Одной из наиболее актуальных проблем,
с которой обращаются родители и классный
руководитель подростка к школьному психологу,
являлся резкий спад в успеваемости, нежелание
ребенка учиться, трудности в контактах с
преподавателем.
Как помочь учителю найти наиболее рациональный
путь эффективного обучения данной возрастной
группы? Этим вопросом занималась группа классных
руководителей восьмых классов вместе с
педагогом-психологом.
Мы видели нашу задачу в том, чтобы найти способы
повышения эффективности обучения подростка.
Конечно, любая работа по-своему уникальна, но все
они на своем пути проходят через одинаковые
этапы, и для каждого характерные разные
возможности, трудности и потребности.
На первом этапе изучили психолого-педагогические особенности старших подростков и для себя сделали выводы:
- Необходимо учитывать то, что на многие проблемы взаимоотношений с подростком влияет биологический фактор перестройки организма.
- Взрослым необходимо перестраивать систему взаимоотношений с подростком, не относится к нему как к ребенку.
- Важно, чтобы конкретные рекомендации по эффективной познавательной деятельности сочетались с полным уважением его личности.
- Подросток должен не только понимать, но и чувствовать, ради чего он учиться. Общие призывы не находят отклика.
- Важно знать о способах мышления подростка, развитии самосознания, интеллектуальных способностях.
На втором этапе было проведено индивидуальное психологическое исследование подростков с трудностями в обучении и разработаны возможные рекомендации для индивидуальной работы.
На параллели восьмых классов учителями были названы четыре ученика, которые могли бы хорошо учиться, но по каким-то причинам успевают очень слабо.
Исследование проводилось в три подхода.
1. Беседа с учителями, о каждом из них. В беседе обращалось внимание на взаимоотношение педагога и подростка, восприятие ими друг друга, индивидуальные особенности личности, семейное положение.
2. Тестовые исследования учащихся. В работе были использованы:
Тест Айзенка, для выяснения типа темперамента, выявления степени интроверсии – экстроверсии, стабильности-нестабильности.
Работа А.С.Прутченкова, А.А.Сиялова “О психотипах личности”. Она нам позволила не только выявить акцентуации характера, но и дать рекомендации.
Цветовой тест М.Люшера для внутреннего состояния, настроения подростка на данный момент.
“Акцент” К.Леонгарда.
3. Беседа с подростком, которая оказалась продуктивной после осторожной выдачи обратной связи тестовых исследований.
Таким образом, планируя свою работу, мы предполагали, что если изучать и учитывать индивидуальные особенности подростка, то возможно повышение эффективности обучения и формирование положительного отношения ребенка к учебному труду.
В результате исследования особенностей подростков получили следующую картину:
Саша Ж.
Из беседы с классным руководителем: странность поведения заключается в том, что с пятого класса замечен в нечестности. Степень его нечестности возрастает с каждым годом. Семья у него обеспеченная, и, естественно, он ни в чем не нуждается. Он лжет, в своих поступках не признается, и может вдруг хвастаться ими. В его поведении чувствуется бравада. В драках может быть жестоким беспричинно. Мальчик беззлобный, агрессии не наблюдается. Отец воспитанием почти не занимается, но иногда избивает ребенка. По этой причине Саша сбегал из дома. В учебе сейчас обнаруживает поверхностные знания. Всегда старается создать видимость учения.
По тесту Айзенка Саша набрал высокий бал по шкале лжи. Тем не менее результат в определении темперамента соответствует результатам других тестов и рассказу учителей: сангвинистический темперамент, экстроверт, общителен, склонен к риску, поверхностен в восприятии, негибок.
По цветовому тесту М.Люшера, выявлено, что Саша стремится к самоутверждению, от всего остального старается отгородиться и почувствовать себя независимым. Выявлена потеря контроля – перевозбуждение. Прогноз неблагоприятен – возможен протест против окружающей действительности, стремление отгородиться от всего, разочарованность, невозможность самоутверждения.
