Школьная психологическая служба
-
Конспект занятий из раздела "Познавательные процессы" 2007
"У каждого человека свой путь. Главное, как считают психологи, - осознать, зачем ты в этом мире, каковы твои возможности и каков ты сам, стать тем, кем ты можешь стать. Но для этого прежде всего нужно познать самого себя!" (Л.В. Сафонова). К конспекту прилагается часть разработанной тетради для учащихся "Познай себя. Познавательные процессы", которая служит дидактическим инструментарием. В ней представлены практические задания, направленные на изучение индивидуальных особенностей познавательных процессов личности. Материал может быть использован учащимися самостоятельно для самопознания. Для педагогов, психологов, студентов, родителей, а также учащихся, заинтересованных в самопознании.
-
Модель психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения 2007
В 2004—2005 учебном году творческая группа педагогов-психологов разрабатывала "Модель психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения". Одним из результатов работы стало обсуждение данной модели на городском семинаре "Управление введением предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений Норильска"; участниками семинара были директора школ, завучи, педагоги-психологи, профориентаторы, родители, учащиеся.
-
Практическое занятие на тему "Развитие толерантности педагогов к кризисным ситуациям" 2007
Как известно, работа педагога связана с многочисленными переживаниями и нервными потрясениями. Полностью исключить профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Вашему вниманию предлагается психологическое занятие, позволяющее познать свои положительные и отрицательные качества, мешающие принятию себя, снять напряжение, чувство тревоги, развить умение самоанализа и преодолеть психологические барьеры.
-
"Я управляю страной" 2007
Обострившийся в эпоху модернизации конфликт поколений, кризис традиционных для современного общества норм и ценностей, криминальность "стратегий успешности" значительной части бизнесэлиты и множество иных факторов являются мощными стрессорами, воздействующими на современное молодое поколение. Период "бури и натиска" в эпоху "первоначального накопления" требует специальной психолого-педагогической работы по социально-психологической адаптации именно в подростковом возрасте.
-
Психология общения на уроке 2007
Одной из задач работы школьной психологической службы является оптимизация образовательного процесса (оказание помощи педагогам в отборе содержания и методов обучения конкретных учащихся, выбор средств индивидуального подхода к ним на основе психологических знаний), а также просветительская деятельность и популяризация психологических знаний. Исходя их этого, мы предлагаем вашему вниманию работу, которая, по нашему мнению, может способствовать оптимизации учебного процесса.
-
Урок коррекции навыка чтения во 2-м классе 2007
Урок коррекции навыка чтения по произведению братьев Гримм "Бременские музыканты" – это один из уроков, рассчитанных на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в овладении навыком чтения.
-
Комплексная программа курсов предшкольной подготовки "Первые шаги в страну Знаний" 2007
Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребёнка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: игра, труд, систематические занятия учебного типа. Данная программа направлена на развитие у детей 6—7 лет определённых личностных качеств: нравственно-волевых, навыков коммуникаций, психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребёнка.
-
Доклад "Использование методов и приемов нейропсихологии в развитии проблемного ребенка в условиях общеобразовательной школы" 2007
В настоящем докладе представляется опыт использования методов и приёмов нейропсихологии в развитии проблемного ребёнка в условиях общеобразовательной школы. Раскрывается структура коррекционно-развивающего психологического и логоритмического занятия, приводятся конкретные упражнения и игры. Данные мониторинга по окончании курса коррекционно-развивающих занятий доказывают эффективность и перспективность данного направления.
-
Психолого-педагогический консилиум по теме: "Учебное и межличностное взаимодействие педагогов и учащихся: конфликты, проблемы и пути их решения" 2007
Одной из форм проведения делового совещания по методу "мозгового штурма" является психолого-педагогический консилиум. Он применяется тогда, когда перед коллективом стоит проблема нахождения новых решений, новых подходов к ситуации. Основная задача применения этого метода состоит в том, чтобы за небольшой промежуток времени обнаружить ряд решений одной проблемы. Основная особенность метода заключается в коллективном поиске оригинальных идей. В основу метода положен принцип сотрудничества. Данный метод предложен Дж. Филлипссом (США).
