Программа развития компетентности в личностном самопознании младших подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

В пятом классе школьники начинают систематизировать изучение основных наук человечества – математики, русского языка и литературы, истории, географии, естествознания.

Но есть вопросы, на которые ни одна из этих наук не дает ответа. Это вопросы о внутреннем мире человека, о мыслях и чувствах, мотивах того или иного поведения. Почему одни люди относятся к нам хорошо, доброжелательно, а другие враждебно? Почему одних людей мы любим, а другие нам не нравятся? Как избежать недоразумений, ссор с товарищами, друзьями, родственниками? Как стать умным, сильным, смелым, привлекательным, чтобы все тебя любили, уважали, признавали?

Почему одни школьники учатся хорошо, им все дается легко, а у других не получается?

Ответы на эти и другие вопросы можно получить в курсе “Познай самого себя”. Название предмета говорит само за себя – ребенок узнает свои возможности, совершенствуется, делает себя лучше.

Актуальность.

Младший подростковый возраст – период возникновения потребности в самопознании и самооценки, желания понять и лучше узнать себя. Вместе с тем, ребята чувствуют, что не умеют, не могут оценить себя, не знают, как, с помощью каких критериев это можно сделать. Наряду с этим отмечается рост негативного восприятия себя, увеличивается число негативных самооценок.

12 – 14 лет оценивается как момент наибольшего “смятения”, “сумятицы”, связанной с собственным Я. В общую неудовлетворенность подростка собой вносит существенный вклад неудовлетворенность собственной внешностью.

Как можно помочь подростку в его переживаниях, объяснить закономерность его чувств по отношению к себе и своему самоощущению?

Содержание данной программы, направленной на организацию самопознания младшего подростка, отвечает на поставленные вопросы. Систематизация работы в рамках задач данного курса стимулирует активность школьников, направленную на него самого, на его потребность совершенствовать себя, стать хозяином своих эмоций, поступков, характера, а стало быть и судьбы. Технология курса помогает педагогу–психологу сделать ученика субъектом воспитания и развития.

Деятельность психологической службы школы должна включать в себя создание психолого–педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению, к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру. Это обязует педагогов–психологов использовать в своей работе различные программы и разработки, направленные на развитие у подростков компетентности в личностном самопознании, развитие позитивной Я– концепции.

Данная программа отвечает запросам современных подростков и выстроена на основе психолого–педагогических знаний подростка о себе.

Цель программы: способствовать психическому и личностному росту учащихся. Развивать у младших подростков навыки самопознания, умения видеть свои достоинства и недостатки и, исходя из этого, строить свою жизненную позицию.

Задачи:

    1. Развивать у младших подростков умение оценивать свои возможности, качества личности, поведение.
    2. Формирование позитивной Я–концепции младшего подростка.
    3. Воспитывать у детей осознанное отношение к пониманию своих внутренних качеств, смысла своего предназначения.

Содержание программы:

Тема 1. “Я – концепция” подростка.

Определение своей “Я – концепции”, реального и идеального Я.

Тема 2. Подросток и окружающие его люди.

Определение своей жизненной роли.

Тема 3. Подросток и окружающий мир.

Развитие возможностей полноценного восприятия мира

Тематический план:

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

1 “Я – концепция” подростка.

2

4

6

2 Подросток и окружающие его люди.

2

2

4

3 Подросток и окружающий мир.

1

1

2

Формы и методы организации занятий:

    1. Элементы тренинга.
    2. Арт–терапия.
    3. Релаксационные упражнения.
    4. Групповая, подгрупповая, индивидуальная форма работы.
    5. Проективное сочинение.

Ожидаемые результаты:

    1. Подросток должен уметь компетентно самодиагностировать себя, оценивать свои возможности, качества личности, поведение.
    2. Подросток должен знать, как использовать полученные диагностические результаты для построения своей жизненной позиции, опираясь на свои позитивные качества и черты характера.
    3. У подростка должна быть сформирована позитивная Я– концепция.