По Леонгарду, ярко выраженная гипертимность – оральная и моторная активность /отсюда и ложь, даже там, где не требуют ответа/. Настроение повышенное, устойчивое. Все реакции на поведенческом уровне, несерьезное отношение к себе и окружающим. Для него характерно быть на виду, что объясняет браваду украденным вещам. Психотическая триада, отсюда пубертатный криз, возможны побеги из дома, асоциальное поведение, протест против ограничений.
По работе А.Прутченкова, также выявлена ярко выраженная гипертимность черты антилабильного, что характеризуется склонность к озорству, повышенному настроению, не переносит однообразной обстановки.
Основной целью педагогической и родительской помощи являлось создание условий, в которых проявлялась инициатива Саши, энергия и лидерство, и, где возможно, свободное общение с ним; исключение чрезмерной директивности, мелочного контроля, что может привести к бунту. Задача психолога и родителей была найти для Саши интересное дело, увлечь каким-нибудь занятием. (Сейчас подросток ходит вместе с младшим братом и отцом в тренажерный зал).
Андрей С.
Из беседы с учителями русского языка выяснили: несобранный, медлительный. На уроках больше молчит, в учебную деятельность не включается, по мнению учителей, это глубокая личность, способная анализировать, переживать. Андрей умный, у него глубокие суждения, гуманитарный склад ума, есть в нем внутреннее упрямство. Над его ответами стали смеяться в классе, и он перестал учиться. Если же приготовится к уроку, то может дать блестящий ответ. Но обычно сидит на уроках, будто спит. Такое впечатление, что на его открытых глазах какая-то пленка. Конфликтов со сверстниками и педагогами нет. Меня, как школьного психолога, при массовом обследовании восьмиклассников удивила крайне низкая самооценка Андрея. Но в беседе он заявляет: “Я все могу. Могу учиться на “4” и “5”, но я не хочу, мне не интересно и лень”. В это время, как учителя считают, что материал запущен и вряд ли он “сможет”, хотя когда-то мог.
Исследования по тестам показали также некоторые противоречия в характере. По тесту Айзенка определили: меланхоличный темперамент, замкнутость, чувствительность, богатый внутренний мир. Это перекликается с характеристикой преподавателей.
По методике К.Леонгарда: настроение несколько повышенное, внутренний конфликт. Поведенческий канал полуоткрыт. Агрессия выливается в виде ворчания. Выявлена ориентация на внешнюю оценку, поддержку, желание видеть перспективу, стремление быть значительным, жить яркой жизнью. Наблюдается типичное для подростка снижение рефлексии, хотя сохраняется серьезное отношение к себе.
По тесту Люшера серьезных проблем не выявлено.
Видно, что проблемы Андрея с успеваемостью связаны в первую очередь с отсутствием мотивации. Задачей педагогов, родителей и психолога было создать условия, чтобы Андрей мог использовать свои творческие задатки, проявить оригинальность мышления, а главное, чтобы он мог почувствовать, для чего это делается (Андрей был переведен в другой класс, в котором уровень обучаемости учащихся выше).
Олеся Г.
Из беседы с классным руководителем выяснили, что в коллективе Олеся второй год. Со сверстниками у нее ни каких отношений не наблюдается, хотя и конфликтов тоже. Добрая, отзывчивая. В семье положение тяжелое. Переехали из Белоруссии, живут у родственников, быт не устроен. Отец отдален, воспитанием ребенка не занимается. Мама объясняет неуспеваемость дочери тем, что у нее плохая память. Когда Олеся провинится, мать пугает ее отцом. Олеся часто лжет и все время чего-то боится, говорит очень тихо. У девочки ощущение временности. Она плохо развита, чувствует это и стыдится этого.
По тесту К. Леонгарда настроение пониженное, неустойчивое. Выявлены фобические смещенные импульсы, наличие в подсознании материнской страшилки, готовность к тревожной реакции, постоянное состояние страха.
Из беседы с девочкой выяснилось, что она “цепенеет” от страха, когда на нее кричат, поэтому пропускает некоторые уроки. Очень боится отвечать у доски, опасается ошибок.
