Программа "Релакс" для дошкольников и младших школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


Известно, что для многих детей социальная адаптация к изменяющимся условиям является сложным испытанием.
Ситуация новизны вызывает у любого человека некоторую степень внутренней напряженности, попадая в новую социальную среду, он также переживает эмоциональный дискомфорт.
В случае несоответствия между требованиями, предъявляемыми новой социальной средой, и возможностями ребенка возникают явления дезадаптации, отражающиеся на здоровье детей, их эмоциональном состоянии и поведении.
В практической психологии существует много подходов к решению проблемы социальной дезадаптации.
Я считаю, что одним из важнейших подходов является обучение управлять своим психофизическим состоянием, и надо начинать это с детских лет.
Способность человека к саморегуляции состояния, психической перестройке обеспечивает и его эффективную адаптацию в окружающем мире, и результативность любой деятельности. Эту способность необходимо развивать с помощью упражнений и игр.
Для обучения детей навыками психосаморегуляции предлагается программа “Релакс”.

Основной целью программы является оказание помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста в развитии адаптационных возможностей. Цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Снижение эмоционально-психического напряжения, тревожности;
2. Осознание своих телесных ощущений и переживаемых чувств;
3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
4. Оптимизация мышечного тонуса
5. Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля;
6. Формирование у детей способности к психической самозащите в экстремальных ситуациях, в период перенапряжения и перегрузки;
7. Повышение функционального уровня систем организма (упражнения для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов);
8. Изменение агрессивных стереотипов поведения и формирование более адаптивных поведенческих паттернов;
9. Формирование позитивных установок.

Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, уровня их знаний и умений.

Для работы в группах, с использованием данной программы, необходимо предварительное обследование детей, с целью выявления ребят с повышенным эмоциональным напряжением и изменением мышечного тонуса. Эмоциональное напряжение с помощью специально подобранных методик определяет психолог, а для определения мышечного тонуса привлекается невропатолог.

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекционной работы. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказывается на общем ходе его развития.

Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, оно сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.

Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность.

На занятиях ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

Для реализации поставленных целей используется интегративный подход, включающий в себя методы поведенческой и игровой терапии, музыкотерапии, психокоррекционные игры и психорегулирующую тренировку, дыхательные упражнения, упражнения на мышечное расслабление и упражнения для снятия эмоционального напряжения, психогимнастику. Занятия проходят в кабинете релаксации.

Атмосфера релаксационной комнаты погружает детей в мир игры, музыки, сказочных превращений, наполненный элементами новизны. Такое искусственно созданное пространство дает возможность освобождаться от напряжения и фрустрации повседневной жизни.

Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует использование специальных средств и оборудования.

Специальное оборудование - релаксационные кресла, тактильно-световая пузырьковая труба, декоративный фонтан, световой мерцающий ковер, светящаяся сеть, проектор светоэффектов, стереомагнитофон с набором компакт-дисков, с музыкой для релаксации - позволяет комплексно воздействовать на большую часть анализаторов для снятия психоэмоционального напряжения, помогают в преодолении негативных переживаний, снятии страхов, снижении тревожности.

Предупреждение: светоэффекты и светомузыку можно использовать, зная, что в группе нет детей с эписиндромом.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю в течение 1,5 месяцев. Количественный состав группы 5-6 человек.
Наиболее целесообразно включать в группу разнополых детей близкого возраста: 5-7 лет и 8 - 10 лет.

Программа “РЕЛАКС” включает в себя 10 групповых занятий, продолжительностью 40 - 60 минут каждое.

Предполагаемые результаты:

  1. При регулярном выполнении упражнений у детей должно сложиться ощущение цельности, ясности и надежности собственного тела, как необходимых контактов физического и эмоционального благополучия.
  2. Благодаря освоению навыков прсихосаморегуляции снизится двигательная активность у гиперактивных и тревожных детей во время учебного процесса.
  3. Благодаря работе мышц, прослушиванию музыки, овладению дыхательными упражнениями обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих “психологических заноз”.
  4. У детей при прослушивании музыки происходит оживление соответствующих эмоций, и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.
  5. Занятия по программе помогут формированию более адаптивных поведенческих паттернов у детей и формированию позитивных установок.
  6. С помощью упражнений произойдет специальная (реабилитационная) психологическая адаптация к социальной напряженности, стрессовым ситуациям.

Этапы работы по программе:

Подготовительный этап.

Индивидуальная работа (2-3 занятия). Знакомство с комнатой психологической разгрузки и возможностями оборудования. Обучение навыкам глубокого дыхания и поэтапного расслабления всех мышечных групп.