Диагностические процедуры.

Для диагностики могут быть применены методы отслеживания как текущих результатов (“Мое многогранное Я”, “Я – физическое”, “Я в различных жизненных ролях” и т.д.), так и итоговых показателей (Профиль изучения самого себя).

  1. Профиль изучения самого себя и знаний о себе.
  2. Определение своей Я – концепции (Г.К. Селевко).

1 встреча (контактное занятие)

Цель: сообщение целей работы нашей группы, осознание её детьми. Установление эмоционального контакта педагога–психолога с детьми. Сплочение группы.

  1. Притча.

Спросил как–то Конфуцио у мудреца: “Как нужно относиться к богам, а как к демонам?”. На что мудрец ответил: “Что нам боги и демоны… Нужно вначале правильно научиться относиться к самому себе и друг к другу”.

На наших встречах мы будем учиться познавать себя. Использовать свои возможности в повседневной жизни и учебе. Корректировать черты характера, которые нас не устраивают.

2. Знакомство.

Каждый представляет себя, а затем поочередно называют имена участников.

3. Разминка. Игра “Друг к дружке”.

Разбиться на пары и выполнять команды: рука к руке, ухо к уху, спина к спине, плечо к плечу, нос к носу и т.д.

По команде: “Друг к дружке” поменять пару.

4. Игра на сплочение группы “Теремок”.

На выделенном небольшом участке пола нужно по очереди разместиться всем членам группы. Для этого необходимо встать как можно ближе друг к другу.

5. Пожелания друга (К. Фопель).

Чтобы осознать смысл пребывания в группе нужно дать возможность прислушаться к своему внутреннему голосу и услышать его как бы со стороны.

Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас сосредоточил свое внимание на смысле и цели своего участия в этой группе. Представьте, что значимый для вас человек (друг, родственник) говорит вам о том, чему по его мнению, вам стоит здесь научиться. Сформулируйте для себя его пожелания и выберите для себя два наиболее важных (2 минуты).

Теперь откройте глаза и запишите то, что вы выбрали. Поочереди прочитайте нам свои записи.

Вопросы для обсуждения:

    • Насколько то, чего ждут от меня другие, совпадает с моими собственными желаниями?
    • Кто из участников написал примерно то же, что и я?
    • В какой мере ожидаемые результаты моего участия в группе соответствует теме нашей работы.

В завершении нашей встречи хочу вам сказать. Девиз “Познай себя” был начертан на фронтоне древнегреческого храма. Это означало, что знание о себе считалось вершиной, целью, к которой нужно стремиться, чтобы понять свои возможности, внутренние качества, постичь смысл своего предназначения.

Познание себя, своих внутренних характеристик поможет выявить собственные способности, положительные качества. И на этой основе правильно организовать свою учебу, построить свои отношения с окружающими людьми.

2 встреча.

Цель: входная диагностика. Выделение себя, “внутреннего человека” из окружения.

Посмотрите, сколько людей вокруг вас: родные, друзья, учителя, соседи и все окружающие! Все они чем–то похожи, отличаются друг от друга. В первую очередь мы обращаем внимание на внешние признаки (пол, одежда, рост, внешность). Но ведь среди них есть ещё добрые и злые, храбрые и трусы. Эти качества снаружи не видны. Они проявляются в поведении человека, в отношении к окружающим. Такие скрытые, внутренние качества человека называются психическими качествами (свойствами, чертами), их изучает психология.

Оцените свои знания о себе [1].

Утверждения

+3+2+1 0–1–2–3

Утверждения

1

Я изучаю свои возможности   Я не изучаю свои возможности

2

Я знаю свои черты характера   Я не знаю свои черты характера

3

Я знаю свои физические данные   Я не знаю свои физические данные

4

Я знаю свой тип темперамента   Я не знаю свой тип темперамента

5

Я умею справляться со своими эмоциями   Я не умею справляться со своими эмоциями

6

Я хочу познавать себя, свои возможности   Я не хочу познавать себя, свои возможности

7

Я хочу, чтобы меня учили пользоваться своими положительными качествами   Я не хочу, чтобы меня учили пользоваться своими положительными качествами

Давайте зададимся вопросом: “А какой я?” Что вы можете сказать сами о себе?

