Возникновение кризисных ситуаций. Их характер и последствия для личности находятся в непосредственной зависимости от особенностей определенного этапа развития личности. Школа также может являться источником психологических проблем.
Наиболее распространенные психологические проблемы школьников: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность, конфликтные отношения со сверстниками и учителями, низкая самооценка, склонность к участию в ассоциальных группировках, различные формы отклоняющегося поведения. Причины этого кроются в стандартизированных требованиях к поведению и игнорированию индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей детей. В качестве основной причины вовлеченности детей и подростков в кризисные ситуации мы рассматриваем различные формы дезадаптации, обусловленные как возрастными закономерностями, так и, в первую очередь индивидуальными особенностями развития. Любая кризисная ситуация, в которой оказался ребенок, имеет две стороны. Во-первых это стечение внешних обстоятельств, во-вторых, неспособность самого субъекта предвидеть, избежать, адекватно прореагировать на опасное поведение человека в любом возрасте, что в значительной, мере стереотипно. Их мотивационную основу составляют системы отношений личности, образующие субъективную картину мира. Любые искажения в субъективной картине мира приводят к неадекватности поведения, дезадаптации поведения личности.
Коррекционно-развивающая программа рассчитана для работы с детьми в возрасте 10-12 лет и разработана в форме психологического тренинга.
Групповая работа с учащимися имеет ряд преимуществ:
- Дает возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы.
- В процессе взаимодействия члены группы могут облегчить разрешение межличностных конфликтов вне группы.
- В поддерживающей и контролирующей обстановке участники тренинга могут обучать новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений, среди равных партнеров.
Основная цель тренинга: создание условий для успешной адаптации ребенка к учебной деятельности.
Задачи:
- Организовать групповую деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития детей с целью деформирования у них недоразвитых функций до уровня возрастных норм. Для успешной коррекционно- развивающей работы необходимо, в первую очередь избавить детей от ощущения неудачи.
- Помочь детям в определении их жизненных целей, наладить их отношения со значимыми для них людьми, дать им возможность ощутить успех на собственном опыте.
- Сформировать адекватную гибкую самооценку и ликвидировать пропасть между сознательной я- концепцией и отвергаемым реальным опытом.
Условия и порядок применения тренинга.
Решение этих задач осуществляется в форме следующих этапов.
1 этап - набор группы и проведение диагностического обследования. Предполагает выявление актуального уровня развития детей во всех описанных выше аспектах. Кроме того, необходимо получить информацию о социокультурных условиях ребенка в семье и школе, а также о наличии конфликта и возможных причинах недоразвития или дезадаптацияи ребенка. При проведении диагностического обследования производится мотивация детей на развитие в процессе тренинга.
2 этап - проведение тренинговых занятий. Тренинг рассматривается как способ формирования поддерживающей контролирующей среды, в которой возможна коррекция неверно сложившихся навыков, а также формирование новых навыков, а также формирование новых навыков коммуникации и успешной деятельности.
3 этап - заключительная диагностика и контроль полученных результатов. Результаты диагностического обследования в определенной форме сообщаются детям как объективная оценка их новых возможностей. Перенос навыков учебной деятельности на реальную ситуацию ребенка производится за счет формирования у него мотива развития его личности, а затем подключения к нему цели успешной учебной деятельности.
Групповая работа с детьми сопровождается параллельной работой с их родителями и учителями.
Программа состоит из 25 занятий, продолжительность занятий 1 час.
Программа включает:
- Эмоционально-мотивационный блок ( 12
занятий)
Задачи: создать ситуацию успешной деятельности, сформировать условия для сплочения группы, обеспечить атмосферу эмоционального приятия, формировать адекватную, гибкую самооценку, развить рефлексию, чувство ответственности за результаты. - Социально-нормативный блок ( 13
занятий)
Задачи: сформировать правила и нормы поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях, повышение стрессоустойчивости при взаимодействии, развить навыки успешной коммуникации, развить способности критически воспринимать внешнюю оценку.
Эмоционально-мотивационный блок:
Занятие 1.
Тема: “ Знакомство.”
Цель: Ознакомление с целями тренинга.