Основной этап.

Групповая работа (8 -10 занятий), направленная на выполнение конкретных задач программы. Каждое занятие включает в себя:

1. Вводную часть (10-15 мин).

На этом этапе важно настроить детей на занятия в кабинете. Предлагаются задания на установление контакта между детьми, способствующие созданию благоприятной рабочей атмосферы.

2. Основной этап (20-30 мин.)

Обучение конструктивным формам снятия стресса и расслабления, снятие психоэмоционального напряжения, телесных зажимов. На этом этапе детей обучают навыкам последовательного расслабления мышц тела, кратковременным способам расслабления (как всего тела, так и отдельных мышечных групп). Для этой цели используются методы направленного фантазирования, музыкальная релаксационная терапия, рассказывание сказок. Расслабляющие упражнения и игры (релаксация) для детей.
“Релаксационные игры позволяют ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенной антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым”. (Лендрет Л.Г. - Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. – М.,1994,. 360с.)

Заключительный этап (восстанавливающий) (5-10 мин.).

Дыхательные и стимулирующие упражнения.

Обучение детей четырехфазным дыхательным упражнениям (3-5 раз), содержащим равные по времени “вдох - задержка - выдох - задержка” фазы; соединение дыхания и движения.
Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым бессознательно. При правильном выполнении упражнение успокаивает и способствует концентрации внимания. Со временем отмечается увеличение объема легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение, под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:

  • хлопки (ладонями, кулаками);

  • самомассаж головы;

  • самомассаж ушных раковин;

  • самомассаж стоп;

  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

  • работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).

Данные упражнения не только направлены на повышение функционального уровня систем организма и потенциального энергетического уровня, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.

Очень эффективно использование в программе музыкальной релаксационной терапии.

Музыкальная релаксационная терапия (МРТ), как явствует из самого названия метода, призвана “расслаблять”, “облегчать или вызывать разрядку напряжения”. Если описать эти функции МРТ в терминах “общего адаптационного синдрома” Г.Селье, то использование музыки:

  • ослабляет действие стрессора,
  • увеличивает адаптационную силу “поверхностных резервов”,
  • способствует мобилизации “глубоких резервов”.

Во многих случаях музыка “защищает” от внутреннего стрессора - от террора собственных мыслей, пугающих фантазий и представлений об угрозе в ближайшем будущем, от неприятных воспоминаний и других “защитных мотивов”, т.е. от избыточных активаций “поверхностных ресурсов”, к которым можно отнести: общее беспокойство и психомоторное возбуждение, стремление немедленно предпринять в ответ на действие стрессора, “примитивные реакции” (плач, рыдания, “замирания”, “одеревенелость”, страх и т.д.), которые человек пытается сразу же подавить в себе, увеличивая степень психического напряжения. (В.Ю.Завьялов - “Музыкальная релаксационная терапия”, Новосибирск, 1995г.

Этап также нацелен на выведение ребенка из релаксационного состояния, на развитие навыков сотрудничества.

Необходимо целенаправленное воздействие психолога-тренера, но ни в коем случае нельзя навязывать помощь, ни грубо принуждать. Нужно побуждать внутренние силы ребенка, подчеркивать его самостоятельность и умение самому справляться со стоящими перед ним проблемами Опора на все сильное, позитивное в личности ребенка - важнейшее условие психологической коррекции.

Рекомендации психологам.

Детям 5-7 лет на первых порах бывает довольно трудно сконцентрироваться, они плохо представляют себе смысл деятельности. Следует учесть и специфику мышления ребенка. Если, например, он слышит фразу: "Моя рука теплая", то к себе эти слова не относит. Также на первой стадии обучения формулам самовнушения он не относит к себе фразы типа "твоя рука теплая". Как правило, он отрицает эти установки в силу конкретики своего мышления.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно сформирована речь, а т.к. речь выполняет коммуникативную, регулирующую и программирующие функции, то именно речь побуждает к действию, и понимание инструкции является главным компонентом целенаправленной (произвольной) деятельности. А произвольная деятельность в этом возрасте не достаточно развита.

Дети до 7 лет, как правило, действуют в соответствии с ситуацией, а не по вербальной инструкции, поэтому словесную инструкцию необходимо сопровождать практическим действием. Речь становится регулятором действия для ребенка 5-7 лет не сама по себе, а во взаимосвязи с практическим действием.

