Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном учреждении в период адаптации на различных ступенях обучения

Разделы: Школьная психологическая служба


Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.

В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.

О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Мы считаем, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

Организация перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период 1) с педагогической точки зрения характеризуется низкой самоорганизацией, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, и 2) с психологической стороны – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Другим критическим периодом обучения считается переход из среднего в старшее звено. Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.

Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения. Освоив необходимые приемы, человек способен сознательно управлять собственно процессом адаптации.

В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.

Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Социометрические исследования показали рост числа учащихся с нарушением нервно-психического и психосоматического здоровья, для которых особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе к следующей образовательной ступени. Поэтому деятельность психологической службы МОУ “СОШ № 8” г. Златоуста направлена на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению физического и психического здоровья учащихся, на решение проблем адаптации школьников, причем особую актуальность приобретают мероприятия профилактического характера, позволяющие создать для разных возрастных групп наиболее благоприятные условия для адаптации и преемственности.

Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:

  • состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма);
  • резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);
  • истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).

Выделяются три возрастные группы, для которых наиболее болезненно протекает адаптационный синдром:

    • дошкольник – первоклассник (6,5–7 лет);
    • выпускник начальной школы – пятиклассник (9–10–11 лет);
    • младший подросток – старшеклассник (15–16 лет).

Адаптационный процесс может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае его эффективность будет значительно снижена. Анализ данных социометрического исследования, психологических наблюдений обучающихся в начале каждой образовательной ступени показали необходимость создания специальной программы психолого-педагогического сопровождения школьника на протяжении адаптационного периода.

Данная программа предназначена для организации успешной адаптации разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. Адаптированный учащийся, с нашей точки зрения, это учащийся, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него школьной среде.

На таком представлении о сути адаптации в общеобразовательном учреждении и строится система психолого-педагогической работы с каждым конкретным ребёнком и группами учащихся.

Цель настоящей программы состоит в разработке, научном обосновании, создании и обеспечении педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:

Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации учащихся с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики).

Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в период их первичной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

Разработать организационно-содержательную модель на период адаптации для учащихся разных возрастных групп.(таблицы1 – 3)

 

Реализовать разработанную модель для каждой возрастной группы.

Корректировать процесс организации адаптации в образовательном учреждении.

Таким образом, мы считаем, что для решения перечисленных задач психологическая служба должна помочь педагогам:

  • отслеживать результаты психолого-педагогического развития учащихся на различных этапах обучения;
  • создать условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации;
  • помочь школьникам, испытывающим трудности в общении, в выработке конформного стиля поведения;
  • оптимизировать естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя;
  • создать условия для организации постоянного профессионального диалога между педагогами разных ступеней обучения;
  • актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

Принципы психолого-педагогической программы:

  • принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;
  • принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;
  • принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
  • принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;
  • принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Программа “Преемственность и адаптация” предусматривает специфические задачи и для каждой возрастной группы детей, и для учителей и родителей.

Для первоклассников:

  • помочь ребенку принять позицию школьника;
  • помочь осознать появление нового сообщества – класса;
  • ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
  • обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Для пятиклассников:

  • помочь адаптироваться к “разноголосице” требований учителей-предметников;
  • помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
  • помочь принять новую позицию – ученика основной школы;
  • помочь детям принять “новых” учителей;
  • пояснить позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки (акцент на полоролевое взаимодействие).

Для десятиклассников:

  • помочь принять позиции “ученик-старшеклассник”;
  • помочь принять новичков в коллектив;
  • помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника;
  • познакомить с миром юноши и миром девушки;
  • помочь в организации самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Для воспитателей детских садов:

  • создать условия для всестороннего развития ребенка;
  • сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе;
  • исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.

Для учителей начальных классов:

  • изучить программы по обучению и воспитанию детей в ДОУ для успешного взаимодействия в целях и содержании обучения;
  • учитывать возрастные особенности и возможности детей;
  • выработать единые требования по проблеме “готовность ребенка к школе” между ДОУ и МОУ.

Для учителей-предметников:

  • снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
  • создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
  • помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Для родителей:

  • снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
  • создать атмосферу сотрудничества;
  • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
  • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

В соответствии с этими задачами выделяются основные направления работы по адаптации учащихся к новым этапам школьной жизни:

Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.

Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников.

Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.

Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа проводится с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.

Прогнозируемый результат:

  • Сформированность у первоклассников, пятиклассников и десятиклассников психологических свойств и умений, необходимых для успешного развития, обучения и общения на соответствующем этапе обучения.
  • Сформированность у педагогов и родителей навыков психологического мониторинга, потребности в рефлексии.