1. Упражнение “Знакомство с самим собой”.

Ответьте на вопрос “Кто я такой? Какой я?” – и запишите ответы.

Всё, что вы рассказали в своих записях о себе, – это ваше знакомство с собой, представление о себе, о том “внутреннем человеке”, который называется “Я”.

2 Релаксация. Звучит музыка Чайковский “Вальс цветов”. Ребята находят себе место в этом танце. Возможно это цветок, возможно мотылек, а может это ветер, который кружит вокруг танцующих.

3 встреча.

Цель: определение своей “Я–концепции”.

Каждый из нас постоянно употребляет местоимение “Я”. Это “Я” работает, думает, принимает решения. Но кто такой этот “Я”, как он выглядит, как может поступить в той или иной ситуации, насколько он умен? Это “Я” живет в человеке в виде представления о самом себе. Я – это то, кем считает себя человек в мыслях, чувствах, действиях.

Совокупность всех представлений о себе называется “Образом – Я” или “Я–концепцией”.

Наш внутренний человек, образ “Я” многогранен, он проявляет себя в разных ситуациях и обстоятельствах по–разному: вы можете на уроках быть тихим и скромным учеником, дома – “грозой семьи”, на улице – хорошим другом и т.д.

1.Упражнение “Моё многогранное Я”

У каждого ребенка лист, расчерченный на 2 части в первой части Я положительное, во второй части Я отрицательное.

2. Проективное сочинение “Опиши себя”.

Составьте небольшое сочинение (самоописание) о своих внутренних, психологических качествах, руководствуясь схемой Я–многогранное:

  • Ролевое (в различных ролях)
  • Внешнее, внутреннее
  • Сознательное, неосозноваемое
  • Поведенческое
  • Хорошее, плохое
  • Прошлое, настоящее, будущее
  • Фантастическое
  • Реальное, идеальное

4 встреча.

Цель: определение своего реального и идеального Я.

Если вам нужно узнать, как вы выглядите, идёт ли вам этот предмет одежды, вы смотритесь в зеркало и видите свою внешность, как одеты, какое у вас лицо. Вы видите свою внешность. Глядя на других, вы также воспринимаете их физические данные – Я–физическое.

1. Упражнение “Зеркало”.

Опишите себя так, как вы видите себя в зеркале. Постарайтесь, чтобы другие увидели вас таким, каким вы сами себя видите. Опишите цвет глаз, волос, рост, тип телосложения, выражение лица и т.д.

Физические данные человека с возрастом меняются.

Как изменились с возрастом ваши игры? Вы сами?

Многие свои физические данные человек может изменять, улучшать. Этому способствуют занятия спортом. Вы можете меняться так, как вы хотите – вы автор самого себя. Следите за своим Я–физическое, задавайте себе вопрос: что вы сделали сегодня, чтобы завтра стать более сильным, ловким, физически развитым, здоровым?

2. Упражнение “Я–физическое”.

Занесите свои физические данные в следующую форму, и вы получите целостное представление о самом себе в физической сфере.

Мой:

  • Рост –
  • Вес –
  • Скорость –
  • Сила –
  • Прыгучесть –
  • Выносливость –
  • другие физические показатели……

3. Рисование на тему “Я –реальный, я – идеальный”.

5 встреча – 1 часть темы.

Цель: определение своей жизненной роли. Умение делать комплименты и с достоинством отвечать на них.

Когда человек появляется на свет, его уже ждут его родители, близкие, врачи, медсестры. Вначале человек мал и беспомощен, целиком зависит от людей.

Сначала ребенок видит только самых близких ему людей, затем детский сад – это уже группа сверстников, школа – одноклассники, учителя, другие взрослые.

