В настоящее время появляется большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различным учебным предметам. Благодаря таким тренажерам, ученик может восполнить недостающие знания по учебной программе и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий. Учителя-предметники имеют возможность широкого выбора таких программ и могут использовать их на своих уроках. К сожалению, это не относится к работе учителей-логопедов.
Компьютерные программы для коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся встречаются редко, не отличаются большим разнообразием и, чаще всего, рассчитаны на использование родителями, а не специалистом по коррекции речевых нарушений. Исключение составляют программы с биологической обратной связью (БОС). Но они требуют специально оборудованного компьютерного класса и дополнительного обучения учителя на специальных курсах. Следует также отметить, что программы для логопедической коррекции оказываются, как правило, дороже обучающих программ по какому-либо школьному предмету в 5–7 раз.
Все вышеперечисленное побудило меня, учителя-логопеда, использовать на логопедических занятиях по устранению нарушений письменной речи компьютерные игры-тренажеры по русскому языку.
Решению использовать обучающие игры по русскому языку способствовало также возникновение проблемы дисграфии (отсутствия орфографической зоркости) у большого количества учащихся. В процессе беседы с учителями начальной школы о методах самоконтроля учеников за грамотностью письма выяснилось, что рекомендуемые ими способы самоконтроля со временем теряют эффективность. Ученики начинают использовать их механически, так и не успев приобрести орфографическую зоркость.
Логопедические занятия по коррекции нарушений письма с использованием компьютерных игр-тренажеров по русскому языку проводятся мною с 1999 года. На таких уроках учащимся предъявлялся речевой материал компьютерной программы, адаптированный к целям и задачам коррекционного занятия. Работа с компьютером составляла часть занятия, по времени соответствующую гигиеническим требованиям к возрасту учащихся, и органично сочеталась с традиционными методами коррекции нарушений письма.
Такая практика позволила решить многие проблемы коррекции оптических нарушений у учащихся. Известно, что работа с оптическими нарушениями требует занятий тренировочного характера с предъявлением ученику большого количества наглядного материала, скрупулезной работы по развитию зрительного внимания и памяти. Игры-тренажеры позволяют предложить разнообразные наглядные упражнения, способствующие развитию зрительного внимания и памяти. Другой положительный момент использования игр-тренажеров состоит в том, что речевой материал игр обычно разбит на блоки по годам обучения и по грамматическим темам. Это позволило воплощать индивидуальный подход к решению конкретной проблемы ученика, строить занятия, ориентируясь на темп работы каждого. Задача облегчалась тем, что компьютерная игра-тренажер, как правило, дает возможность накапливать сведения о работе каждого ученика и делает возможным анализ ее результативности. Немаловажной является игровая форма компьютерной программы, привлекательная для детей и создающая дополнительную мотивацию для активного участия ученика в коррекционном процессе.
Ниже для примера приведен конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма с учениками 3 класса. Проведение подобного занятия предполагает наличие у детей навыков работы с компьютером и знакомства с компьютерной игрой-тренажером. На занятии были использованы программа “Грамотей” и программа “Аквариум”.
Программа “Грамотей” позволяет устранять нарушения письма, связанные с отсутствием дифференциации акустически (С–З, Б–П и т. д.) и оптически (П–Т, Ш–Щ) схожих звуков и букв. Учащемуся предлагается выбрать в соответствии с образцом нужную букву, вставить ее в слово или словосочетание. За правильный ответ начисляются баллы. Программа “Аквариум”, разработанная кандидатом психологических наук Мирошниковым А. С., удобна для работы по устранению дисграфии. Она дает возможность выбрать задания в соответствии с годом обучения, конкретными проблемами правописания ученика. К тому же она весьма красочна. Ученику предлагается образец написания слова или словосочетания. Затем на экране появляется надпись, требующая исправления. Возможно усложнение задания за счет отказа от образца написания слова или словосочетания. За правильность выполнения задания начисляются баллы.
Таким образом, опыт проведения подобных занятий в течение четырех лет позволяет сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях компьютерных игр-тренажеров: они позволяют воплощать важный принцип коррекционной работы – индивидуальный подход, и способствуют динамике устранения нарушений письма.
Конспект логопедического занятия с учащимися 3-х классов.
Речевой диагноз: дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами оптической дисграфии.