Достоинства настоящей программы авторы видят

  • в ее мобильности, вариативности в зависимости от степени адаптированности, возраста, развития ребенка;
  • в имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
  • в имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся, отслеживая результаты, начиная с дошкольного возраста;
  • в создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Отличительная особенность программы состоит в том, что работа осуществляется при помощи методической и социально-психологической службы по повышению мотивации педагогов к личностному и профессиональному росту через развитие навыков рефлексии, что способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, удовлетворенности учителей педагогическим трудом в целом, совершенствованию урока через реализацию приоритетных воспитательных целей, предусматривающих увеличение потенциала самостоятельности, самоуправления учащегося.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к школьной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

Для успешной адаптации необходимо выполнение следующих этапов её реализации:

  • разработка социально-психологической службой варианта программы для учителей-предметников для работы с каждой возрастной группой (1–е, 5–е, 10–е классы);
  • создание классным руководителем программы деятельности в адаптационный период с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива и собственных возможностей;
  • обобщение классными руководителями материалов диагностики детей и представление результатов родителям, педагогам-предметникам;
  • проведение родительских собраний для выяснения ожидания родителей от обучения их ребенка в школе и ознакомления их с итогами и материалами адаптационного периода;
  • проведение итоговых психолого-педагогических консилиумов по каждой возрастной группе для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода с целью выработки дальнейшей стратегии обучения и воспитания.

Основные направления и этапы работы с учащимися разных возрастных групп в период адаптации Опыт работы показывает, что продолжительность адаптации зависит от разных факторов:

  • индивидуальных особенностей ребенка (характера, психической организации, состояния здоровья, уровня базовой подготовки, интересов, уровня общения и т.д.);
  • специфических особенностей организации учебного процесса в школе;
  • уровня социального благополучия семьи (конфликтная, проблемная, благополучная семья).

Работа по адаптации рассчитана на один учебный год и осуществляется в три этапа.

Первый этап – готовность к обучению на новом возрастном этапе начинается в марте апреле месяце. Выполняется следующая работа:

  • Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение готовности к обучению в следующем звене.
  • Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей. Групповая консультация в форме родительского собрания – это знакомство с формами организации жизни ребенка перед вступлением в новую возрастную группу. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты тестирования и могут испытывать трудности в период адаптации.
  • Взаимопосещение уроков, занятий воспитателями ДОУ и учителями начальных классов, учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических “разрывов” в программах дошкольного образования и I ступени, I и II ступени; II и III ступени.
  • Проведение совместных “круглых столов”, носящих на данном этапе общий ознакомительный характер:

  • для педагогов, набирающих первые классы с воспитателями детских садов;
  • учителей-предметников, классных руководителей пятиклассников и учителей начального звена, выпускающих 3–4 классы;
  • учителей-предметников и классных руководителей десятиклассников.

Проведение “Дня открытых дверей”.

Второй этап – первичная адаптация к новым социальным условиям.

Этот этап самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа с сентября по январь предполагается:

  • Изучение личных дел и проведение анкетирования учащихся и родителей классным руководителем, во-первых, для первичного ознакомления и получения общих сведений об учащихся, их семей; во-вторых, для составления карты сопровождения.
  • Проведение психолого-педагогической диагностики (пятиклассники, десятиклассники).

А) Общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности учебных навыков на основе изучения: показателя самооценки, особенностей общения, мотивации обучения, уровня сформированности умения учиться, личностных качеств.
Б) Второй диагностический тур, направленный на выявление причин низких результатов.

  • Проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики.
  • Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения в первые недели обучения.

  • Организация педагогической поддержки учащихся во внеурочное время:

    классные часы, направленные на выявление учащихся, обладающих лидерской одаренностью и формирование актива класса;
    учеба актива класса, с целью формирования управленческой культуры;
    общешкольные мероприятия “Дом, в котором мы живем”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, КВН “Автопортрет нашего класса” и т.д., –

  • Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.
  • Организация профилактической работы в период адаптации.
  • Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, родителей в период первичной адаптации учащихся разных возрастных групп. Проведение педагогических консилиумов по разработке единой системы требований к классам со стороны учителей-предметников: “Адаптация первоклассника и преемственность между начальным звеном школы и ДОУ” с приглашением заведующих, методистов ДОУ, взаимодействующих со школой, “Вопросы адаптации 5-ов к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе”, “Вопросы адаптации учащихся 10-х классов к новым условиям”.

Третий этап - психолого-педагогическая работа с учащимися, испытывающими особые трудности в период адаптации.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1кл., 5кл., 10кл. и предполагает следующее:

  • Социально-психологической адаптированности каждого учащегося; выявления характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определения путей оказания помощи этим учащимся.
  • Основными способами получения информации на третьем этапе являются:

    • экспертные опросы учителей, родителей;
    • диагностика неадаптированных учащихся;
    • анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

Оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций (по их просьбе).

Индивидуальное консультирование учителей по вопросам общения с данными учащимися. Привлечение специалистов разных профилей (медики, валеологи, невропатолог, логопед и др.)

Организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики; методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, провоцирующие различные трудности.

Проведение с учащимися, испытывающими особые трудности в адаптации, социально-психологических и педагогических тренингов.

Аналитическая работа по результатам, полученным на третьем этапе, и соотнесение их с результатами адаптации, проведение расширенного административного совещания по итогам адаптации учащихся, испытывающих трудности к приспособлению новым социальным условиям.

Организованная таким образом работа по адаптации и преемственности имеет ряд положительных моментов:

Предложенная организация процесса адаптации детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность адаптироваться в своем индивидуальном темпе;

Повышение адаптивности учащихся вызывает повышение адаптивности учителей, которые активно включаются в процесс организации адаптации ребенка и закономерно приобретают определенные знания и умения в области адаптации.