В этих связях, отношениях с окружающими людьми мы и проявляем своё Я.

1, Упражнение “Круг моих связей и отношений с окружающими”.

Сделайте рисунок, в центре которого изобразите себя (условно), а на периферии по лучам напишите, с кем вы видитесь, разговариваете, переписываетесь и т.д.

Расскажите о человеке, который много значит в вашей жизни.

2. Упражнение “Что в имени тебе моём?”

    • Без чего человек не может жить?
    • В воде не тонет, в огне не горит, в земле не гниет?

Конечно это имя человека. Напишите свое имя крупными красивыми буквами. От каждой буквы вашего имени вниз столбиками напишите слово, которое начинается с одной из букв вашего имени и характеризует вас.

    • Что означает ваше имя?
    • Какие качества зашифрованы в нем?
    • Нравится ли вам ваше имя?
    • Когда у вас именины?

3. Игра “Комплимент”

Образовать 2 одинаковых круга: один внутренний, другой внешний. Лицом друг к другу. Те кто стоят во внешнем кругу говорят комплименты своему партнеру во внутреннем круге, а тот в ответ должен согласиться с комплиментом и сказать еще похвалу в свой адрес.

6 встреча – 2 часть темы.

Сегодня мы продолжим разговор о своей жизненной роли.

Лет в 10 дома, со своими, ты носишь собственное имя.

Но чуть на улицу попал, ты это имя потерял. Здесь нет имен, здесь носят клички.

А в школе? Тут свои привычки, большим тебя считают тут и по фамилии зовут.

Итак, три звания, три роли: в семье, на улице и в школе.

В.Берестов

1. Упражнение “Я в различных жизненных ролях”.

Напишите, кем вы являетесь для окружающих, в какой роли выступаете.

Я:

    • Сын (дочь)
    • Брат (сестра)
    • Внук (внучка)
    • Учащийся
    • Мальчик (девочка)
    • Член кружка, секции
    • Одноклассник
    • Покупатель
    • Пассажир

В жизни постоянно возникают события, в которых вам приходится делать выбор: как поступить, к кем дружить, как помочь, к кому обратиться за помощью.

2. Ситуация–проба “Разберитесь в людях”.

Вспомните всех своих друзей, приятелей, одноклассников. Расположите их в порядке значимости для вас. А теперь составьте из них другой список в значимости от того, какой интерес они испытывают к вам, сколько времени посвящают вам. Сопоставьте оба списка.

Есть ли такие, которые очень много значат для вас, но не уделяют вам внимания? Почему? Правильно ли вы ведете себя с ними? Сделайте выводы, подумайте, что и как можно сделать, чтобы улучшить отношения с окружающими.

3.Рисование “Метафорический портрет”.

Нарисуйте себя в виде какого–нибудь предмета или животного.

7 встреча.

Цель: помочь детям создать представление о себе как о личности.

Внешние качества человека, как мы уже знаем, можно увидеть, определить, сфотографировать. А внутренние качества? Можно ли их увидеть?

1. Игра “Зеркало”.

Представим, что мы в волшебной комнате и перед нами волшебное зеркало. Мы в него смотримся и видим свои психологические качества. Пусть зеркало вначале представит нам наши положительные качества. Это игра. А как в действительности? Можно ли увидеть внутренний мир человека?..

Увидеть нельзя, а составить представление о нем можно, п.ч. внутренние качества человека проявляются в его поведении, в отношении к окружающим. В русском языке есть тысячи слов, обозначающие различные внутренние качества человека (лентяй, добряк, трудяга и т.д). Из их сочетаний состоит внутренний мир человека, его личность.

Личностью назовем совокупность внутренних качеств человека, проявляющихся в его отношениях с окружающими.

Изучением личности и занимается наука психология.

2. Упражнение “Что такое хорошо и что такое плохо?”

Представление о себе как о личности складывается из совокупности представлений о своих качествах. Основу этих личностных качеств в образе Я составляют… (см. таблицу). Предлагаю вам заполнить таблицу с личностным профилем.