Эффективно использование образов сказочных персонажей, любимых детьми животных, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют. Поэтому психологу следует научиться составлять соответствующие возрастному восприятию детей тексты, чтобы они легко могли войти в нужный образ. Кроме того, эти тексты должны содержать завуалированные в образах команды входа в состояние релаксации и выхода из нее. Ребенок, выполняя действие, учиться контролировать себя с помощью проговаривания задания. Если удается достичь хорошего уровня представления действия в сознании ребенка, то мысли его превращаются в действительность и происходит релаксация.

Обычно дети хорошо реагируют на такие и подобные им тексты:

"Котики бегали, и устали, и на коврик прилегли. И беленький котик Ваня прилег, и черненький котик Сеня прилег, и шустрый котенок Таня прилегла. Лапки котята вытянули, лапки у котят становятся тяжелыми, теплыми: и у котика Тани теплые, и у котика Толи теплые, и у котика Андрюши теплые и тяжелые, никак не поднять. Всем тепло и хорошо лежать на мягком коврике. Закрываются глазки котят: заснул котенок Ванюша, слипаются глазки у кошечки Ирины. Спят котики. Снится им зеленая полянка, теплое солнышко... Отдохнули котики, вытянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки!"

В младшем школьном возрасте по мере структурно-функционального созревания головного мозга, совершенствуются нейропсихологические механизмы, лежащие в основе психических процессов, возрастают функциональные возможности ребенка. Мозговые механизмы, обеспечивающие произвольную регуляцию функций, существенно изменяются от 7 к 9 годам, что позволяет расценивать этот период, как особо чувствительный в развитии произвольного внимания и произвольной деятельности. Для детей этого возраста также характерно образное мышление, основой которого является достигшее определенной степени зрелости зрительное восприятие, а средством - образ. Поэтому задания и упражнения для дошкольников и младших школьников должны отличаться. И можно использовать упражнения с подключением воображения и представлением зрительных образов.

Примечание: некоторым детям, особенно испытывающим сложности в обучении, бывает трудно представить мысленную картину. В этом случае поможет направленное воображение. В результате, увидев предложенные им образы, дети смогут создавать собственные.

Эффективность занятий определяется по следующим показателям:

  • общее оздоровление и укрепление организма, развитие двигательных навыков, развитие сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстроты реакций, координации движений и др.), развитие организованности, дисциплины;

  • совершенствование мелкой моторики (движения пальцев становятся более точными, ловкими, произвольными, согласованными);

  • совершенствование сенсорных представлений;

  • развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей.

Пример занятия.

1. Игра “Волшебный мяч”

Цель: установление контакта между участниками группы, создание позитивного настроя.
Ход игры: участники бросают мяч друг другу по желанию, называя свое имя, приветствуя членов группы.

2. Упражнение “Орешек”.

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Инструкция: “А теперь представьте, что вы разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Ведущий показывает, как надо сжать зубы). Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти - легко стало, рот приоткрылся, все расслабленно. Слушайте и делайте, как я.

Зубы крепче мы сожмем,
А потом их разожмем.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется”.

Прослушивание спокойной мелодии “Тиртагнга” - шум моря + музыка.

3. Упражнение “Мыльные пузыри” (авторское).

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия; научить правильно, дышать, используя жизненный или игровой опыт ребенка.
Инструкция: Все вы не раз надували мыльные пузыри. Сделаем круг из пальчиков. Вдохнем воздух и медленно, в круг из пальцев, выдохнем воздух, имеющийся в легких. Замрем и понаблюдаем за парящими мыльными пузырями. Можно их сосчитать. (Это упражнение можно сделать с настоящим приспособлением для мыльных пузырей).

4. Стимулирующее упражнение

Самомассаж ушных раковин: растираем ладонями уши, как будто они замерзли от мороза, разминаем уши три раза сверху вниз.

Список используемой литературы:

1. Анциферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода М.. 1990

2. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда / И.Г Выгодская, Е.Л. Пеллинир, Л. П. Успенская. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1993, 223с.

3. Висилюк Ф.Е. Психология переживания. М.. 1984.

4. Вейн А.М. Психология сна. Физиология сна. М., 1978.

5. Галицкий А. Щедрый жар. М., 1990.

6. Завьялов В.Ю. “Музыкальная релаксационная терапия”, Новосибирск, 1995г.

7. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. - СПб., 1996.

8. Леонова А.Б. и др. Психопрофилактика стрессов. М., 1993.

9. Лендрет Л.Г. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. – М.,1994.

10. Наенко Н.И., Овчинникова О.В. О различении состояний психической напряженности. Психологические исследования. М.,1970.