Поэтапный анализ урока
Технология: “Сотрудничество”
Этапы урока |
Цели |
Методы, формы и средства достижения |
Оборудование |
“Эксперсс-опрос” |
Включение в урочный процесс. Выявление взглядов учащихся на профессии “Учитель”, “Психолог”, “Классный руководитель” |
Метод анализа конкретных понятий. | Раздаточный материал. |
“Слагаемые мастерства” | Роль психолого-педагогических знаний и умений в мастерстве учителя. | ||
1 слагаемое: |
Роль темперамента ученика и учителя в успешности учебного процесса. | Содержательно-дискуссионный метод. | |
2 слагаемое: |
Педагогическое искусство в работе с детьми “плохого” поведения. | Словесно-дедуктивный метод. (Ученик – объект) |
Раздаточный материал. |
3 слагаемое: |
Трансляция знаний в умения и навыки посредством творческого упражнения “Домашнее задание”. | Метод творческого самовыражения. (Ученик – субъект) |
Раздаточный материал. |
4 слагаемое: |
Использование психолого-педагогических знаний в решении педагогических ситуаций. | Экспериментальный метод поиска верного решения. | Раздаточный материал. |
5 слагаемое: |
Практическое применение знаний о барьерах педагогического общения через игру “В класс вошёл учитель”. | Метод ролевой игры; метод творческой
изобретательности. (Ученики – субъекты и объекты) |
Раздаточный материал. |
6 слагаемое: |
Развитие творческих способностей учащихся через психолого-педагогическую игру “Начни урок” | Метод самодеятельности, творческой
изобретательности. (Ученик – субъект) |
Музыкальное сопровождение. |
“Всё ещё впереди” | Подведение итогов “Эксперсс-опроса”
(возможна дискуссия). Настрой на следующие “слагаемые” через “концовку урока”. |
Метод метафоры. Интонационно-речевой метод. |
Цели
- Подготовка будущих психологов и педагогов к успешной профессиональной деятельности.
- Знакомство с психолого-педагогическими секретами мастерства.
- Практическое применение знаний в игровых ситуациях.
ХОД ЗАНЯТИЯ
“Экспресс-опрос”
Цель
- Включение в урочный процесс.
- Выявление взглядов учащихся на профессии “Учитель”, “Психолог”, “Классный руководитель”.
Раздаточный материал по рядам, на котором каждому дать краткое (1-2 слова) определение, предназначение профессий: Учитель, Психолог, Классный руководитель; чтение и анализ опроса в конце урока
“Слагаемые мастерства”
Оборудование
- Магнитофон,
- Кассета с релаксационной музыкой,
- На доске:
Слагаемые мастерства = знания о… (заполняется по мере изучения слагаемого)
Метафора
- “О художниках-пуантилистах”, идея которой в том, что “большее видится на расстоянии”.
Цель
- Определение с помощью практических заданий и упражнений влияния психолого-педагогических знаний на мастерство учителя.
1 слагаемое: “Темперамент”
Содержательная дскуссия о роли темперамента на работу учителя (вопросы):
- Наиболее подходящие типы темперамента при выборе профессии типа “Человек-человек?
- С учащимися какого типа темперамента легче работать учителю? Почему?
- С учащимися какого типа темперамента интереснее работать учителю? Почему?
- С учащимися какого типа темперамента труднее работать учителю? Почему?
2 слагаемое: “Тип поведения учащихся”
Цель
- Показать приёмы педагогического искусства в работе с детьми “плохого” поведения (типы поведения):
- “Привлечение внимания”
- “Власть”
- “Месть”
- “Избегание неудачи”
Задание № 1. На доске расположить карточки от “лёгкого” типа к “сложному”.
Вопросы
- Чем они отличаются друг от друга?
- Почему “Избегание неудачи” – самый трудный?
- Какие педагогические находки можно использовать при работе с учащимися этих типов поведения.
3 слагаемое: “Репрезентативная система (система восприятия человека)”
Практическое творческое упражнение “Домашнее задание”.
Работа по рядам:
- 1 ряд – аудиалисты
- 2 ряд – визуалисты
- 3 ряд – кинестетики
Кто попробует дать домашнее задание одновременно всем трём типам восприятия?
