Тренинг родительской эффективности в системе работы школьного психолога

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: тренинг родительской эффективности, детско-родительские отношения, психологический тренинг, психологическая поддержка родителей, коррекция детско-родительских отношений


В школе №138 Санкт-Петербурга более 5 лет работает служба сопровождения, в состав которой входят психологи, логопеды, специалисты оздоровительного центра. Основная цель деятельности службы – оказание помощи в решении актуальных проблем каждому участнику образовательного процесса: ученику, педагогу, родителю. Материалы из опыта работы сотрудников службы логопеда С. М. Кряжевских и врача ЛФК Л. В. Останко размещены соответственно в разделах “Преподавание в начальной школе” и “Спорт и здоровье детей”. Материал, представленный ниже, рассказывает о том, каким образом школьный психолог может организовать работу с родителями учащихся.

Занимаясь психологическим консультированием родителей, у которых есть трудности в общении с детьми, я заметила, что у большинства из них часто возникают одни и те же вопросы. Постепенно созрела идея проведения в школе групповых занятий с родителями, тем более, что в зарубежной психологии и педагогике родительские группы давно зарекомендовали себя как весьма эффективные средства психологической поддержки семьи.

Для формирования группы в организации (детском саду, школе, семейном клубе и т.д.) обычно требуется разрешение администрации, поэтому полезно иметь программу, раскрывающую цели работы группы.

Предлагаемая программа представляет собой сценарий тренинга родительской эффективности, который будет полезен не только для родителей, но и для воспитателей, педагогов, практических психологов, специализирующихся на работе с детьми и семьей.

Целью тренинга является обучение взрослых навыкам эффективного общения с ребенком в современных социально-экономических и культурных условиях на основе установления и развития партнерских отношений с детьми.

После прохождения тренинга каждый участник будет уметь:

– Устанавливать дружеские отношения с ребенком, основанные на взаимном доверии и ответственности;
– Объективно оценивать мотивы “плохого” поведения ребенка;
– Оказывать психологическую поддержку ребенку;
– Осознавать психологические ловушки в общении с ребенком;
– Эффективно решать конфликтные ситуации с ребенком, не ущемляя ни его интересов, ни своих собственных.

Программа рассчитана на 6 занятий, каждое из которых проходит 1 раз в неделю в течение 3 часов (практика показывает, что еженедельное посещение группы на протяжении более шести недель для многих родителей просто невозможно).

Состав группы 8–10 человек.

В основе программы лежат идеи Альфреда Адлера, а также методические разработки Томаса Гордона, Рудольфа Дрейкуса, Ю.Б.Гиппенрейтер.

Проведение занятий предполагает помещение с наличием свободного пространства.

 Предварительный этап

Для того, чтобы группа начала работать, необходимо, по крайней мере, ее сформировать. Конечно, нужны рекламные объявления о тренинге. Они должны висеть в школе на видных местах. Безусловно, нужно рассказать о тренинге на родительских собраниях, на совещаниях классных руководителей, на педсовете. И все-таки, лучший способ подбора участников – личный контакт, во время которого психолог имеет возможность обсудить с человеком цели группы, основные процедуры, требования к нему как к члену группы, потенциальную пользу от участия в групповой работе. Эта предварительная встреча смягчает страх и неуверенность, закладывая основу для дальнейшей совместной работы.

Вот еще несколько важных моментов, которые следует учитывать ведущему при комплектовании группы:

– Не стоит приглашать в группу человека, если он намерен пропустить более двух занятий, но можно договориться о том, что взрослые члены семьи будут посещать занятия по очереди: например, вместо мамы на занятие иногда придет бабушка.
– Эффективность групповой работы значительно возрастает, если в группу входят родители, имеющие детей близкого возраста – дошкольников, младших школьников, подростков.
– Хорошим подспорьем для участников и ведущего может стать “Рабочая тетрадь”. Она содержит те сведения, которые родителям всегда хочется записать: о возрастных особенностях развития детей, о техниках общения, отрабатываемых на занятиях, о приемах психологической поддержки [1]. В “Тетради” родители, выполняя домашние задания, записывают свои наблюдения и переживания, а это – ценный материал для работы группы.

 Начальный этап

Основная задача первой встречи – знакомство участников друг с другом, принятие групповых правил, выяснение ожиданий и опасений родителей, конкретизация и прояснение личных и групповых целей.

