Цели: ознакомить учащихся с основами самопрезентации.
Задачи: познакомить учащихся с понятиями по этой теме; с помощью деловой игры определить типичные ошибки выступающих.
Какие ассоциации возникают со словом “самопрезентация”?
Самопрезентация – это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранить его.
Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае, мы производим какое-то впечатление на окружающих, хотим мы этого или нет. Но этим впечатлением можно управлять сознательно.
Важность самопрезентации понимали еще наши предки. Вспомните пословицы и поговорки на эту тему. (Встречают по одежке – провожают по уму. По одежке протягивай ножки. Не в свои сани не садись и т.д.)
Как вы понимаете эти пословицы? Имеют ли они какое-нибудь отношение к самопрезентации?
Но успешно самопрезентация реализуется далеко не у всех.
От чего же это зависит?
- Имидж – внешний вид начинает говорить раньше, чем начинаете говорить вы. Одежда, обувь, грим, косметика, аксессуары – все это составляет ваш облик.
- Уверенность в себе – готовность к выступлению.
Имидж – понятие более широкое, чем просто внешний вид (латинский – “картинка”; англ. – “образ престиж, репутация”; франц. – “образ, изображение, представление”).
Имидж включает в себя внешность, манеру одеваться, что и как говорить, что и как делать, стиль поведения, стиль мышления.
Какой у вас должен быть внешний вид, чтобы вы могли произвести благоприятное впечатление?
Благоприятный внешний облик и вкус в одежде являются немаловажной частью того, как мы включаемся в деловую обстановку и влияем на настроение и чувства окружающих. Одежда выступает здесь своеобразным инструментом общения. Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый – таков внешний облик делового человека, доброжелательно воспринимаемого окружающими. И здесь дело не только в изысканности вкуса. Не менее важно требование к одежде – ее опрятность. Ощущение неопрятности всегда вызывает неприятное чувство и свидетельствует о неуважении к окружающим. Очень важно и другое элементарное требование к одежде – аккуратность. Плохо завязанный или сдвинутый набок галстук, не чищенные ботинки, туфли, плохо выглаженная одежда наводит на мысль о суетливой поспешности или лени, нетребовательности к себе или безразличию к окружающим. Портят впечатления мятый, несвежий носовой платок, полуоторванная пуговица. Для достижения идеального имиджа следует, в первую очередь, оценить данное вам природой для того, чтобы реально определить свои возможности.
По каким признакам можно определить уверенный человек или нет? Какое впечатление производит на окружающих уверенный человек и неуверенный?
Внешние признаки уверенности: походка, мимика, жесты, поза.
- Стараться выглядеть уверенно, оптимистично, держаться с поднятой головой;
- Выражать легкую улыбку, открытый взгляд; сохранять доброжелательное выражение лица;
- Сохранять осанку на всем протяжении общения, не сутулиться во время бесед стоя;
- Спокойно и свободно держать руки;
- Сохранять внимание, быть мобилизованным, готовым ко всякого рода неожиданностям;
- Поддерживать высокую активность в общении.
- Самопрезентация включает в себя и приемы ораторского искусства, умение слушать себя и собеседника: слова, интонация, тембр, темп речи.
“Удачный голос”
|
“Неудачный голос”
|
4. Очень часто во время публичных выступлений мы не можем справиться со своим волнением, напряжением, от этого страдает общее впечатление о человеке. Как же можно снять эмоциональное напряжение?
А) Мышечная релаксация.
Б) Аутогенная тренировка.
В) Внутреннее сосредоточение.
Г) Визуализация.
Перед нашим небольшим экзаменом я хочу предложить вам семь советов тренера по эффективному общению персонала рекламного агентства “Огилви энд Мейзер” Дороти Сарнофф:
1. Что бы Вы не делали, не делайте это
расслаблено. Держите себя не в напряжении, а в
энергичном состоянии, которое присуще игроку в
теннис, когда он ракеткой бьет по мячу и все его
мускулы натягиваются. Вы производите хорошее
впечатление, когда сидите энергично. Безвольно
расслабив тело, Вы лишь обозначите свое
присутствие.
2. Рассуждайте живо и воодушевленно – это
наилучшая косметика. Речь идет не о мимолетной
улыбке: улыбка – это горизонтальное напряжение
мускулов, тогда как воодушевление –
вертикальное. Оно приподнимает щеки и зажигает
Ваши глаза. Попробуйте – увидите.
3. Когда Вы разговариваете, старайтесь смотреть в
глаза. Многие смотрят не в глаза, а на глаза, в
лучшем случае в один глаз собеседника. Это делает
Ваш взгляд остекленевшим. Когда взгляд переходит
с одного на другой глаз Вашего собеседника, Вы
действительно видите его душу. И это
поразительно.
4. Не суетитесь! Если Вы понаблюдаете, то увидите,
как много вокруг суетливых людей: они крутят
пальцами карандаш, кольца, бусы, цепочки,
разгибают и сгибают скрепки и т.д. Часто мы не
осознаем, что делаем, но наши манеры отвлекают
внимание слушающих нас.
5. Не прячьтесь за свои волосы. У людей есть
желание видеть оба Ваших глаза. Попробуйте
убрать волосы и посмотрите, какое впечатление
это произведет на Ваших деловых партнеров. Чаще
это делает Вас авторитетнее.
6. Слушайте также активно, как и говорите. Помните,
что во время встречи Вас одинаково хорошо видно и
когда Вы говорите, и когда Вы молчите. Выражайте
внимание телом и глазами или Вас неверно поймут.
Если Вы знаете, как слушать, то это делает Вас в
глазах других и хорошим оратором.
7. Если Вы имеете дело с модой, опирайтесь на
хороший вкус. Вы ведь хотите, чтобы люди заметили
Вас, а не Вашу одежду.
А сейчас предлагаю вам, применяя полученную информацию, попробовать сдать экзамен.
А) Рассказать об обычаях племени Ну-Мумбу , проживающих в Африке.
Б) К какому классу животных относится Змей Горыныч? Обоснуйте.
Выступление учащихся записывается на видеокамеру. Потом, есть возможность обсудить типичные ошибки выступающих.