4 слагаемое: “Эмоциональная и педагогическая культура учителя”
Практическая работа по группам (4 группы) “Решение педагогических ситуаций”.
Общая ситуация № 16 – всем группам.
Ситуация № 16.
Проверяя сочинение по литературе, учительница не верит своим глазам: у слабой, безграмотной девочки – хорошая работа. Только почему-то очень знакомая. Учительница вспоминает, что читала эту работу в прошлом году, и она принадлежала умненькой девочке-отличнице. На уроке учительница как бы невзначай спрашивает: “Катя, а ты знаешь Таню Савицкую?” – “Да, это моя соседка”, – бесхитростно отвечает девочка. Всё ясно: сочинение попросту переписано. Как поступить?
- Наказать девочку за списывание двойкой.
- Заставить девочку переписать сочинение, изменив при этом тему.
- Наказать обеих девочек, проведя с ними нелицеприятную беседу.
- Оставить положительную оценку без изменения, но отличницу, давшую списать сурово наказать.
- Решительно спросить: “Таня дала тебе списать, но чем же ты в ответ её отблагодарила?
- Лучше спустить всё “на тормозах”: даже переписывание для двоечницы не пройдёт бесследно.
Отдельные ситуации по группам: № 34, 15, 22, 18. Обсуждение правильности выбора ответа.
Группа № 1 (№ 15).
На уроке литературы пожилая учительница решила высказать ребятам всё, что о них думает: “Равнодушные они и идеалов у них нет, и интересов никаких; в театры и музеи не ходят, книг не читают, о классической музыке понятия не имеют …”. Мальчик поднимает руку: “Ирина Гавриловна, Вы так говорите, потому что не “въезжаете в то, чем мы живём. Попробуйте сначала “въехать”, а потом учите”. “Я и так всё вижу и понимаю”, – лихо парировала учительница. “А зря – откликнулся мальчик, – Татьяна Леонтьевна, по истории, сначала тоже так говорила. А мы её дали послушать кассету группы “Агата Кристи” и ей понравилось”. Что ответить?
- Грустно развести пуками: “Да вот такая я отсталая, ребятки, честь для меня остаётся честью, а дурь – дурью”.
- Собраться с духом и выпалить: “Я не въезжаю, так ты врубись в то, о чём я толкую”.
- Улыбнуться: “Ну, достали! Так и быть несите вашу “Агату Кристи” – попробую въехать”.
- С готовностью произнести: “Согласна на “Агату Кристи” в обмен на Шестую симфонию Чайковского. Идёт?”
- Серьёзно заметить: “Позвольте заметить, что Пушкин тоже не всегда въезжал в своих современников, а Толстому слабо было въехать даже в собственную семью”.
Группа № 2 (№ 22).
Заметив, что по классу из рук в руки ходит электронная игра, учительница её отбирает. Тут же объявляется хозяин и просит её вернуть. Учительница обещает отдать после уроков, на что мальчик уверенно заявляет: “Это моя частная собственность и Вы не имеете права её отнимать”. Как поступить?
- Отдать без лишних разговоров, а то хлопот не оберёшься.
- Спокойно продолжать урок, никак не реагируя на сказанное.
- Быстро парировать: “Только что эта собственность была коллективной и мешала мне и другим ребятам работать”.
- Удивиться: “Твоя частная собственность? Что же ты раньше её так плохо охранял?”
- Уверенно резюмировать: “Это не частная собственность, а мелочь, создающая помехи на уроке. Получишь свою игрушку после уроков”.
- Решительно возразить: “Ну уж нет, сначала я сама поиграю, а потом верну тебе твою частную собственность в целости и сохранности”.
- Спросить вкрадчиво: “Ты не будешь против, если завуч с директором немного поиграют, а потом вернут твою игрушку?”
Группа № 3 (№ 18).
На уроке преподаватель МХК обмолвилась о том, что знаменитый греческий герой-силач Геракл, не рассчитав сил, убил кифарой своего учителя музыки. Дети сразу оживились, зашумели – с учительницей музыки у них давно были напряжённые отношения. Один мальчик сказал прямо: “Эх, мне бы кифару в руки …”. Как реагировать?