Особое внимание тренер должен уделить созданию доброжелательной атмосферы в группе, так как родители, пришедшие на занятия, обычно чувствуют себя крайне неуверенно. Подойдет любая техника знакомства, например, можно предложить участникам представиться, назвать имена своих детей и их возраст. Каждого представляющегося просят повторить имена всех, кто выступал до него. При этом не обязательно идти по кругу, предоставив членам группы возможность самим решать, когда вступать в разговор. Для установления доверительных отношений ведущий может первым сообщить что-либо о себе, о своих ожиданиях и надеждах, связанных с группой, о переживаниях данного момента, создавая тем самым модель поведения для участников.

Вот несколько примерных вопросов, которые помогут начать знакомство:

– Расскажите, пожалуйста, коротко, как вы узнали об этой группе. Что вам о ней рассказывали?

– Что значило для вас прийти сегодня на первую встречу? Что вы об этом думали?

– Какую цель вы ставите перед собой, чему хотите научиться в группе?

– Что вы хотите изменить в своих взаимоотношениях с ребенком?

– Что может этому помешать?

Распространенной ошибкой родителей бывает то, что они стремятся изменить ребенка, не пытаясь изменить себя. Завершая круг знакомств, тренер может подчеркнуть, что члены группы властны изменить только себя, непосредственно изменить другого они не в силах [2].

Различные взгляды участников на воспитание в семье и их отношение к способам взаимодействия между родителями и детьми проясняет групповая дискуссия на тему “Что значит для вас быть идеальным родителем?”. Обсуждаются стереотипы семейного воспитания, одни из которых могут облегчать жизнь семьи, а другие – усложнять.

Ключевое упражнение первой встречи предлагает членам группы исследовать распределение своих жизненных ролей с учетом того, какое место по значимости занимает каждая из них. Рисуется реальное, а затем идеальное распределение. При анализе упражнения важно обратить внимание на то, похожими или различными оказались рисунки, нравится или не нравится родителям нарисованное ими самими распределение ролей, за счет чего можно достичь каких-либо изменений.

Как правило, основное место в жизни участников занимает родительская роль, особенно, если в группе есть неработающие мамы. Продолжая упражнение, предложите родителям составить список всех тех людей, о которых они должны заботиться. Список обычно получается длинным, старательно вспоминаются двоюродные тети и троюродные племянники. Вопрос ведущего “Включили ли вы в этот список себя? Которым по счету?” часто застает группу врасплох, поскольку никому не приходит в голову это сделать. Реакции членов группы бывают разными – от искреннего удивления и огорчения до недоумения и возмущения, и потому полезно завершить упражнение обсуждением тезиса “быть полезным другим – это, в первую очередь, заботиться о себе”.

В конце занятия тренер договаривается с родителями о выполнении домашних заданий. В качестве первого домашнего задания можно предложить анализ внутрисемейных поведенческих стереотипов (с записью в “Рабочую тетрадь”), а также рисунок, коллаж, эссе на тему “Чего я хочу от своих взаимоотношений с ребенком”.

Завершая встречу, важно попросить участников высказаться по поводу наиболее существенных для них моментов. Можно предложить каждому коротко ответить на два вопроса:

– Поделитесь, насколько полезной для вас оказалась эта встреча?

– Скажите, удалось ли вам узнать ваши собственные заботы в выступлениях других участников?

 Рабочий этап

Вторая встреча предполагает знакомство участников с факторами, оказывающими основное влияние на поведение ребенка [3]. В то же время важной задачей ведущего остается развитие сплоченности группы и привлечение внимания участников к чувствам, которые они испытывают во время выполнения тех или иных упражнений.

В начале встречи можно предложить упражнение, выполняемое в “карусельке”. Инструкция тренера: “Сейчас в течение 1 минуты вы будете говорить партнеру о том, что вы цените в себе, как в родителе. Задача партнера – молча слушать вас. Затем партнер в течение минуты расскажет вам о своих ценных родительских качествах. После этого те, кто стоит во внешнем кругу, сделают шаг вправо, окажутся перед новым партнером, и упражнение начнется сначала”.

Можно сделать 3–4 перемены партнеров, а затем, посадив участников в общий круг, попросить их поделиться чувствами, которые они испытывали во время выполнения упражнения. Многие говорят о смущении и неловкости, поэтому далее в групповой дискуссии полезно обсудить вопросы о самоценности и самоуважении родителей, а также о приемах и методах формирования высокой самооценки у детей [3,4]. Этот материал должен быть приведен в “Рабочей тетради”.

