Курс практических занятий с педагогами.
Пояснительная записка.
Введение.
Согласно Концепции модернизации образования государство ставит перед школой задачу стать основным фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Государству нужны образованные, нравственные, уверенные в себе предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя последствия. Обладающие мобильностью, способностью сотрудничать, динамизмом, конструктивностью, чувством ответственности за судьбу страны. В этой связи повышаются требования к личности самого педагога. Встает необходимость раскрытия и проявления его индивидуальности, специфических качеств личности способствующих необходимому влиянию на развитие детей. Многолетний опыт работы практическим психологом образования и специальные исследования личностного потенциала педагогов показывают, что основной массе педагогов характерны следующие общие личностные особенности: высокий уровень развития общечеловеческих ценностей; противоречивый, неустойчивый “образ-Я”, неуверенность в себе; недостаточная автономность, свобода самовыражения; склонность к доминированию. Поведение в проблемных ситуациях характеризуется фиксацией на самозащите, повышенной агрессивности, обвинении окружения больше, чем на принятии конструктивных решений.
Цель предлагаемого курса.
Мотивировать педагогов на - самопознание, определение сильных и слабых сторон своей личности; развитие основных личностных качеств, определяющих проявление индивидуальности, творческой активности; формирование навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
Задачи.
– Познакомить педагогов с основными психологическими аспектами личностно –ориентированного подхода в образовании.
– Организовать диагностику педагогов по определению у них степени развития социально-специфических качеств личности.
– Провести тренинговые занятия на развитие аутосимпатии, уверенности в себе, автономности.
- Провести практикум по формированию конструктивного поведения в проблемной ситуации.
Для достижения поставленной цели рекомендуется проводить занятия в тренинговом режиме 12–15 человек. Курс рассчитан на 40 аудиторных часов (10 занятий по 4 аудиторных часа каждое).
Реализация программы позволяет актуализировать скрытые возможности и способности педагогов, отрефлексировать профессиональные и жизненные затруднения, приобрести уверенность в себе и в завтрашнем дне. После работы в группе педагоги становятся более открыты новому опыту, оптимистичны, целенаправленны в реализации своего творческого потенциала, стремятся к более уважительным и доверительным отношениям с учащимися.
Программа примерная потому, что разрабатывалась по результатам диагностики для определенного педагогического коллектива. Каждый конкретный коллектив имеет свои особенности и программа потребует соответствующей корректировки.
Содержание курса.
Введение в курс.
Место педагога в современном обществе. Кризис образования с середины ХХ века, его причины и пути преодоления. Национальная доктрина образования, Концепция модернизации образования Российской Федерации. Психологические требования к личности педагога.
Раздел 1. Самопознание.
Психологическая подготовка к диагностике.
Выявление имеющегося опыта диагностики, намерений относительно самопознания. Пояснение, что самопознание - длительный процесс, сопровождающийся положительными и отрицательными переживаниями. Выявление возможных страхов и их отработка.
Диагностика.
Изучение степени выраженности определенных личностных качеств, эмоциональных характеристик, поведенческих особенностей педагогов с помощью надежных методик (опросник самоактуализации личности САМОАЛ, методика фрустрационных реакций С.Розенцвейга, тест цветовых предпочтений М.Люшера, шкала измерений мотивации достижений, тест-опросник локализации контроля).
Интерпретация полученных результатов.
Пояснение значимости полученной информации для дальнейшей работы с собой в плане личностного роста, психического и соматического здоровья.
Раздел 2. Саморазвитие. Изменяем себя.
Проба один. Неудачник или победитель.
Выяснение общего позитивного (любовь, оптимизм, мужество) или негативного отношения к жизни (подозрительность, страх, сомнения, зависть). Осознание собственных мыслей, чувств, действий. Понятие о защитных механизмах и сопротивлении. Поиск формул позитивных переживаний.
Проба два. Полюбить себя.
Осознание зависимости форм собственного поведения от принятия себя, любви к себе, эмоциональных оценок себя. Упражнения на самопринятие, самоуважение, самоодобрение. Декларация собственной ценности.
Проба три. Уверенность в себе.
Различие неуверенного, агрессивного и уверенного поведения. Отработка навыка уверенного поведения.
Проба четыре. Овладение эмоциональными состояниями.
Понятие об аутогенной тренировке. Практическое применение аутогенных упражнений в педагогической деятельности. Экспресс-методы регуляции психических состояний.
Проба пять. Смелость быть собой.
Упражнения на развитие автономности. Психотехнические приемы формулирования аргументов.
Раздел 3. Поведение в проблемной ситуации.
Обсуждение девяти возможных вариантов негативного и позитивного поведения по результатам диагностики (согласно теории фрустрации Розенцвейга). Упражнения в приобретении позитивных форм поведения в конфликтных ситуациях.
Заключительное занятие. Круглый стол.
Примерные вопросы для участников круглого стола:
– Насколько полезной для Вас была работа в группе?
– Ваши мысли по поводу последующей самостоятельной работы?
– Какие Ваши профессиональные планы?