3. Ситуация–проба “Какие качества важнее”.

Если бы вам была предоставлена возможность, то какими тремя из тех качеств, которые приведены в таблице “Я–личность”, вы наделили бы:

А) себя;

Б) своего друга;

В) родителей;

Г) учителей.

Характеристики:

  • Знания, умения, навыки
  • Умственные способности
  • Трудолюбие, прилежание
  • Предприимчивость, активность
  • Доброта, доброжелательность
  • Честность, правдивость
  • Ответственность, обязательность
  • Самостоятельность
  • Целеустремленность
  • Общительность
  • Творческие способности
  • Оптимизм, жизнерадостность.

8 встреча.

Цель: способствовать развитию адекватной самооценки, рефлексии.

Вы когда–нибудь оценивали себя, свои качества, достоинства и недостатки? Совпадала ли эта ваша самооценка с оценкой вас другими людьми?

Оценка самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков называется самооценкой.

Бывает, что человек думает лучше, чем он есть на самом деле – это завышенная самооценка, а бывает наоборот: заниженная самооценка. И то и другое – будет мешать вам жить, становиться лучше.

Окружающие люди, с которыми вы себя сравниваете, а также общественные нормы и ценности, с которыми вы сопоставляете свои действия, играют роль зеркала, в которое смотрится каждый из нас, составляя образ своего Я.

Самооценка:

Завышенная

Адекватная Заниженная
  • Переоценка своих данных
  • Эгоистичность
  • Превосходство над другими
  • Пренебрежение мнением других
  • Знание себя
  • Правильное отношение к другим
  • Недооценка своих данных
  • Неуверенность
  • Чувство тревоги

Чтобы оценить себя, нужно какое–либо ваше действие, качество (внешнее или внутреннее – личностное), ощущение, м.б. мысль осознать, зафиксировать, а потом – оценить. Например, как я вчера вечером разговаривал с мамой...

Такое целенаправленное наблюдение своих поступков, действий, качеств называют самонаблюдением.

Рекомендации “Как наблюдать за собой”

  1. Самонаблюдение лучше всего начинать с контроля за своей осанкой, походкой, далее – манерой говорить, рассказывать, выслушивать других. Затем, используя прием сравнения, обратите внимание как ходят другие, говорят, улыбаются, слушают, спорят и т.д.
  2. Другой человек – это зеркало: смотри, сравнивай, делай выводы, чем ты сильнее, чем слабее других.
  3. Внимание! Трудность самонаблюдения состоит в том, что тебе приходится одновременно действовать, трудиться и наблюдать за собой, фиксировать свои поступки. При самонаблюдении надо научиться переключать внимание то на событие, то на себя. Это требует многократных тренировок.
  4. Выделение главного. Постоянно отдавать себе отчет, что сейчас происходит, что и зачем делаете и т.д.
  5. Быстрая, сиюминутная самооценка при тех или иных ситуациях наиболее субъективна. Она будет точнее при последующем анализе пережитого.
  6. Восстанавливая в памяти прожитый день, неделю, отмечайте главное, что произошло, как вы реагировали на события, как вели себя, что говорили. И главное: как можно было бы лучше поступить или сказать.

1. Упражнение “Самооценка своих представлений о себе”

Попробуйте оценить знания о себе по пятибальной системе (5 ставится за отличное знание о себе, 1 – при отсутствии этого знания) [1].

Знаете ли вы себя? +3 +2 +1 0 –1 –2 –3
  • Я знаю свои физические данные
  Не знаю
  • Я знаю, как сохранить своё здоровье
  Не знаю
  • Я знаю особенности своих органов чувств
  Не знаю
  • Я знаю свои способности (к чему я способен)
  Не знаю
  • Я знаю свои потребности (чего мне хочется)
  Не знаю
  • Я знаю свой характер
  Не знаю
  • Я представляю особенности своего ума
  Не представляю
  • Я знаю, какая у меня память
  Не знаю
  • Я знаю особенности своего поведения
  Не знаю
  • Я веду личный дневник
  Не веду

2. Рисование “Правая и левая рука”

Выберите разные цвета для правой и левой руки. Закрыв глаза, рисуйте каракули двумя руками, затем, открыв глаза, сформулируйте образы на основе этих каракулей.

