Пропасть”
Упражнение. “ Болото”.
Упражнение. “ Вечерние посиделки”.

Занятие 4.

Тема: “Путешествие к волшебнику”
Цель: Развитие коммуникативных навыков общения, создание условий для сплочения группы.
Упражнение. “Плот”.
Упражнение. “ В роли друга”.
Упражнение. “ Метафора”.

Занятие 5.

Тема: “Мои сильные и слабые стороны”
Цель: Формирование адекватной самооценки путем самооанализа и самораскрытия.
Упражнение 1. “Ассоциации”
Упражнение 2.  “Мои сильные и слабые стороны”.

Занятие 6.

Тема: “ О самооценке”
Цель: Способствование достижения адекватной самооценки путем приобретения уверенности в себе.
Упражнение 1. “Дерево”
Упражнение 2. “Я высоко ценю себя”
Упражнение 3. “ Описать события из прошлого, которое вселяет уверенность в себя”.

Занятие 7.

Тема: “ Ты и я - такие разные.”
Цель: Развитие способности видеть непохожесть друг друга. Развитие способности сопереживания , сочувствия.

Занятие 8.

Тема: “ Как мы воспринимаем друг друга?”
Цель: Выявление значения индивидуально восприятия, определение закономерностей, помогающих общению в группе.
Упражнение 1. “Броуновское движение”
Упражнение 2. “Выявление соответствия индивидуального и общего мнения”

Занятие 9.

Тема: “ Как мы воспринимаем друг друга”
Цель: Создание в группе атмосферы доверия и открытости. Занятие может помочь в выработке нового стиля группового и индивидуального поведения.
Упражнение 1. “Приветствие”
Упражнение 3. “Ощущение рук”
Упражнение 4. “Выражение лица”

Занятие 10.

Тема: “ Эмоции и чувства”
Цель: Актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы, проявление проблемы суженого опыта восприятия и трансляции чувства. Тренировка осознания и вербализация чувств.
Упражнение 1.  “ Осознание чувств ”
Упражнение 2.  “Имена чувств”
Упражнение 3.  “ Воспроизведение эмоций и чувств”

Занятие 11.

Тема: “Эмоции и чувства”
Цель: Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке; развитие чувствительности к невербальным средствам общения, тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.
Упражнение. ” Отгадай чувство”
Упражнение.  “Актеры и зрители”.

Занятие 12.

Тема. “ Как помочь себе в ситуации стресса?”
Цель: Научиться находить чувства, которые помогут преодолеть чувства тревоги, одиночества, застенчивости. Научиться достигать эмоционального равновесия, показать возможность анализа сложных противоречивых чувств как средство самопознания, личностного роста и достижения эмоционального равновесия.
Упражнение. “ Общение в стрессовой ситуации”.

Социально-нормативный блок.

Занятие 13.

Тема. “ Учимся общаться”
Цель: Рассказать о существующих стилях общения. Выделение стиля общения - своего и партнера.
Упражнение 1.   “Проигрывание ситуаций на выявление личного стиля поведения.”
Упражнение 2.  “ Отработка поведения в неблагоприятных ситуациях”

Занятие 14.

Тема: “ Учимся общаться”
Цель: Выявление наиболее эффективных способов начала общения, отработка способов, помогающих поддерживать общение.
Упражнение 1.  “Знакомство”
Упражнение 2. “Беседа”

Занятие 15.

Тема: “Учимся общаться”
Цель: Воспроизведение собственного опыта выхода из взаимодействия каждым участником. Знакомство с опытом других участников.
Упражнение 1.  “Обмен”
Упражнение 2.  “Прием гостей”

Занятие 16.

Тема: “ Учимся общаться”
Цель: Выявление социально- психологического климата в коллективе, развитие интуиции, выявление индивидуального стиля общения, социального статуса членов группы.
Упражнение. “Мафия”

Занятие 17.

Тема: “ Общение в экстремальных ситуациях”
Цель: Исследовать процесс принятия решений группой. Выработать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи. Закрепить навыки определения основных стилей поведения в конфликте.
Упражнение. “ Путешествие на воздушном шаре”.

Занятие 18.

Тема: “ Что такое конфликт?”
Цель: Дать рабочее определение конфликта, проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного взаимодействия на межличностное отношение и на отношение к самому себе. Показать значимость эмоциональной сферы человека и ее отношение в ходе конфликта, понять характер собственных эмоциональных проблем в конфликтах.
Упражнение1. “Конфликт - это”
Упражнение 2.  “Тропинка конфликта”
Упражнение 3.  “ Отработка стрессов и незаконченных действий на фоне измененного состояния сознания”

Занятие 19.

Тема: “Причины конфликтов”
Цель: Проанализировать типичные причины возникновения конфликта, показать расхождения в интересах сторон как решающий фактор возникновения и течения конфликта.
Упражнение. “Достраивание конфликта”

Занятие 20

Тема: “ Способы решения конфликтов”
Цель: Сформировать понятия о виде поведения в конфликте, показать основные факторы, его определяющие, научить узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конфликте в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия.
Упражнение. “Проигрывание заданных конфликтных ситуаций”.

Занятие 21.

Тема: “ Почему мы не понимаем друг друга ?”
Цель: Показать существование искаженных представлений о человеке или группе людей в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности.
Упражнение. “ Учителя и ученики”.

Занятие 22.

Тема: “Искусство общения”.
Цель: Показать отличие интересов от проблем и предложений, научить ориентироваться на совпадение интересов договаривающихся сторон, научиться рассматривать интересы другой стороны как проявление ее потребности, ориентировать учащихся на поиск и выработку предложений, удовлетворяющих и компенсирующих неудовлетворенные потребности другой стороны.
Упражнение. “ Подготовка к туристическому походу”.

Занятие 23.

Тема: “Искусство общения”
Цель: Закрепить навыки определения основных стилей поведения в конфликте, научить замечать и конструктивно реагировать на помехи в общении.
Упражнение. “Подготовка к туристическому походу”.

Занятие 24.

Тема: “Волшебный магазин”
Цель: Способствовать самопознанию через самооанализ, самораскрытие.

Занятие 25.

Тема: “ Телеграммы”
Цель: Подведение итогов, осознание возможного личностного роста, осознание приобретенных навыков в общении. Пожелание участникам группы и тренеру.

Литература:

1. Битянова М. Наши учителя. // Школьный психолог - 2002.- №6
2. Вачков И. Путешествие к волшебнику // Школьный психолог - 2003. - №1
3. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения.- Изд-во Новосибирск. Ун- та , М.: Совершенство, 1997.
4. Дубровина И. В. Руководство практического психолога - М. : Академия, 1995.- 122с.
5. Зимбардо Ф. Застенчивость - СПб: Питер Пресс , 1995.- 256с.
6. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома - М. : Новая школа, 1993.- 144с.
7. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи... - М. : Новая школа, 1996.-144с.
8. Шашкова З. Ты и я такие разные. // Школьный психолог - 2002.- №11.
9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании - М.,1995. - 269с.