Одним из основных, приоритетных направлений деятельности детского санатория “Черная речка” является забота о физическом и психическом здоровье и развитии ребенка. С этой целью в конце 1999 года у руководства детского санатория возникла идея организации психологической службы “Твой дом”, где каждый ребенок смог бы найти для себя любимый уголок, ласковое слово, добрую улыбку, совет и поддержку. Наш девиз “Не стой на месте!”. В своей деятельности мы стараемся постоянно совершенствоваться. В настоящее время приобретаем опыт работы со взрослыми группами, проводим курсы сеансов релаксации с элементами расслабляющего массажа и дыхательной гимнастики, а также методов ароматерапии и арттерапии.
Нами разработаны и активно внедряются в практику программы работы с дошкольниками, младшими школьниками, подростками и взрослыми. В летний период курируем педагогическую и психологическую практику студентов РПК.
В своей работе мы используем такие формы работы как тренинг, развивающие занятия с элементами коммуникативного тренинга, арттерапии, ароматерапии, сеансы релаксации, интегрированные занятия с художественными мастерскими, занятия по развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка, по запросу детей и родителей – диагностика, профконсультирование. С родителями и детьми каждый заезд проводим консультации, 2 раза в неделю работает телефон “Горячая линия”.
С педагогами планово проводим консультации, участвуем в педсоветах, круглых столах, проводим сеансы по саморегуляции внутреннего состояния. С медицинским персоналом – медико-психологические консилиумы: например, по вопросу “Психосоматика”.
Стало традицией проведение заключительного мероприятия “Музыка души” с ребятами 15-16 лет, которые вероятно, приезжают уже последний раз в детский санаторий в качестве отдыхающих детей. При свечах, под звуки гитары, за чашкой чая с вкуснейшим пирогом, ребята вспоминают интересные моменты из жизни в санатории, получают слова напутствия из книги “Кладезь мудрости” и диплом.
Работа службы организована круглогодично, наблюдается творческий и разносторонний подход к деятельности. Мы продумали и оригинально организовали функциональное пространство службы.
Предлагаю небольшой экскурс по службе! Тематически, с использованием природного ландшафта, большим аквариумом с экзотическими рыбками и цветами, оформлен холл, позволяющий всем обратившимся в психологическую службу окунуться в увлекательный мир природы и фантазии, где постоянно действует галерея детских рисунков “Мир души”, работает кружок “Целители природы”, проходят интересные, познавательные встречи с детьми.
Путешествуя дальше, по психологической службе вы попадаете в “Зимний сад”, где вас окружают удивительные растения, звуки природы и музыки, что способствует снятию напряжения и отдыху. Из “Зимнего сада” вы можете пройти в кабинеты индивидуальной и групповой работы (“Арт-студию”, “кабинет релаксации”), кабинет компьютерной диагностики.
В настоящий момент психологическая служба приобрела новый статус – научно-психологический центр, что качественно повлияло на создание новой организационной структуры всего детского санатория.
С приобретением нового статуса – научно-психологического центра, определяем основную цель своей деятельности как:
- Создание научно-исследовательской базы для организации эффективной деятельности детского санатория;
- Оптимизация пребывания ребенка в детском санатории, развитие и гармонизация его личности.
Задачи:
- совершенствование программы деятельности психолога в рамках научно-психологического центра;
- проектирование и проведение социально-психологических исследований;
- психолого-педагогическое изучение детей в целях обеспечения индивидуального подхода;
- адаптация детей к проживанию в новом месте и в новом коллективе;
- организация и проведение консультативной работы;
- организация и проведение развивающей работы;
- организация психолого-экологического ландшафта.
Содержание направлений работы:
1. Направление по формуле: педагог + психолог
- Формы работы:
- консультации;
- беседы;
- диагностика;
- педсоветы;
- творческие объединения;
- тренинги;
- сеансы релаксации.
2. Направление по формуле: медик + психолог
- Формы работы:
- консультации;
- медико-психологический консилиум;
- беседы;
- АТ;
- совместная работа с документацией (курортные карты, история болезни, заключение).
3. Направление по формуле: творческий центр + психолог (творческие мастерские, оптический театр, кружок краеведения)
- Формы работы:
- интегрированная программа “ Творческое сообщество”;
- беседы;
- наблюдения;
- проведение совместных тематических проектов;
- круглый стол.
4. Направление по формуле: администрация + психолог
- Формы совместной работы:
- консультации;
- формирование запроса;
- совещания;
- совместные решения вопросов обеспечения психологической службы (дизайн, оборудование, приобретение методик, пособий и др.);
- эффективное совершенствование предметно-развивающей среды;
- сеансы релаксации;
- диагностика.
5. Направление по формуле: культурно-спортивный центр + психолог
- Формы совместной работы:
- конкурсы;
- КВН;
- Брейн-ринг;
- соревнования;
- диагностика;
- наблюдение;
- беседы, консультации;
- совместные акции.
6. Повышение профессионального уровня (ежегодное участие в Областной конференции психологов, методическом объединении психологов, обучение в аспирантуре, поездки с целью обучения обмена опытом в другие регионы).