9 встреча.

Цель: дать знания об органах чувств (анализаторах), какова их помощь в жизни и деятельности человека. Развивать возможности полноценного восприятия жизни.

Мы постоянно получаем сведения о том, что происходит в окружающей среде. Организм человека имеет сложную систему особых устройств – органов чувств. С их помощью мы воспринимаем, видим, чувствуем окружающий мир, предметы, небо, землю, других людей, слышим звуки, чувствуем запахи.

Пять основных органов чувств:

    • глаза (зрение) – зрительный анализатор;
    • уши (слух) – слуховой анализатор;
    • кожа (осязание) – тактильный анализатор;
    • язык (вкус) – вкусовой анализатор;
    • нос (обоняние) – обонятельный анализатор.

В каждом из них сосредоточены особые клетки, чувствительные или к свету, или к звуку, или к запаху, или к форме, или к химическому составу. Органы чувств по нервным волокнам передают возбуждение в мозг. Мозг анализирует информацию, принимает решение и посылает управляющие импульсы всему организму.

Ощущения – это первые элементы потока информации о внешнем мире, создающиеся при контакте наших органов чувств с окружающей средой.

Ощущения могут быть приятными и неприятными.

Органы чувств у разных людей имеет разную чувствительность.

1. Игра “Загадочный сверток”.

Учащиеся на ощупь определяют, что в свертке.

Благодаря ощущениям мозг создает целостные образы предметов и явлений окружающего мира – восприятия.

Представьте, что вы держите в руке апельсин. Вы ощущаете его запах, цвет, а если попробуете, – и вкус. У вас в мозгу создается единый целостный образ – восприятие апельсина.

2. Упражнение “Иллюзии восприятия”.

    • Посмотрите на ярко горящую лампу, затем выключите её. Что вы видите? (Плавающее световое пятно).
    • Пожмите руку своему соседу слева. Что вы можете сказать о её температуре? Подставьте руку под струю холодной воды, а затем снова пожмите руку. Что теперь вы скажете о температуре руки своего соседа? Конечно, она стала теплее, почему?
    • Какой из двух отрезков (АВ или CD) длиннее?
      mg1.jpg (6540 bytes)

Восприятие людей друг другом – явление сложное, комплексное (и тоже может быть иллюзией). Результат его выражается в возникновении чувств симпатии или антипатии друг к другу, а то и разочарования.

Каждый из нас воспринимает окружающий мир в соответствии со своим “Я–воспринимающее”.

2. Упражнение “Я–воспринимающее”.

Оцените способности своих органов восприятия по 5–балльной системе:

  • Вижу (зрение)
  • Слышу (слух)
  • Осязаю (осязание)
  • Обоняю (обоняние)
  • Вкушаю (вкус)

3. Рисование “Нарисуйте музыку”.

Звучит музыка, прослушав её 1–2 минуты, ребята рисуют её с помощью каких–либо образов, линий, цветовых пятен. На протяжении всего рисования и обсуждения нарисованного музыка не выключается.

10 встреча.

Цель: выявить и дать знания о характере эмоций; основы эмоциональных ощущений. Тестирование на уровень тревожности. Учить выражать эмоции социально приемлемыми способами.

Человек в своей жизни плачет и смеется, злится и радуется, бывает охвачен гневом или восторгом, страхом или яростью. Эти переживания называются эмоциями.

У животных также бывают эмоции. Вы видели кошку, которая выгнув спину, топорща усы и подняв хвост вверх, шипит на собаку.

Эмоции различаются по характеру: при этом почти у всех имеется противоположная: уверенность – тревожность; радость – горе; защищенность – страх; наслаждение – страдание; счастье – несчастье; радость – досада.

