Школа-самопрезентации

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели: ознакомить учащихся с основами самопрезентации.

Задачи: познакомить учащихся с понятиями по этой теме; с помощью деловой игры определить типичные ошибки выступающих.

Какие ассоциации возникают со словом “самопрезентация”?

Самопрезентация – это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранить его.

Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае, мы производим какое-то впечатление на окружающих, хотим мы этого или нет. Но этим впечатлением можно управлять сознательно.

Важность самопрезентации понимали еще наши предки. Вспомните пословицы и поговорки на эту тему. (Встречают по одежке – провожают по уму. По одежке протягивай ножки. Не в свои сани не садись и т.д.)

Как вы понимаете эти пословицы? Имеют ли они какое-нибудь отношение к самопрезентации?

Но успешно самопрезентация реализуется далеко не у всех.

От чего же это зависит?

  1. Имидж – внешний вид начинает говорить раньше, чем начинаете говорить вы. Одежда, обувь, грим, косметика, аксессуары – все это составляет ваш облик.
  2. Имидж – понятие более широкое, чем просто внешний вид (латинский – “картинка”; англ. – “образ престиж, репутация”; франц. – “образ, изображение, представление”).

    Имидж включает в себя внешность, манеру одеваться, что и как говорить, что и как делать, стиль поведения, стиль мышления.

    Какой у вас должен быть внешний вид, чтобы вы могли произвести благоприятное впечатление?

    Благоприятный внешний облик и вкус в одежде являются немаловажной частью того, как мы включаемся в деловую обстановку и влияем на настроение и чувства окружающих. Одежда выступает здесь своеобразным инструментом общения. Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый – таков внешний облик делового человека, доброжелательно воспринимаемого окружающими. И здесь дело не только в изысканности вкуса. Не менее важно требование к одежде – ее опрятность. Ощущение неопрятности всегда вызывает неприятное чувство и свидетельствует о неуважении к окружающим. Очень важно и другое элементарное требование к одежде – аккуратность. Плохо завязанный или сдвинутый набок галстук, не чищенные ботинки, туфли, плохо выглаженная одежда наводит на мысль о суетливой поспешности или лени, нетребовательности к себе или безразличию к окружающим. Портят впечатления мятый, несвежий носовой платок, полуоторванная пуговица. Для достижения идеального имиджа следует, в первую очередь, оценить данное вам природой для того, чтобы реально определить свои возможности.

  3. Уверенность в себе – готовность к выступлению.

По каким признакам можно определить уверенный человек или нет? Какое впечатление производит на окружающих уверенный человек и неуверенный?

Внешние признаки уверенности: походка, мимика, жесты, поза.

  • Стараться выглядеть уверенно, оптимистично, держаться с поднятой головой;
  • Выражать легкую улыбку, открытый взгляд; сохранять доброжелательное выражение лица;
  • Сохранять осанку на всем протяжении общения, не сутулиться во время бесед стоя;
  • Спокойно и свободно держать руки;
  • Сохранять внимание, быть мобилизованным, готовым ко всякого рода неожиданностям;
  • Поддерживать высокую активность в общении.
  1. Самопрезентация включает в себя и приемы ораторского искусства, умение слушать себя и собеседника: слова, интонация, тембр, темп речи.

“Удачный голос”

  • приятный на слух
  • спокойный
  • доверительный
  • управляемый
  • теплый
  • мелодичный
  • уверенный
  • интонационно окрашенный
  • выразительный
  • естественный
  • звучный
  • наполненный
  • доброжелательный

“Неудачный голос”

  • гнусавый
  • резкий или скрипучий
  • хриплый
  • дрожащий
  • плаксивый
  • робкий
  • отрывистый
  • слишком громкий
  • тихий, едва слышный
  • бесцветный
  • неуверенный
  • монотонный
  • скучный
  • напряженный

 4. Очень часто во время публичных выступлений мы не можем справиться со своим волнением, напряжением, от этого страдает общее впечатление о человеке. Как же можно снять эмоциональное напряжение?

А) Мышечная релаксация.
Б) Аутогенная тренировка.
В) Внутреннее сосредоточение.
Г) Визуализация.

Перед нашим небольшим экзаменом я хочу предложить вам семь советов тренера по эффективному общению персонала рекламного агентства “Огилви энд Мейзер” Дороти Сарнофф:

1. Что бы Вы не делали, не делайте это расслаблено. Держите себя не в напряжении, а в энергичном состоянии, которое присуще игроку в теннис, когда он ракеткой бьет по мячу и все его мускулы натягиваются. Вы производите хорошее впечатление, когда сидите энергично. Безвольно расслабив тело, Вы лишь обозначите свое присутствие.
2. Рассуждайте живо и воодушевленно – это наилучшая косметика. Речь идет не о мимолетной улыбке: улыбка – это горизонтальное напряжение мускулов, тогда как воодушевление – вертикальное. Оно приподнимает щеки и зажигает Ваши глаза. Попробуйте – увидите.
3. Когда Вы разговариваете, старайтесь смотреть в глаза. Многие смотрят не в глаза, а на глаза, в лучшем случае в один глаз собеседника. Это делает Ваш взгляд остекленевшим. Когда взгляд переходит с одного на другой глаз Вашего собеседника, Вы действительно видите его душу. И это поразительно.
4. Не суетитесь! Если Вы понаблюдаете, то увидите, как много вокруг суетливых людей: они крутят пальцами карандаш, кольца, бусы, цепочки, разгибают и сгибают скрепки и т.д. Часто мы не осознаем, что делаем, но наши манеры отвлекают внимание слушающих нас.
5. Не прячьтесь за свои волосы. У людей есть желание видеть оба Ваших глаза. Попробуйте убрать волосы и посмотрите, какое впечатление это произведет на Ваших деловых партнеров. Чаще это делает Вас авторитетнее.
6. Слушайте также активно, как и говорите. Помните, что во время встречи Вас одинаково хорошо видно и когда Вы говорите, и когда Вы молчите. Выражайте внимание телом и глазами или Вас неверно поймут. Если Вы знаете, как слушать, то это делает Вас в глазах других и хорошим оратором.
7. Если Вы имеете дело с модой, опирайтесь на хороший вкус. Вы ведь хотите, чтобы люди заметили Вас, а не Вашу одежду.

 А сейчас предлагаю вам, применяя полученную информацию, попробовать сдать экзамен.

А) Рассказать об обычаях племени Ну-Мумбу , проживающих в Африке.
Б) К какому классу животных относится Змей Горыныч? Обоснуйте.

Выступление учащихся записывается на видеокамеру. Потом, есть возможность обсудить типичные ошибки выступающих.