По тесту Айзенка выявлен ярко выраженный меланхоличный темперамент, высокая степень нестабильности.
По цветовому тесту семейные проблемы подтверждаются, в прогнозе отстранение от семьи. Здесь большая работа велась с родителями девочки. Их просили обратить внимание на то, что не надо постоянно обращаться к чувству ответственности Олеси, необходимо поддерживать любой положительный почин. Нельзя высмеивать или подавлять ее готовность самостоятельно принимать решения. Для нее благоприятными ситуациями являются ситуации спокойной запланированной работы. А для Олеси было рекомендовано посещение тренинга.
Оля С.
Из беседы с классным руководителем
выяснили, что девочку взяли в раннем детстве из
детского дома, долго скрывали ее происхождение.
Недавно она узнала об этом, не озлобилась, не
стала везде афишировать этот факт и даже как бы
гордиться им.
Оля самостоятельная, грубая, но не злая.
Последнее время в школе о ней говорят как о
“сексуально-озабоченной”. Вместе с
одноклассницами она вела длительные сексуальные
разговоры с незнакомым парнем по телефону.
Девочек “поймали на месте преступления”. Долго
разбирались. А так как подруги были из очень
благополучных семей, обвинили во всем Олю, и она
стала изгоем. Родители подруг запретили с ней
общаться. Потом обнаружилось, что мальчики
одноклассники шантажируют девочку, требуя
деньги. Оказалось, что они из одной компании. В
компании пять мальчиков и одна Оля. По школе
ходят слухи, что девочка живет с ними половой
жизнью. Об этом Оля сама рассказывает подругам,
но боится, что будут рассказывать мальчики.
Мальчики ничего не говорят. Учитель считает, что
Оля постоянно лжет, пытаясь всячески очернить
себя. Девочка замкнута, на контакт не идет.
В интерпретации теста Люшера Оля согласилась с тем, что у нее трудности в семье, с тем, что она хочет отгородиться от всех. Здесь она добавила, что мальчики ей надоели, все чего-то от нее хотят. На вопрос “Чего?”. Замялась. Потом сказала, что ее доводят от того, что она уродливая (никаких недостатков во внешности не наблюдается). Убедить ее в обратном не стоило большого труда.
По тесту К.Леонгарда – пубертатный криз. Настроение пониженное, неустойчивое. Наблюдается снижение контроля, ситуативная депрессия, резкие перепады настроения, а также трудности в контактах.
В связи с пубертатным кризисом – слабость, утомляемость разнонаправленные тенденции, неустойчивость, наличие невротического контура. Наблюдается уход в себя. Девочка ходит по кругу своих представлений и не может вырваться. Чувствуется непонятность, непризнанность в обществе.
Аналогичные показатели и по тесту Айзенка – высокий уровень нестабильности, интроверсия, неуравновешенность, меланхолический темперамент.
Исследования по работе А.С.Прутченкова, А.А.Сиялова позволяют подвести итог вышесказанных результатов и выделить несколько рекомендаций для педагогов, психолога и самой девочки:
видно, что от душевного состояния в данный момент зависит практически все: и аппетит, и сон, и общее самочувствие, и желание учиться;
желателен тесный эмоциональный контакт с полным раскрытием переживаний подростка. Оле было предложено поучаствовать в конкурсе “Рисуют наши дети”. Она ответила, что любит рисовать для себя, но три раза в неделю на занятия стала ходить, ей нравится обстановка непринужденности, фантазии. Говорит, что чувствует здесь себя защищенной и можно готовить домашнее задание, так как есть библиотека на первом этаже.
Итак, мы работали с интровертированным замкнутым писсимистичным Андреем С., гипертимным, с низким уровнем тревожности Сашей Ж., тревожной замкнутой Олесей Г. и лабильным истероидом Олей С. У каждого из них получились хорошие результаты. Если окажется возможным повышение эффективности обучения подростков, то следует дальше совершенствовать определенную тактику.