7. Сотрудничество с психологическими центрами области, обмен опытом с другими регионами. Актуальным считаю поддержание связей с психологическими центрами г. Рыбинска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов.
Продолжаю курирование участия детского санатория в конкурсных программах регионального, всероссийского и международного уровня. Использование ресурсов ИНТЕРНЕТА для установления и поддержания контактов.
Результаты:
- поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;
- оптимальная адаптация детей в детском санатории;
- развитие творческих способностей у детей;
- оказание индивидуальной психологической помощи детям и сотрудникам;
- оказание своевременной помощи педагогам в налаживании отношений с детьми, решении проблемных вопросов.
На протяжении заезда (21 день) предлагаю ребятам принять участие в работе психологических групп. Тематика курса занятий зависит от подбора детей в группу (возраст, диагноз, запрос родителей и самого ребенка). Оптимальное количество встреч в группе с детьми – 10-12 раз. В зависимости от наполняемости санатория формируется количество групп, в основном 3-4 группы по 8-10 человек в каждой.
Группы:
- “Карапузы” (для детей 5-8 лет);
- “Развитие” (для детей 8– 10 лет);
- “Веселая планета” (для детей 10-12 лет);
- “Новое поколение” (для детей 13-15 лет).
Примечание: названия групп условны. Каждая группа сама выбирает свое название.
Конспект курса занятий “Добрые волшебники” с детьми 6-8 лет
Цели:
- Развитие у детей творческих способностей, воображения и фантазии.
- Умение взаимодействовать вместе, сотрудничать.
- Снятие мышечного напряжения.
- Развитие чувства гармонии и вкуса.
Материалы:
- Музыкальные инструменты (бубны, погремушки, дудочки, барабан, губные гармошки, колокольчики и др.);
- Все для рисования (гуашь, альбомные листы, стекло, кисти, тушь);
- Аромалампа (с хвойным маслом).
Подготовка к занятию:
- Предварительно готовятся куклы Фей Дня и Ночи, доброго Волшебника Фо и декорации для волшебной полянки.
- Подбирается музыкальное сопровождение: диски “Звуки природы”, “Фантазии”.
Краткий ход занятия:
Перед началом занятия включается аромалампа с хвойным маслом.
– Здравствуйте, ребята!
Психолог объявляет детям, что сегодня на занятии они отправятся в удивительное фантастическое путешествие – на волшебную лесную полянку, где живут добрые животные, поют птицы, журчит ручей, дует легкий ветерок, светит ласковое солнышко, и цветут цветы, здесь у каждого из вас будет возможность проявить себя и почувствовать добрым волшебником.
Звучит таинственная музыка.
Психолог предлагает детям закрыть глаза, вместе с добрым Волшебником Фо (кукла, которая знакома детям с предыдущих занятий) дети произносят волшебные слова “Трейли, Вейли, Фо – мы идем творить добро” (постепенно гасится свет) и оказываются на лесной полянке (комната декорирована под лес), где их встречают две добрые Феи Ночь и День (в роли фей выступают куклы (психолог-кукловод).
Детям предлагается выбрать индивидуальное приветствие (словами, жестами, по желанию ребенка) и поприветствовать Фей и других ребят.
После приветствия Феи предлагают детям веселое путешествие по лесной полянке. На полянке ребята находят музыкальные инструменты (бубны, погремушки, дудочки, барабан, губные гармошки, колокольчики и др.), каждый выбирает тот инструмент, который в большей степени сегодня передает его настроение и начинает передвигаться, выполняя несложные танцевальные действия, по сказочной поляне, играя на своем музыкальном инструменте. Одновременно прислушиваясь к другим ребятам и присматриваясь к их движениям, ребята пытаются по наиболее близкому на их взгляд звучанию или движению найти себе пару. (Феи выполняют вместе с детьми это упражнение, психолог координирует действия детей).
Найдя свою пару, ребята пытаются объединяться далее, образуются несколько групп (2-3), которые выполняют под “чувственную” музыку танцевально-музыкальные композиции. Феи благодарят детей за чудесные импровизации.
Далее, Фея Ночь предлагает детям опуститься на сказочной поляне на траву, лечь, закрыть глаза и немного отдохнуть. Под звуки спокойной музыки дети погружаются в мир фантазии и покоя – проводится аудиовизуализация “Волшебный лес” (авт.).
С пробуждением, дети потягиваются, и Фея День приглашает ребят в “Арт-студию”, где ребята с помощью метода монотипии красками “Гуашь” рисуют свои впечатления, фантазии на листах ватмана.
Далее, каждому ребенку предлагается возможность показать свой рисунок другим ребятам. Прокомментировать его и проговорить, что он чувствует в настоящий момент.
Путешествие на лесную полянку подходит к завершению. Дети прощаются с Феями (передавая волшебную палочку из рук в руки в кругу, ребята произносят добрые слова-пожелания всей группе), далее звучат волшебные слова Волшебника Фо “Трейли, Вейли, Фо и до – всем здесь было хорошо”, ребята все вместе взмахивают волшебной палочкой и оказываются в психологической комнате.
Путешествие на лесную полянку завершилось!
Традиция: Все дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.