-
Развитие логического мышления младших школьников при решении нестандартных задач 2007
Работа посвящена одной из актуальных проблем педагогической науки и практики — проблеме развития логического мышления младших школьников. Одним из основных проблем начального курса математики является развитие умения решать задачи, логически правильно построив систему взаимосвязей данных и ход поиска искомого. Умело организованный учебно-воспитательный процесс обучения математике раскрывает большие резервы развития логического мышления, в частности использование нестандартных задач.
-
Программа психологического сопровождения Центра детского творчества Орджоникидзевского р-на г. Магнитогорска 2007
Актуальность программы определяется современным пониманием личностно-ориентированного подхода, направленного на развитие индивидуальности ребенка. Важную роль занимает психологическая культура педагога как основа профессионализма. В основу программы положена концепция В.М. Миниярова, доктора психологических наук, позволяющая определять характерологические свойства личности, обусловливающие успешность или неуспешность многих сторон деятельности, влияющие на индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия личности с другими.
-
Психологические особенности сетевой модели профильного обучения в условиях сельской школы 2007
Сетевая модель организации профильного обучения в условиях сельской малочисленной школы во многом решает проблемы саморазвития сельского ученика. При этом мотивация ученья имеет более высокий уровень, включая не только познавательные, но и внутренние социальные и нравственно-волевые компоненты. Ученикам создаются условия для самореализации своих способностей и потребностей. Все это говорит об успешной социализации личности в обществе.
-
Занятие по психологии "Профессионально-личностное саморазвитие педагога" 2007
Цель занятия: поиск путей "ресурсного" обеспечения профессионально-личностного саморазвития учителя.
-
Аналитический отчет педагога-психолога ДОУ 2007
В статье представлен образец аналитического отчета - результат размышления по отражению качественного анализа работы педагогов-психологов. Он позволяет отследить работу специалиста по направлениям деятельности, внести изменения и дополнения в последующую работу.
-
Психологическое консультирование как вид работы практического психолога 2007
Урок знакомит с работой школьного психолога. Консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.
-
Системный подход психопрофилактической работы в школе–интернат № 111 2007
Организация дифференцированного и индивидуального подхода в обучении невозможна без отслеживания психологического развития каждого ребенка и хода педагогического процесса в целом, что является важным аспектом профилактической работы психолога. Представляется интересным опыт работы, переориентирующий свою деятельность от решения возникающих задач по типу срочной помощи к профилактике, предупреждению явлений дезадаптации детей школы-интерната.
-
Академия мышления. Комплексное развитие учебных и интеллектуальных навыков учащихся 2007
В качестве одного из самых действенных способов повышения эффективности учебной деятельности учащихся можно назвать целенаправленное и систематичное развитие их учебных навыков. Отбором, разработкой, апробацией и систематизацией наиболее продуктивных методов и технологий проведения такой работы мы занимались более десяти лет. В результате был разработан методический комплекс по развитию учебных и интеллектуальных навыков у школьников разных возрастных групп – "Академия мышления".
-
Работа родительского клуба 2007
Как помочь родителям научиться понимать собственного ребёнка? Как сделать так, чтобы родители и дети стали друзьями? Как создать родителям условия для свободного обмена опытом? Предлагается сценарий тренинга "Мы все родом из детства".
-
"Метод мозговой атаки" 2007
В любой деятельности перед человеком возникают всевозможные проблемы, и нужно уметь справляться с ними так, чтобы в результате и мир, и человек стали совершеннее. Представленная здесь разработка игрового урока "Метод мозговой атаки" может использоваться как для урока, так и для проведения классного часа. Важно создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят "поиском истины" и стимулировать их активность и творчество.
-
Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с эмоциями?" 2007
Задачи собрания: повысить компетентность родителей в вопросах эмоционального здоровья ребенка; ознакомить родителей со способами эмоциональной поддержки ребенка. Эмоции ребенка и что их вызывает. Что такое эмоция? Настроение, стресс, страсть, аффект, чувство. Причины возникновения отрицательных эмоций у детей. Как помочь ребенку справиться с эмоциями? Поддержка ребенка. Контакт глаз, прикосновение, пристальное внимание. Саморегуляция. Релаксационные техники.
