Психологическая игра-проект "Репортаж от одноклассника"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Психологическая служба любого образовательного учреждения ставит перед собой задачу выстраивания взаимодействия на решение комплексных задач школы, которые реализуются всеми специалистами. Это взаимодействие наполняет образовательное пространство. Именно взаимодействие, а не элементы образовательной среды создают то самое особое качество, которое и называют психологическим сопровождением учебно-воспитательного процесса.

Так как в нашем учебном заведении (МОУ «Лицей № 1» г. Братска) сложились абсолютно уникальные условия образовательного процесса, то и психологическая служба должна решать свои задачи и выстраивать свою модель сопровождения сообразно концепции деятельности лицея.

В пролицейское отделение поступают учащиеся после начальной школы по итогам вступительных экзаменов (русский язык и математика). После успешной сдачи экзаменов учащиеся проходят первичное собеседование. С 1 сентября в 5-х классах помимо обязательного диагностического минимума и индивидуальной работы по запросам осуществляется учебно-психологическая программа К. Селевко «Познай себя» и ряд психологических игр (акций, проектов [1]). Одна из психологических игр «Репортер» была адаптирована и выдала совершенно неожидаемый результат и стала «своей игрой» пятиклассников, т.е. оригинальным вариантом.

РЕПОРТАЖ ОБ ОДНОКЛАССНИКЕ

Психологическая игра-проект

Время проведения: 2 ч.30 мин.

Место проведения: класс.

Цели игры

  • Расширение личностных перспектив;
  • Создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.

Возможности игры

  • Учащиеся могут продемонстрировать умение активного слушания, творческие способности. Участники создают и испытывают ощущение атмосферы доверия и поддержки.
  • Классному руководителю и психологу-диагностику игра дает информацию о внутригрупповых взаимоотношениях, выявлении лидеров и аутсайдеров классного коллектива.

Материалы для игры:

  • парты и стулья,
  • визитки, листы ватмана,
  • фломастеры, цветные карандаши, листочки для заметок.

ХОД ИГРЫ

I. Разминка «молекула»

Дети двигаются хаотично, затем по команде должны соединиться парами или тройками или четверками. Так несколько раз. Через некоторое время соединяются по команде парами и этими парами рассаживаются за парты.

II. Погружение в игровую ситуацию

Вступление (заполнение визиток).

«Друзья, сегодня мы все репортеры, придумайте жанр, в котором вы пишите основную тему, которую осуществите (спорт, политика, экономика, природа) одно условие: это должно быть интересно вам двоим, так как вы репортеры одной газеты, журнала, передачи и создаете одни образ на двоих.

Это задание вместо положенных 5 минут заняло 25. Дети долго и тщательно подбирали название газеты, свой образ и т.п.

III. Совместное творчество

Упражнение «Знакомство».

Проверим ваше мастерство. Представьтесь, пожалуйста! (по желанию представляются двое).

Учащиеся и пели, и танцевали, показывали пантомиму, т.е. совершенно отошли от сценария и создали свою игру.

Затем каждая пара детей вытянула жетон с номером другой пары (жетон может попасть и со своим номером, тогда бы писать пришлось про себя). Называть вслух номер нельзя.

Задание. Необходимо наблюдать за вашими партнерами в течение всей игры и в конце написать об одном из них статью. Так что надо быть внимательными, наблюдайте и пишите, но помните, что за вами тоже наблюдают.

Упражнение «Пресс-конференция».

Каждая пара придумывает по 3 вопроса и задает их (вопросы любые). Отвечать на них должны корреспонденты соответственно выбранному образу.

Например:

1 пара: «Почему сегодня плохая погода?»

2 пара: «Так как мы экологическая газета, то скажем, что вредные химические выбросы нарушили дисбаланс хлорвинила в природе, и движение нарушенных атмосферных слоев привело к плохой погоде».

3 пара: «Нет, это проиграл Манчестер Юнайтед Челси и природа мстит».

4 пара: «Женский журнал «Сплетни» считает плохую погоду лучшей тренировкой нервов. А почему она такая мы не знаем».

(Ответы были и шуточные, и серьезные).

Замечательно, вы отлично поработали. Прошу в зону обсуждения.

IV. Рефлексия

Все садятся кружком.

  • Какие вопросы вам понравились?
  • Почему?
  • Какие ответы?
  • Легко ли было общаться друг с другом?
  • Какие ваши качества помогали вести разговор?
  • Какими качествами обладает человек вам отвечавший?
  • Вспомните, как вел себя ваш коллега, про которого вы будете писать?

V. Физический контакт

«Трудное задание»

Вас отправила редакция взять интервью у одного человека, который живет далеко в заброшенном зимовье. Путь к нему лежит по болоту. Надо передвигаться по кочкам осторожно, чтобы не провалиться. (Ставим стулья по числу участников, они встают на них и передвигаются со стула на стул, пока не вернутся на свое место).

Болото стало еще страшнее.

Ведущий убирает стулья через один, и приходится стоять по 2 человека на стуле. Правила те же - обойти круг и вернуться на свое место.

Волей-неволей детям пришлось помогать друг другу, подавать руку, придерживать. Ведущий и классный руководитель страхуют, так как упражнение довольно опасное.

Болото все хуже и хуже.

Ведущий убирает еще несколько стульев, так чтобы часть детей оказалась по 3 человека на стуле, но двигаться им уже не возможно.

И вдруг, кончилось, вы у цели!

Дети тихо опускаются на пол.

VI. Рефлексия

Молодцы, проходим в зону обсуждения.

  • Все прошли испытание?
  • Легко ли было идти? Что мешало?
  • Что помогало?
  • Что чувствовали?
  • Как вел себя ваш герой?

VII. Завершение конференции

Упражнение «Подарок».

Вы хорошо потрудились. Давайте сделаем друг другу подарки. По часовой стрелке надо сказать соседу слева несколько теплых слов. (Заканчивается тем, кто начал).

Упражнение «Время статьи».

Все садятся по своим местам. Каждый участник получает лист бумаги и пишет очерк о своем ранее выбранном однокласснике. Использовать можно не только опыт этой игры, но и вообще опыт общения с этим человеком ранее.

Все сдают очерки.

Затем можно выпустить общий журнал. В нашем случае этот очерк мы положили в индивидуальную папку учащихся.

VIII. Обсуждение игры

  • Что понравилось?
  • Что было самое трудное?
  • Кто запомнился?
  • Трудно ли было собрать информацию о другом человеке?

Литература

  1. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под редакцией М.Р.Битяновой. Питер, 2002.
  2. Как сохранить психологическое здоровье подростков. Библиотека журнала «Директор школы», № 5, 2003 г., М., «Сентябрь».