Знакомство. Создание предпосылки для более
свободного выражения своих чувств.
Упражнение 1. “ Я и мое имя”
Упражнение 2. “Учимся
расслабляться”
Занятие 2.
Тема: “Путешествие к
волшебнику”
Цель: Развитие коммуникативных навыков
общения, создание условий для сплочения группы.
Упражнение. “ Багажная полка”
Упражнение. “Деревенский дом”
Упражнение. “Заколдованный лес”
Занятие 3.
Тема: “Путешествие к
волшебнику”
Цель: Развитие коммуникативных навыков
общения, создание условий для сплочения группы.
Упражнение. “Пропасть”
Упражнение. “ Болото”.
Упражнение. “ Вечерние посиделки”.
Занятие 4.
Тема: “Путешествие к
волшебнику”
Цель: Развитие коммуникативных навыков
общения, создание условий для сплочения группы.
Упражнение. “Плот”.
Упражнение. “ В роли друга”.
Упражнение. “ Метафора”.
Занятие 5.
Тема: “Мои сильные и слабые
стороны”
Цель: Формирование адекватной
самооценки путем самооанализа и самораскрытия.
Упражнение 1. “Ассоциации”
Упражнение 2. “Мои сильные
и слабые стороны”.
Занятие 6.
Тема: “ О самооценке”
Цель: Способствование достижения
адекватной самооценки путем приобретения
уверенности в себе.
Упражнение 1. “Дерево”
Упражнение 2. “Я высоко ценю
себя”
Упражнение 3. “ Описать
события из прошлого, которое вселяет уверенность
в себя”.
Занятие 7.
Тема: “ Ты и я - такие разные.”
Цель: Развитие способности видеть
непохожесть друг друга. Развитие способности
сопереживания , сочувствия.
Занятие 8.
Тема: “ Как мы воспринимаем
друг друга?”
Цель: Выявление значения индивидуально
восприятия, определение закономерностей,
помогающих общению в группе.
Упражнение 1. “Броуновское
движение”
Упражнение 2. “Выявление
соответствия индивидуального и общего мнения”
Занятие 9.
Тема: “ Как мы воспринимаем
друг друга”
Цель: Создание в группе атмосферы
доверия и открытости. Занятие может помочь в
выработке нового стиля группового и
индивидуального поведения.
Упражнение 1. “Приветствие”
Упражнение 3. “Ощущение рук”
Упражнение 4. “Выражение лица”
Занятие 10.
Тема: “ Эмоции и чувства”
Цель: Актуализация опыта и знаний из
области эмоциональной сферы, проявление
проблемы суженого опыта восприятия и трансляции
чувства. Тренировка осознания и вербализация
чувств.
Упражнение 1. “ Осознание
чувств ”
Упражнение 2. “Имена
чувств”
Упражнение 3. “
Воспроизведение эмоций и чувств”
Занятие 11.
Тема: “Эмоции и чувства”
Цель: Закрепление знаний, полученных на
предыдущем уроке; развитие чувствительности к
невербальным средствам общения, тренировка
умения выражать свое эмоциональное состояние.
Упражнение. ” Отгадай чувство”
Упражнение. “Актеры и зрители”.
Занятие 12.
Тема. “ Как помочь себе в
ситуации стресса?”
Цель: Научиться находить чувства,
которые помогут преодолеть чувства тревоги,
одиночества, застенчивости. Научиться достигать
эмоционального равновесия, показать возможность
анализа сложных противоречивых чувств как
средство самопознания, личностного роста и
достижения эмоционального равновесия.
Упражнение. “ Общение в стрессовой
ситуации”.
Социально-нормативный блок.
Занятие 13.
Тема. “ Учимся общаться”
Цель: Рассказать о существующих стилях
общения. Выделение стиля общения - своего и
партнера.
Упражнение 1.
“Проигрывание ситуаций на выявление личного
стиля поведения.”
Упражнение 2. “ Отработка
поведения в неблагоприятных ситуациях”
Занятие 14.
Тема: “ Учимся общаться”
Цель: Выявление наиболее эффективных
способов начала общения, отработка способов,
помогающих поддерживать общение.