- Лучше сделать вид, что не слышали или не поняли, и никак не комментировать.
- С готовностью отозваться, вступившись за коллегу: “Я бы дала тебе что-нибудь потяжелее и отправила в кузнечный цех или на стройку – там от тебя будет хоть какая-то польза”.
- Выслушать жалобы детей, обсудить их суть конфликта с учительницей музыки, а затем плавно продолжать урок”.
- Сознаться: “Не думала я, что вы – совсем дети и даже судьбу Геракла воспримите, как маленькие”.
- Сухо констатировать: “Твоя шутка неуместна”.
- Весело посоветовать: “Прежде чем взять кифару в руки, ты бы сначала поборол нескольких чудовищ, очистил конюшни и т.д. – герой ты наш!”
Группа № 4 (№ 34).
Учительница русского языка постоянно снижает оценки семикласснику за почерк: “Пишет так, что просто невозможно прочитать”. А мальчик обижается, считает, что оценки ему снижают несправедливо. Изменить почерк ему не удаётся. Что делать?
- Поставить вопрос жестко: или хороший почерк или хорошая оценка, или …
- Убелить мальчика в необходимости писать, если не красиво, то хоть чуть разборчивей, чтобы можно было прочитать.
- Доверительно поговорить с мальчиком наедине и попытаться эмоционально на него воздействовать. Например, сказать: “Поставь себя на моё место. Сижу по часу, напрягая глаза, а прочитать почти ничего не могу. Тебе меня не жалко?”
- Раздавая работы сухо сказать: “Эту шифровку мне прочитать не удалось. А значить, и оценку ставить не за что. Пока я не смогу читать твой текст, аттестовать тебя не буду”.
- Ну, что делать, подчерк – это своеобразие человека, и изменить его почти невозможно. Придётся проверять работу с помощью автора – пусть расшифровывает свои каракули.
- Успокойтесь! Пусть мальчик пишет, как хочет. Вырастет – будет пользоваться компьютером, а том почерк не имеет значения. О там, какие оценки ставить за непрочитанное, посоветуйтесь с завучем.
5 слагаемое: “Барьеры педагогического общения”
Психолого-педагогическая игра “В класс вошёл учитель”.
Трое учащихся играют роль учителей. Отдельно получают инструкции и учителя и учащиеся.
Учителя
Барьер “Я – сам” – неуверен в себе, очень боится, что дети ответят не то, что он не сможет выйти из данной ситуации, поэтому он сам задаёт вопросы и сам на них отвечает. (Тему урока выбрать на своё усмотрение).
Барьер “Робот” – хорошо подготовлен к уроку на заданную тему, дети уже прошли то, о чём он говорит. Учитель, не смотря ни на что, знакомит учеников с новой темой. Учитель из-за неуверенности в себе не может перестроиться в случае необходимости.
Барьер “Монблан” – учитель парит в мире науки, мало интересуется личностью детей, свою задачу видит только в подаче научной информации. Равнодушен к детям.
Задача учащихся: распознать вид барьера.
6 слагаемое: “Урок – это искусство” (начало урока)
Психолого-педагогическая игра “Начни урок”.
Работа в группах
Каждая группа получает карточку с названием предмета и темой урока по этому предмету. За 5 минут нужно придумать начало урока, которое бы захватило учеников, включило сразу в работу. Затем каждая группа заслушивается.
“Всё ещё впереди”
Концовка занятия, настрой и переход к следующему занятию по теме “Урок – это искусство”. (Домашнее задание. Концовка урока.)
Анализ “Экспресс-опроса”
О домашнем задании мы поспорим. Один из выдающихся педагогов говорил: “Найдите учителя, который всегда одинаково был бы готов к уроку; а если всегда одинаково хорошо себя чувствует, то чтоб всегда имел желание проводить урок, а если... А если взрослому иногда можно, то какого чёрта мы не даём такой возможности ученику?” Можно ли подписать договор о том, что ученик имеет право быть иногда не готовым к уроку, и иногда не хотеть ходить в школу? и т.д.
Концовку урока мы попробуем осуществить на практике через игру “Искусство закончить урок”.