Тема
Употребление букв У– Ю в словах и словосочетаниях.
Оптическая дифференциация букв У– И в словах и словосочетаниях.
Цели
1. Научить выделять в словах согласные твердые и мягкие и правильно употреблять после них гласные У–Ю.
2. Научить различать сходные по написанию буквы У–И.
Задачи
1. Развитие фонематического анализа и синтеза.
2. Коррекция слуховой и зрительной памяти, слухового и зрительного внимания.
3. Закрепление навыков самоконтроля.
4. Закрепление знаний об упражнениях зрительной гимнастики и навыков ее использования.
5. Закрепление навыков самостоятельной работы с компьютерными играми-тренажерами.
Этапы занятия и их содержание
А. Организационный момент.
– Здравствуйте. Прошу сесть тех, в чьем имени или фамилии есть буква У. А теперь пусть сядут те, в чьем имени или фамилии есть буква Ю.
Б. Повторение пройденного материала.
– Послушайте слова и скажите, отличаются ли они по смыслу: ЛУК– ЛЮК?
( Лук – овощ, люк – отверстие круглой формы).
Чем отличаются первые согласные в этих словах?
(В слове лук – “Л” является твердым звуком, а в слове люк – мягким).
Сделайте вывод о том, после какой гласной пишется У, а после какой – Ю?
(После твердых согласных пишется У, а после мягких – Ю).
Тема нашего занятия – “Слова и словосочетания с буквами У–Ю”
В. Основная часть.
– Откройте тетради и запишите число.
1. Послушайте слоги и напишите в тетради с твердой согласной – на первую строчку, с мягкой – на вторую: КУ, КЮ, ТУ, ТЮ, ЛЮ, ЛУ, ПЮ, ПУ, РУ, РЮ.
Прочтите слоги с твердой согласной. (КУ, ТУ, ЛУ, ПУ, РУ)
Составьте с ними слова ( кусок, покупать, туча, рубашка и др.). Запишите их. Как звучит согласная перед буквой У в этих словах? (Твердо). Обозначьте эти согласные синим карандашом.
2. Букву У следует отличать от буквы И.
Настройте себе компьютерную игру “Грамотей” и выполните задание для букв У–И
3. Продолжение работы в тетрадях.
Прочитайте слоги с мягкой согласной. (КЮ, ТЮ, ЛЮ, ПЮ, РЮ).
Составьте слова с этими слогами (тюки, Люба, пюре, рюмочка и др.). Запишите их.
Как звучит согласный звук перед буквой Ю? (Мягко). Обозначьте эти согласные зеленым карандашом.
4. Следующее задание. Поделите тетрадь на три столбика. В первый столбик нужно будет записать слова только с буквой У, во второй – только с буквой Ю, а в третий – слова, содержащие обе эти буквы (люстра, урюк, служба, утюг, капуста, брюки и др.). Зачитайте слова первого столбика, второго, третьего.
Теперь закройте тетради и попробуйте вспомнить слова первого столбика (второго, третьего).
5. Рассмотрите части картинок разрезной азбуки (акула, юрта, юла, куст, гусь, парашют и др.). Сложите их и назовите изображенный предмет. Найдите и назовите слова, состоящие из одного слога (двух, трех). Какую букву нужно писать в этом слове – У или Ю?
Подберите к этим словам глаголы или прилагательные с буквами У или Ю, составьте словосочетания (Хищная акула. Круглая юрта. Крутиться юла.). Запишите эти словосочетания, подчеркните У одной чертой, Ю – двумя чертами.
6. Среди звуков русского языка есть те, которые звучат мягко, но после них пишется буква У, а не Ю. Кто догадался о каких звуках идет речь? (Ч, Щ).
Какое правило правописания вы вспомнили? (ЧУ, ЩУ пишется с буквой У.)
Компьютерная игра “Аквариум” поможет вам поупражняться в этом правиле (рис. 2).
Г. Физминутка.
Зарядка для глаз.
Игра с активизацией слухового внимания “Делай так, как говорю, а не так, как покажу”.
Д. Самостоятельная работа с индивидуальными карточками.
(Вставить буквы У–Ю в словосочетания, подчеркнуть У – одной чертой, Ю – двумя чертами).
Е. Подведение итогов урока.