Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях школы-интерната

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Становление рыночных отношений в нашем обществе привело к изменению характера связей между людьми, к усилению неравенства, как отдельных индивидов, так и целых социальных групп, в том числе и в отношении получения образования. В последние годы резко увеличилось число детей, нуждающихся в помощи со стороны государства. Общеобразовательная школа-интернат – особое образовательное учреждение, призванное оказывать помощь детям из социально незащищенных слоев населения в получении образования, формировании у них навыков самостоятельной жизни, всестороннего раскрытия их творческих способностей, их социальной защиты.

Одну из основных своих задач мы видим в том, чтобы наш выпускник был конкурентно способен на рынке труда и в сфере профессионального образования, смог определиться и занять достойное место в современном обществе.

Социальный состав наших воспитанников и их родителей очень сложный. (Приложение 1) В большинстве своём родители не уделяют достаточного внимания социальной адаптации своих детей, не понимают необходимости получения ими образования, не уделяют достаточного внимания организации досуга и отдыха, не прогнозируют их дальнейшего жизненного пути. Дети, в свою очередь, видя безразличие к своей судьбе со стороны родителей, зачастую не верят в то, что смогут занять достойное место в обществе, не верят в добро и искренность со стороны взрослых. Без веры в успех, в свое будущее невозможно стать достойным гражданином и патриотом своей Родины.

С целью подготовки воспитанников к адаптации в современных условиях в школе - интернате выстроена определенная система работы, включающая в себя три основных блока: образовательный, воспитательный, социальной защиты и поддержки. Все блоки неразрывно соединены между собой и представляют единую учебно-воспитательную систему, которая, по нашему мнению, должна удовлетворять следующим требованиям:

возможность внутри одной школы-интерната получение образования соответствующего способностям и наклонностям воспитанника, позволяющее продолжить обучение в высших и средних профессиональных учебных заведениях;

  • система воспитательной работы позволяет каждому воспитаннику раскрыть его творческие способности;
  • умение жить в обществе, активная жизненная позиция - навыки, необходимые выпускнику;
  • профессиональная подготовка, позволяющая выпускнику обеспечить себя сразу, по окончании школы - интерната;
  • комфортные условия пребывания в школе – интернате. Школа - дом, в котором мы живем.

В основу работы положено изучение личности и индивидуальных особенностей каждого воспитанника, своевременное выявление скрытых способностей ребенка, их развитие и коррекция. Любой “серый” троечник имеет склонность к какой-либо области знаний, важно ее вовремя выявить и, опираясь на положительный результат, вселить в него (воспитанника) веру в успех, дать ему почувствовать радость и желание познания.

Создаются условия, побуждающие воспитанников к активной деятельности по овладению знаниями, умением и навыками.

Получение широкой информации о воспитаннике возможно при комплексной системе наблюдения и обследования всех областей развития личности, накопление и анализе данных с целью организации обоснованного психолого-педагогического воздействия на личность, для этого в школе создана определенная система психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Каждый работник школы-интерната № 1 не просто учитель или воспитатель, но и старший товарищ, который всегда защитит и поможет в трудную минуту. Поэтому в условиях школы-интерната № 1 большое значение имеет психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и психологический мониторинг, как его основная и неотъемлемая часть.

Под системой психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса мы понимаем психологический мониторинг и эффективное использование педагогическими работниками имеющейся информации.

Существующая у нас система позволяет вести мониторинг личностных особенностей воспитанников по трем направлениям:

  • уровень воспитанности;
  • уровень умственного развития;
  • изучение когнитивных и психосоциальных областей личности.

Психологический мониторинг уровня воспитанности.

Для мониторинга воспитательного блока разработана программа “Гражданин” по изучению уровня воспитанности ученика. Разработаны опросники, которые позволяют нам вести мониторинг изменения личностных качеств выпускников, как индивидуально у каждого, так и на класс в целом и по возрастным группам (1-5 кл., 6-9 кл., 10-11 кл.). Определены критерии, позволяющие установить уровень развития того или иного качества у ребенка. Высший уровень развития определенного качества – “Выполняю сам и требую от окружающих”.

Разработаны индивидуальные карточки, сводные таблицы на класс и на возрастную группу, позволяющие отслеживать динамику происходящих изменений (Приложение 2, Приложение 3).

Показания по уровню воспитанности снимаем в конце учебного года (апрель), сравниваем их с результатами предыдущего года, анализируем полученные результаты, на основании которых, делаем вывод о результативности работы и планируем дальнейшею деятельность.

Психологический мониторинг уровня умственного развития.

Для мониторинга образовательного блока была создана программа “Эрудит” по изучению уровня умственного развития воспитанников, позволяющая определить общий уровень развития и отследить динамику.

За основу мониторинга уровня умственного развития взяты следующие методики:

1. “Тест умственного развития младшего школьника” (ТУРМШ).

Авторы: Е.М.Борисова, В.П.Арасланьян. Данный тест предназначен для выявления уровня умственного развития учащихся 2-4 классов.