В результате такой активной работы по адаптации учащихся улучшается психологический климат и в педагогическом коллективе, повышается уровень трудоспособности учителей и улучшается состояние их здоровья, и, как следствие, повышается рост качества преподавания и улучшаются взаимоотношения с учащимися

Месяц
Направление

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

 

Дошкольник

Первоклассник

Административная направленность

Определение учителей, набирающих 1-ый класс

 

Проведение родительского собрания в ДОУ, в школе с участием учителей первых классов “Ребенок на пороге школы”

   

Приём в 1-ый класс. Комплектация классов с учётом особенностей учителя и детей

Посещение уроков

 

Проведение психолого-педагогического консилиума
по вопросам адаптации первоклассника и преемственности между начальной школой и ДОУ

 

Совместные методические
объединения (ДОУ–МОУ)

Совместное с завучем планирование и проведение диагностических мероприятий. Обработка данных диагностики

Составление списков будущих первоклассников по микрорайону и дате рождения

Взаимопосещение уроков, занятий (ДОУ–МОУ)
Круглый стол

Распространение информации о приёме в школу

 
Социально-психологическая направленность

Собеседование с будущими первоклассниками. Определение уровня готовности.

Разработка программы социально-психологической адаптации, корректировка

 

Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьника

 

Проведение индивидуальных консультаций для родителей

Педагогическая направленность БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Проведение “дня открытых дверей” для родителей будущих первоклассников

   

Проведение родительского собрания на тему: “Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки”

Выявление семей социального риска, детей девиантного поведение с целью ранней профилактики возможных правонарушений в семьях

Родители ШКОЛА        

Контроль за новым для ребенка режимом дня, развитие в детях чувства ответственности

Учащиеся          

Соблюдение правил для учащихся. Тренинговая программа “Азбука общения”

Организация “Школы будущего первоклассника”

Месяц

Направление

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

Ноябрь

декабрь

январь

 

Выпускник начальной школы

Пятиклассник

Административная направленность

Определить преподавателей предметников и классных руководителей с учётом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе

 

Проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя. “Впереди пятый класс” (деловая игра)

     

Совместный “круглый стол” на тему “Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников”

Посещение уроков

 

Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе

 
 

Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка диагностических материалов. Совместно с завучем планирование и проведение диагностических мероприятий. Обработка данных диагностики

Социально-психологическая направленность

Посещение уроков, наблюдение за детьми. Изучение индивидуальных особенностей учеников 3-х классов с целью подбора классного руководителя

Проведение развивающей психологической игры “Впереди у нас 5-ый класс”

Методическая работа: разработка программы социально-психологической адаптации пятиклассников с учётом особенностей конкретных классов

 

Проведение тренинговых занятий по формированию социальных навыков учащихся 5-го класса Я и Мы

Проведение коррекционно-развивающих мини-групп. Поддержка работы классного руководителя – консультативная, методическая, организационная (до конца года)

Педагогическая направленность

Взаимопосещения уроков учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических “разрывов” в программах I и II ступени

Составление плана внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников

 

Неукоснительное соблюдение выработанных требований за “круглым столом”

Проведение родительского собрания на тему: “Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки”

Активная работа классного руководителя по формированию детского коллектива  
Родители

Совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми

        Поддержка родителями требований школы

Тесная связь с учителями-предметниками и классным руководителем

Индивидуальные консультации для родителей

Учащиеся

Участие в проекте “Профессия-школьник”

Изучение кабинетной системы      

Выполнение требований учителей

Соблюдение правил для учащихся

 

Участие в тренинговой программе “Я и Мы”

Месяц

Направление

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

 

Девятиклассник

Десятиклассник

Административная направленность

Анализ ситуации в 9-х классах, результативности обучения, прогноз структуры 10-х классов, учебные планы, предварительное комплектование учителей, подготовка к итоговой аттестации

Родительское собрание о порядке итоговой аттестации, комплектование профильных 10-х классов с участием педагогов из профессиональных учреждений

Диагностика отношения учащихся к учебным предметам (мотивация)

 

Приём заявлений в 10-й класс

 

Формирование списков 10-х классов

Посещение уроков

 

Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации учащихся 10-х классов к новым условиям

 

Сбор статистических материалов по диагностике знаний учащихся

Подготовка карты классов по материалам собеседований и диагностики

Социально-психологическая направленность

Разработка программы социально-психологической адаптации десятиклассников с учётом особенностей конкретных классов

   

Психологический КВН “Автопортрет нашего класса”

Педагогическая направленность  

Составление плана внеурочных педагогических мероприятий для десятиклассников

 

Организация методической работы направленной на построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями

Проведение родительского собрания на тему: “Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки”

Активная работа классного руководителя по формированию классного коллектива

Родители              

Поддержка родителями требований школы

Участие в анкетировании

 
Учащиеся

Профконсультирование, участие в программе “Я и моя профессия”

     

Учёба актива класса

Участие в психологическом курсе “Школа жизни” в течение всего года