Особо сильные проявления эмоций – аффект, стресс, шок, паника, страсть, отчаяние и т.д.

Чувства – это высший уровень эмоций, отвечающий потребностям людей.

Давайте попробуем создать шкалу добрых – злых чувств.

Наше Я – эмоциональное складывается из следующих эмоциональных ощущений:

    • Чувство успеха, уверенности в общественном признании, дружбы, симпатии (Я нравлюсь);
    • Уверенности в способности к той или иной деятельности, чувство наслаждения успехом, отсутствие боязни поражения, досады, злости и т.л. (Я способен);
    • Чувство защищенности, значимости в своем круге общения, отсутствие тревожности, страха, вражды со стороны окружающих (Я защищен).

Подобное положительное Я – эмоциональное способствует активным проявлениям личности, эффективной её деятельности, успеху. Недаром говорят: “Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем”. И наоборот отрицательное Я – эмоциональное (я не нравлюсь, я не способный, я не защищен) в такой же степени ухудшает результаты, мешает успеху.

Давайте с помощью несложного теста определим свой уровень тревожности.

Тест “Уровень тревожности”

Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов здесь не может быть.

Оценка результатов.

Уровень тревожности – надо подсчитать по формуле:

Т = E1 – E2 + 35,

где

Е – сумма зачёркнутых цифр на бланке по пунктам шкалыЗ,4,6,7,9;12,13,14,17,18;
E2 – сумма остальных зачёркнутых цифр (пункты 1,2, 5, 8, 10,11,15,16,19,20).

Результат: до

30 баллов – низкая тревожность;
31–45 – умеренная тревожность;
46 и более – высокая тревожность.

Высокая тревожность вызывает нарушение внимания, памяти, тонкой координации, ведёт к нервным срывам. Умеренная тревожность – естественное состояние активной личности. Низкая тревожность в некоторых случаях приводит к поражению, проигрышу, отставанию и т.п.

Эмоции и чувства выражаются внешне в интонациях речи, мимике, пантомимике, в стиле и формах поведения. Они представляют определённый “язык” общения (самый древний) [1].

Суждения

Варианты ответов

Совершенно не согласен

В основном не согласен

В основном согласен

Полностью согласен

1. Я сейчас спокоен 1 2 3 4
2. Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3. Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4. Я внутренне скован 1 2 3 4
5. Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6. Я расстроен 1 2 3 4
7. Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8. Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4
9. Я встревожен 1 2 3 4
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11.Я уверен в себе 1 2 3 4
12. Я нервничаю 1 2 3 4
13. Я не нахожу, себе места 1 2 3 4
14. Я взвинчен 1 2 3 4
15. Я не чувствую внутренней скованности, напряжённости 1 2 3 4
16. Я доволен собой 1 2 3 4
17.Я озабочен 1 2 3 4
18. Я. слишком возбуждён 1 2 3 4
19. Мне радостно 1 2 3 4
20. Мне приятно

1

2

3

4

Упражнение “Эмоции в мимике” Наибольшее значение для выражения эмоций имеет лицо, а на лице глаза и рот. Используя условные обозначения эмоциональных состояний, нарисуйте своё состояние.

  • нейтральное
  • счастье
  • жестокость
  • страдание

Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций должны быть человеческими, отвечать общепринятым правилам приличия.

Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)

Уважайте чувства других.
Проявите терпимость к чьей–то бурной эмоции.
Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (от конфликтов, грубости, агрессии).
Нейтрализуйте желание отомстить, ибо подобная эмоция разрушительна для человека.

Если вами овладела сильная эмоция, то:

    • Попросите помощи.
    • Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям). Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём–либо приятном.
    • Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
    • Внушайте себе, что всё не так плохо.
    • Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, попробуйте делать то же.

Встреча 11.

Цель: определение своего типа темперамента, умение использовать положительные характеристики своего типа и гасить отрицательные.