Затем тренер обращается к членам группы с вопросами: “Что больше всего запомнилось вам при выполнении домашнего задания? Было ли что-то, что вас удивило, обрадовало, или, напротив, вызвало недоумение и разочарование?”. Если желающих высказаться много, то обмен мнениями затягивать не стоит. Однако, бывает, что домашнее задание выполняют всего лишь 2–3 человека. В этом случае задача ведущего состоит не только в том, чтобы дать возможность участникам высказаться, но и в том, чтобы продемонстрировать группе важность внимательного отношения родителей к собственным мыслям и переживаниям.

Далее ведущий сообщает группе информацию о тех факторах, которые оказывают влияние на поведение детей [3]:

– Порядок рождения в семье

– Пол ребенка

– Разница в возрасте между детьми

– Отклонения в развитии или физические недостатки ребенка

– Социальная среда

– Трагедии в семье

-–Детская ревность или соперничество детей между собой

– Родительская реакция на поведение ребенка

Чтобы тренинг не превратился в лекцию, желательно подобрать упражнения, иллюстрирующие каждое из утверждений.

Например, рассказывая о том, как влияет на поведение ребенка порядок рождения детей в семье, ведущий может предложить участникам разбиться на группы в соответствии с порядком рождения: младшие дети, старшие дети, единственные дети и т.д. Каждая группа определяет типичные сильные и слабые стороны характера, связанные с порядком рождения.

Традиционный миф о непременной дружбе братьев и сестер может поколебать следующее упражнение. Ведущий сообщает группе: “Представьте себе, что в нашей стране проводится обязательная для всех лотерея. Вы вытаскиваете билетик с номером, и с завтрашнего дня вместе с вами будет жить человек, который тоже вытащил этот номер. Вам придется потесниться, а, кроме того, поделиться с ним всем, что вы имеете. Кто это будет – вы не знаете, поменять его на кого-то другого нельзя. Какие чувства испытываете вы к этому человеку? Примерно то же могут чувствовать ваши старшие дети по отношению к младшим” [3].

Говоря о разных типах родительских реакций на поступки ребенка, тренер предлагает разыграть ситуацию, в которой малыш только что разбил коленку (для родителей подростков лучше предложить другую типичную ситуацию [4]). Члены группы по очереди играют малыша, а ведущий в роли родителя демонстрирует поведение родителя–“спасателя” (гиперопека), родителя–“сержанта” (пренебрежение), родителя–“помощника” (партнерство). Анализируя чувства ребенка, группа приходит к выводу: являясь взрослыми, мы можем осознанно решать, как реагировать в той или иной ситуации, и тем самым влиять на дальнейшее поведение наших детей.

Завершая встречу, тренер в качестве домашнего задания предлагает понаблюдать за поведением детей и проанализировать, как влияет на них тот или иной фактор. Результаты наблюдений должны быть записаны в “Рабочей тетради”.

Во время третьей и четвертой встреч члены группы знакомятся с техниками эффективного общения и отрабатывают навыки активного слушания и “Я–высказывания”. Поскольку на этих встречах высказываются наболевшие проблемы и обсуждаются особенности взаимоотношений в семьях, тренеру необходимо быть особенно внимательным к умению участников давать и принимать обратную связь [5].

Описание упражнений, направленных на отработку навыков активного слушания и “Я–высказывания”, нетрудно найти в специальной литературе [6,7]. По моим наблюдениям, родители выполняют их довольно вяло, но зато бурю эмоций вызывают ролевые игры, в ходе которых участникам предоставляется возможность “влезть в шкуру ребенка”, взглянуть на себя со стороны, “глазами других”. Еще более сильный эффект имеет видео– запись упражнений с последующим анализом вербальных и невербальных реакций участников. Этот ценный опыт помогает родителям пересмотреть некоторые взгляды на поведение своих детей, стать более чуткими к их проблемам.

Во время групповых дискуссий обсуждаются такие вопросы, как умение отличать детские проблемы от родительских; “безусловное” и “условное” принятие ребенка, передача ответственности за себя ребенку [7]. В результате значительно расширяются представления родителей о детских возможностях и потребностях, о возрастных особенностях психического развития детей.

Домашние задания предполагают применение приобретенных на занятиях навыков в общении с собственными детьми.