-
Создание и реализация эмоциональных потенциалов детского коллектива 2007
Формирование культурных эмоций, грамотная и бережная коррекция неблагоприятных состояний остается актуальной проблемой в работе педагога. И главной задачей для нас является цель — либо предотвратить повторение и закрепление ситуативного неблагоприятного состояния в отрицательное качество личности, либо так построить корректирующую работу, чтобы неблагоприятные состояния становились благоприятными, так как именно благоприятные состояния способствуют личностному развитию ребенка и включению его в продуктивную деятельность.
-
Лекция психолога для родителей 2007
Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушить? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели и учителя? Дети восстают не против самих правил, а против способов их "внедрения" (согласитесь, само это привычное для слуха слово указывает на силовые методы). В данной работе рассмотрены пути к бесконфликтной дисциплине ребенка.
-
Социально-психологическая компетентность учащихся в выборе будущей профессии 2007
В статье рассматриваются проблемы профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста. Внимание уделяется вопросам социально-психологической компетентности как одному из важных факторов в выборе будущей профессии. В предпрофильной подготовке автором разработана программа по элективному курсу "Мой путь к карьере". Её содержание реализуется через приёмы практической психологии, которые помогают создать благоприятные условия для самопознания и способствуют осознанию учащимися своих личностных качеств в определении профессиональной направленности.
-
Профилактическая работа школьного психолога 2007
В настоящее время одно из наиболее актуальных направлений в деятельности школьной психологической службы – профилактика вредных привычек. Профилактика должна включать в себя теоретический и практический блок. Вашему вниманию предлагается мероприятие практического блока – разработка беседы о здоровом образе жизни с детьми младшего школьного возраста, рекомендации по ее проведению.
-
Роль психолого-профориентационной службы Межшкольного учебного комбината в предпрофильном обучении учащихся II ступени 2007
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся проводится по следующим направлениям: исследование интересов, склонностей, потребностей и способностей учащихся; информационно-просветительская деятельность; групповые тренинги, направленные на самораскрытие учащихся и помощь в профессиональном самоопределении.
-
Преодолевая трудности чтения 2007
Неудачи в начальной школе часто остро переживаются детьми, влияют не только на отношение к учению, положение ученика в классе, но и на его дальнейшую судьбу. Медленное чтение и страх перед чтением – это трудности первоклассников, но их преодоление растягивается порой на годы. Взрослым, родителям и учителю, прежде всего необходимо понимать, что оказать действенную помощь ребёнку они смогут лишь тогда, когда в каждом конкретном случае смогут определить и устранить причины этих трудностей.
-
Семинар-тренинг "Психология конфликта и способы его разрешения" 2007
Обучающие цели семинара-тренинга: дать понятие о конфликтах, причинах и профилактике; обучить методам выхода из конфликта; выявить свой стиль поведения в конфликтах; дать рекомендации по конструктивному разрешению конфликта.
-
Формы работы школьного психолога с родителями учащихся 2007
Вопрос о задачах и значении работы школьного психолога с родителями чрезвычайно дискуссионный. Существует множество мнений, в том числе и полярно противоположных. На одном полюсе – работа с родителями как основное направление деятельности школьного психолога.
-
Интегрированный урок (обществознание + психология + информатика). Тема урока: "Мышление – основа познавательного процесса" 2007
Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и ИКТ. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание.
-
Интегрированный урок русского языка и психологии для учащихся 7-х классов. "Эссе как вид творческой работы "Зачем?" 2007
Каждый из нас по-своему воспринимает этот мир в зависимости от своего состояния, настроения, событий, которые происходят в жизни. Мир мы слушаем, чувствуем, видим. Но иногда это восприятие длится всего миг, на уровне ощущений, которые улавливаются неосознанно. Часто мы воспринимаем так музыку, цвет. Сегодня мы войдем в мир поэзии и исследования, наполненный звуками и цветовыми образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывшуюся нам душу писателя. А возникшие чувства помогают нам больше понять и самих себя.