2. “Групповой интеллектуальный тест” (ГИТ). Адаптация теста осуществлена М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой, В.Т. Козловой (5-6 класс).

3. ШТУР-2. Авторы: К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. (7-9 класс).

4. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР). Авторы: К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.(10-11 классы).

Достоинством выбранных нами методик является ещё и то, что они позволяют определить склонности ребенка к одной из областей знаний

(общественно - гуманитарный, естественно - научный, физико-математический). Обладание данной информацией дает нам возможность правильно спланировать индивидуальную работу с каждым воспитанником, опираясь на положительный результат в одной из областей знаний, вселить в него веру в успех и желание познания.

Особенно ценными, для себя, мы считаем сведения по определению склонности воспитанника полученную по окончании начальной школы, т.к. на данном этапе ребенок получает информацию по всем областям знаний из одних и тех же источников, вследствие чего сведен до минимума фактор личного отношения к источникам информации.

Для организации работы педагогов на основе результатов изучения уровня умственного развития и основных склонностей разработаны индивидуальные карты, сводные таблицы на класс и возрастную группу

( Приложение 4).

Показания по изучению уровня умственного развития снимаем в конце учебного года (март). Сравниваем их с результатами предыдущего года, анализируем полученные результаты, на основании которых делаем выводы о результативности своей работы и планируем свою дальнейшую деятельность.

Изучение когнитивных и психосоциальных областей личности.

Для того чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным, каждый педагог должен обладать информацией об индивидуальных особенностях и способностях воспитанников. Чтобы помочь педагогу, мы выработали систему изучения когнитивной и психосоциальной областей личности, отвечающую основным целям и задачам школы-интерната, запросам психолога со стороны участников учебно-воспитательного процесса.

Для изучения когнитивных процессов нами были отобраны следующие параметры:

  • свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение, объем;
  • типы памяти;
  • мышление (основные мыслительные операции).

В психосоциальной области выделены параметры личностного развития и межличностных отношений:

  • мотивационная сфера;
  • тип характера, личностная и ситуативная тревожность;
  • развитие Я- концепции (самооценка, уровень притязаний);
  • межличностные отношения (социометрия).

Схема проведения психологических обследований по классам и месяцам приведена в приложении 5.

Результаты изучения познавательных процессов и личностных особенностей заносятся в характеристику класса.

Разработан электронный вариант характеристики класса, позволяющий педагогам получить информацию быстро и в доступной форме.

Заключение.

Созданная у нас система психологического мониторинга позволяет:

  • учесть при анализе и планировании своей работы динамику изменений личностных качеств каждого ребенка;
  • все участники учебно-воспитательного процесса (педагоги, воспитанники и их родители) реально представляют себе конечный результат;
  • обеспечить единство требований к воспитанникам со стороны учителей и воспитателей, что особенно важно в условиях школы-интерната.

Психологический мониторинг мы рассматриваем как инструмент получения информации, позволяющей осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику, своевременно выявлять проблемы и намечать пути их коррекции, что, несомненно, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Анализируя результаты своей работы, мы практически отошли от количественных показателей проведенных мероприятий, что позволяет педагогам применять в своей работе современные технологии, использовать нестандартные приемы.

Приложение 5

Список используемой литературы:

  1. Андреев В.И. "Педагогика": Учебный курс для творческого саморазвития. Изд.2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000 г.
  2. Битянова М. Р. "Организация психологической работы в школе".-М.: Совершенство, 1997
  3. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ "Перспектива",Вьш.2/Под ред.Пилипко И. В.-М.: УЦ “Перспектива”,2001.
  4. Выготский Л.С. Избранное М.:Издательский дом Ш.Амонашвили, 1996.
  5. Диагностика уровня воспитанности личности школьника: компетентностно- диагностический подход. Учебно-методическое пособие под общей редакцией Н.Н.Соколовой; Академическая гимназия СПбГУ, 2004г.
  6. Дубровина И.В., Акимова М. К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. Москва, 1991.
  7. Ермолаева А.Б. Томина А.В. Акопянц И.А., Воеводина В.К. Обучение через развитие познавательных процессов - М.: “Издат-Школа”, 1998 г.
  8. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учебное пособие.-Мн.: Ушверсiпкiцкае, 1996 г.
  9. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга.  М.: Педагогическое общество России, 1999г.
  10. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика (Опыт экспериментального исследования). – М.: Педагогика, 1981-144с.
  11. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: В З-ех кн.-4-ое изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-Кн. 1: Общие основы психологии.
  12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. Пед. учеб. заведений.: В 3-ёх кн. Кн. 2 Психология образования. - 3-е изд. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛААДОС, 1997.
  13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. Пед. учеб. заведений.: В 3-ёх кн. Кн.З Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  14. 0вчарова Г.В. Справочная книга школьного психолога, М..1993 г.
  15. Солнцева Л.С, Галкина Т.В. Метод исследования личности учащегося. М., 1993 г.
  16. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 1990г.
  17. Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу? – Народное, образование, сентябрь-октябрь 1992г.
  18. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: Мониторинг качества образования.- М.: Педагогическое общество России, 2000 г.