На пятой и шестой встречах обсуждаются методы переориентации негативного детского поведения, в основе которого лежат ошибочные цели: привлечение внимания, борьба за власть, месть, избегание неудачи. Основные задачи этих встреч заключаются в том, чтобы, во-первых, научить родителей определять цели “плохого” поведения детей, а, во-вторых, отработать навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Лучше заранее попросить родителей ознакомиться с представленным в “Рабочей тетради” теоретическим материалом [3].

Обычно активные члены группы охотно представляют на обсуждение ситуации, в которых их общение с детьми было неуспешным, чтобы с помощью группы найти более эффективные варианты общения. Очень важно, чтобы тренер, избегая советов и рекомендаций, побуждал участников анализировать собственный родительский опыт по следующей схеме: какое поведение ребенка я хочу переориентировать; какую цель этим поведением преследует ребенок; каким методом переориентации я могу воспользоваться. Результатом совместной работы является расширение поведенческого репертуара родителей и возможность самостоятельного решения ими возникающих проблем.

В конце каждой встречи необходимо выделять, по меньшей мере, 10 минут на то, чтобы каждый участник подытожил значение сессии лично для себя. Можно задать членам группы несколько вопросов из перечисленных ниже:

– Назовите самое важное, что вы вынесли из сегодняшней встречи.

– Какие шаги для изменения ваших взаимоотношений с ребенком вы намерены предпринять между нынешней встречей и следующей?

– Довольны ли вы степенью своего участия в работе группы?

– Если вы были пассивны, испытывали скуку или безразличие, то что вам хочется сделать, чтобы изменить это отношение?

Такая практика чрезвычайно важна, поскольку делит ответственность за происходящее в группе между тренером и участниками, в результате чего в конце тренинга родители меньше жалуются на неосуществившиеся надежды.

Завершающий этап

В заключительной части тренинга (на нее нужно отвести не менее 1 часа из последней встречи) участники, заполняя анкету, оценивают результаты своей работы в группе. В анкете могут быть следующие вопросы:

– Чему самому главному Вы научились в ходе тренинга?

– Что из того, чему научились, Вы уже применили в своей жизни?

– Появились ли какие-либо изменения во взаимоотношениях в семье?

– Какие именно изменения в семейных взаимоотношениях можно отметить как положительные?

Кроме того, возможность высказаться в круг о значении полученного опыта должен иметь каждый участник. В качестве завершающего упражнения можно использовать, например, упражнение К.Фопеля “Подсолнух” [8].

Оценка эффективности тренинга

Анализ анкет позволяет получить представление о тех изменениях, которые произошли с отдельными участниками и с группой в целом. Их можно поделить на следующие группы:

1. Изменения, которые происходят с родителем. Они проявляются в развитии способности к самонаблюдению, осознании своего поведения, стабилизации эмоционального состояния. Примеры из родительских анкет:

– “Я стала более мягкой и сдержанной”

– “Я стала внимательнее к сыну и мужу”

– “Научилась вовремя останавливаться, прежде чем отругать ребенка”

2. Изменения, которые происходят с ребенком. Они касаются проявления положительных черт характера, развития качеств эмоционально-волевой сферы:

– “Дочь стала более самостоятельной и ответственной”

– “Ребенок стал сам садиться за уроки”

– “Сын перестал перебивать, когда я разговариваю с другими людьми”

3. Изменения, отражающие улучшение взаимоотношений между родителем и ребенком, а также улучшение взаимоотношений с другими членами семьи.

– “Моя дочь стала меня слышать”

– “Значительно улучшились отношения с мужем”

– “Разговор с ребенком при конфликтных ситуациях стал на два децибела ниже”

На вопрос “Что бы вы хотели добавить в программу?” родители часто отвечали: “Совместные занятия с детьми”, поэтому продолжением данной программы может быть тренинг взаимодействия родителей с детьми, основной задачей которого будет развитие доверительных отношений и навыков сотрудничества между родителем и ребенком.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995. –240 с.
2. Желдак И.М. Искусство быть семьей: практическое руководство. – Мн.: МП “Лерокс”, 1998. –160 с.
3. Кволс К. Переориентация поведения детей. – СПб.: ЛИСС, 1997. –222 с.
4. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. –224 с.
5. Кори Дж., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж.М. Техники групповой психотерапии. – СПб: Питер, 2001. – 320 с.
6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. – 150 с.
7. Сартан Н.Г. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 128 с.
8. Фопель К.: Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие/Пер. с нем. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2000. – 256 с.