С древних времён люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, уравновешенный, а другой – очень подвижный, очень бурно на всё реагирует. Древнегреческий врач Гиппократ связывал это с преобладанием в организме человека – одной из .четырёх видов–жидкостей: крови (сангвы), лимфы (флегмы), желчи (холи) и чёрной желчи (меланхоли). Но причина оказалась не в крови, а в особенностях нервной системы человека.

Нервную систему человека и животных составляют:

органы чувств, которые воспринимают окружающую среду;
нервы (нервные волокна по которым полученная информация от органов чувств передаётся мозгу (головному и спинному);
мозг, в котором эта информация воспринимается, перерабатывается рационально и эмоционально, посылает команду на действие, поступок, отношение к тому или другому явлению, предмету.

Нервная система, у каждого человека обладает индивидуальными свойствами. У разных людей она может быстро или медленно передавать сигналы от внешних факторов в мозг, мозг может сильнее или слабее реагировать на один и тот же раздражитель.

Сангвиником называют человека живого, подвижного, стремящегося к частой смене впечатлений, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. имеется постоянное возбуждение.

Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Сангвиник

Плюсы

Минусы

мобильность склонность к зазнайству
оптимизм разделение работ на интересные и не интересные
жизнерадостность легкомыслие
общительность поверхностность
отзывчивость  
успешность в делах  
трудоспособность  
лидерство  

Холериком называют человека быстрого, порывистого, способного отдаваться делу с исключительной страстностью. Уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения, быстро истощающегося. Особенностью холерика является отсутствие равновесия нервных процессов. Когда у сильного человека нет такого равновесия, то он, увлекшись каким–нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов надрывается, истощается.

Холерик

плюсы минусы
активность горячность
энергичность невыдержанность
увлеченность нетерпеливость
оптимистичность беспокойство
трудоспособность непостоянство
целеустремлённость  

Флегматиком называют человека медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями: и настроением, слабым внешним выражением душевных состояний. Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни.

Флегматик

плюсы

минусы

устойчивость пассивность
постоянство медлительность
терпеливость невыразительность
надёжность  
осмотрительность  
миролюбивость  

Меланхоликом называют человека легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Для меланхолика, очевидно, каждое явление, жизни становится тормозящим, его фактором, он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всём видит и ожидает только плохое, опасное.

Меланхолик

плюсы

минусы

высокая низкая работоспособность
чувствительность мнительность
мягкость ранимость
человечность тревожность
рассудительность пессимистичность
доброжелательность  
способность к сочувствию  

Среди ярких, талантливых людей в различных областях деятельности встречаются лица различного темперамента, Например, Пушкину, Суворову были присущи выраженные черты холерика; Некрасову, Наполеону – сангвиника; Жуковскому и Гоголю – меланхолика; Кутузову, Крылову – флегматика.

Тест на определение типа темперамент [1].

Встреча 12.

Цель: выходная диагностика.

Мы с вами встречались в течение нескольких месяцев. Учились узнавать себя, не стесняться говорить о себе хорошо и видеть в себе плохое, то что нас не устраивает. Учились опираться на лучшие свои качества и гасить отрицательные проявления нашего характера, темперамента.

Я вас прошу еще раз оценить свои знания о себе, ответить на вопросы и сравнить ответы с теми, что вы дали в самом начале наших занятий. (Профиль определения личностного самопознания смотреть во встрече 2).

Что особенно вам понравилось на наших встречах?

Если бы мы продолжили наши занятия, то о чем бы вам еще хотелось бы узнать и поговорить?

Литература:

  1. // Народное образование №1, 2000 г. Селевко Г.К. с. 145.
  2. Практикум по арт–терапии. /под ред. А.И. Копытина. СПб.: “Питер”, 2001, 448 с.
  3. Психолого–педагогические условия личностного роста и социализации детей. /ответств. ред. Л.Е. Курнешова. М.: “Школьная книга”, 2002, 112 с.
  4. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз. СПб.: КАРО, 2001, 368 с.
  5. Фопель К. Психологические группы: Рабочий материал для ведущего: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001, 256 с.