Упражнение 1. “Знакомство”
Упражнение 2. “Беседа”
Занятие 15.
Тема: “Учимся общаться”
Цель: Воспроизведение собственного
опыта выхода из взаимодействия каждым
участником. Знакомство с опытом других
участников.
Упражнение 1. “Обмен”
Упражнение 2. “Прием
гостей”
Занятие 16.
Тема: “ Учимся общаться”
Цель: Выявление социально-
психологического климата в коллективе, развитие
интуиции, выявление индивидуального стиля
общения, социального статуса членов группы.
Упражнение. “Мафия”
Занятие 17.
Тема: “ Общение в
экстремальных ситуациях”
Цель: Исследовать процесс принятия
решений группой. Выработать навыки эффективного
поведения для достижения согласия при решении
групповой задачи. Закрепить навыки определения
основных стилей поведения в конфликте.
Упражнение. “ Путешествие на воздушном
шаре”.
Занятие 18.
Тема: “ Что такое конфликт?”
Цель: Дать рабочее определение
конфликта, проанализировать конфликт с точки
зрения положительного и отрицательного
взаимодействия на межличностное отношение и на
отношение к самому себе. Показать значимость
эмоциональной сферы человека и ее отношение в
ходе конфликта, понять характер собственных
эмоциональных проблем в конфликтах.
Упражнение1. “Конфликт - это”
Упражнение 2. “Тропинка
конфликта”
Упражнение 3. “ Отработка
стрессов и незаконченных действий на фоне
измененного состояния сознания”
Занятие 19.
Тема: “Причины конфликтов”
Цель: Проанализировать типичные
причины возникновения конфликта, показать
расхождения в интересах сторон как решающий
фактор возникновения и течения конфликта.
Упражнение. “Достраивание конфликта”
Занятие 20
Тема: “ Способы решения
конфликтов”
Цель: Сформировать понятия о виде
поведения в конфликте, показать основные
факторы, его определяющие, научить узнавать и
выбирать определенный стиль поведения в
конфликте в конкретных ситуациях межличностного
взаимодействия.
Упражнение. “Проигрывание заданных
конфликтных ситуаций”.
Занятие 21.
Тема: “ Почему мы не понимаем
друг друга ?”
Цель: Показать существование
искаженных представлений о человеке или группе
людей в ситуациях повышенной эмоциональной
напряженности.
Упражнение. “ Учителя и ученики”.
Занятие 22.
Тема: “Искусство общения”.
Цель: Показать отличие интересов от
проблем и предложений, научить ориентироваться
на совпадение интересов договаривающихся
сторон, научиться рассматривать интересы другой
стороны как проявление ее потребности,
ориентировать учащихся на поиск и выработку
предложений, удовлетворяющих и компенсирующих
неудовлетворенные потребности другой стороны.
Упражнение. “ Подготовка к
туристическому походу”.
Занятие 23.
Тема: “Искусство общения”
Цель: Закрепить навыки определения
основных стилей поведения в конфликте, научить
замечать и конструктивно реагировать на помехи в
общении.
Упражнение. “Подготовка к
туристическому походу”.
Занятие 24.
Тема: “Волшебный магазин”
Цель: Способствовать самопознанию
через самооанализ, самораскрытие.
Занятие 25.
Тема: “ Телеграммы”
Цель: Подведение итогов, осознание
возможного личностного роста, осознание
приобретенных навыков в общении. Пожелание
участникам группы и тренеру.
Литература:
1. Битянова М. Наши учителя. // Школьный
психолог -
2002.- №6
2. Вачков И. Путешествие к волшебнику // Школьный
психолог -
2003. - №1
3. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного
общения.- Изд-во Новосибирск. Ун- та , М.:
Совершенство, 1997.
4. Дубровина И. В. Руководство практического
психолога - М. : Академия, 1995.- 122с.
5. Зимбардо Ф. Застенчивость - СПб: Питер Пресс ,
1995.- 256с.
6. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома - М. : Новая
школа, 1993.- 144с.
7. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи... - М. :
Новая школа, 1996.-144с.
8. Шашкова З. Ты и я такие разные. // Школьный
психолог -
2002.- №11.
9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в
образовании - М.,1995. - 269с.