Цель:
Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).
Ход занятия
Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы.
(Древнеиндийская мудрость)
I. Беседа
Психолог:
Сегодня с вами мы поговорим о самооценке и ее роли в жизни человека. Скажите, пожалуйста, что такое самооценка? Как вы это понимаете?
В сценарии приводятся предполагаемые ответы учащихся, которые помогают лучше понять процесс развертывания действия.
Учащиеся:
Это когда человек дает себе оценку, оценивает себя.
Психолог:
А какой может быть самооценка? Как могут люди себя оценивать?
Учащиеся:
Оценка бывает плохой. Человек оценивает себя слишком критично, низко.
Психолог:
Мы можем в этом случае сказать, что самооценка у человека низкая. А как еще оценивают себя люди?
Учащиеся:
Слишком хорошо. Считают себя лучше других.
Психолог:
В таком случае, когда человек оценивает себя слишком хорошо, т.е. слишком высоко, можно говорить о высокой, завышенной самооценке.
Существует ли между низкой и высокой самооценкой некое промежуточное состояние?
Если да, то как можно назвать такую самооценку.
Учащиеся:
Нормальная.
Психолог:
Нормальная, т.е. адекватная, соответствующая самооценка. Человек оценивает себя реально. Давайте посмотрим, как это выглядит оценивание людьми самих себя на графике.
Психолог:
Как вы думаете, существуют ли в природе идеальные люди? Люди, у которых одни только “плюсы”?
Учащиеся:
Да. Нет. Так не бывает. Я - идеальный человек!
Психолог:
А есть ли люди, у которых одни недостатки? Одни “минусы”?
Учащиеся:
Да, это преступники. Нет, и у преступников тоже есть хорошие качества, только мало.
Психолог:
Как видим, мнения разделились. А как же происходит формирование самооценки на самом деле? Как человек воспринимает себя, давая себе оценку?
Продолжается работа на доске на графике.
Психолог:
Как оценивает себя человек с низкой самооценкой? Что он видит прежде всего в себе: плюсы или минусы?
Учащиеся:
Минусы.
Психолог:
А плюсы у него есть?
Учащиеся:
Есть.
Психолог:
А что ему мешает увидеть в себе плюсы?
Учащиеся:
Возможно, отрицательное отношение к себе.
Психолог:
Таким образом, мы видим, что человек с низкой самооценкой видит в себе в первую очередь только свои минусы, т.е. недостатки: ах какая я некрасивая, ах какой я неловкий, неуклюжий, и т.д.
Минусы” чертятся на графике и обводятся.
А плюсы, т.е. достоинства, ведь они есть, существуют? Как человек с низкой самооценкой реагирует на комплименты, на похвалу? Он принимает это?
Учащиеся:
Нет. Он может сказать, что этого у него нет. А если что-то получилось, то это случайно, повезло.
Психолог:
То есть плюсы – достоинства он отвергает. А что видит в себе в первую очередь человек с завышенной самооценкой?
Учащиеся:
Плюсы.
Продолжается работа с графиком, вычерчиваются плюсы для человека с завышенной самооценкой.
Психолог:
А как вы думаете, как он относится к своим минусам, недостаткам?
Учащиеся:
Он считает, что их у него нет. Он считает недостатки своими достоинствами.
Психолог:
То есть человек с завышенной самооценкой признает в себе наличие только плюсов, а минусов у него нет.
На доске обводятся плюсы у завышенной самооценки.
Давайте теперь посмотрим, как воспринимает себя человек с адекватной, нормальной, самооценкой. Как он относится к своим недостаткам, минусам?
Учащиеся:
Он признает в себе положительные качества. Он не страдает от того, что у него что-то не так как у других: чего-то нет или он что-то не умеет или делает хуже.
Психолог:
Можно сказать, что человек с адекватной самооценкой принимает себя таким, какой он есть: ну и что, что я не умею кататься на коньках, зато я классно рисую.
На графике психолог обводит мелом все плюсы и минусы адекватной самооценки.
Психолог:
Ребята! Как вы думаете, каким образом может влиять самооценка на жизнь человека?
Учащиеся:
Вредит. Мешает быть счастливым, удачливым. Помогает преодолевать трудности. Помогает занять положение в обществе.
Психолог:
Да, верно. Самооценка влияет на жизнь человека достаточно сильно, охватывая различные ее стороны: здоровье, общение, выбор и достижение цели. Давайте посмотрим, как же это влияние происходит, в чем проявляется.
II. Работа в группах.
Учащиеся каждого из рядов будут работать с тем или иным видом самооценки (заниженная, адекватная, завышенная). Кроме того, учащиеся одного ряда дополнительно делятся еще на три группы, по числу исследуемых позиций (здоровье, общение, выбор цели и ее достижение). В итоге формируется 9 малых групп.
Каждая группа получает для работы карточку.
Для того, чтобы сделать работу ребят более продуктивной, им в качестве вспомогательного материала предлагается подборка высказываний, отражающих особенности здоровья, взаимоотношений, успешность в жизни и т.д., людей с различными самооценками.
Порядок работы учащихся в группах.
1) Задание малым группам.
1. В течение 5-7 минут продумать ответы на поставленные вопросы, записать их в таблицу и сформулировать вывод, записав его также в нижней части таблицы.
2. Каждая малая группа представляет результаты своей работы. Организуется обсуждение.
2) Задание группам-рядам
Ребятам каждого ряда предлагается обобщить работу малых групп с учетом дополнений, сделанных в ходе обсуждения, и составить портрет-характеристику для каждого вида самооценки, отразив следующие моменты:
- ведущие черты характера;
- отношение к жизни в целом;
- самореализация в жизни.
Время выполнения 10 минут. По окончании зачитываются результаты.
III. Тестирование.
Психолог:
Давайте посмотрим, какова же ваша самооценка на сегодняшний день. Ведь вам предстоит решить очень важную проблему - выбрать профессию. И самооценка при этом может иметь важное значение. В случае если вас не устроит результат диагностики, то следующей темой нашего разговора может стать вопрос, как добиться желаемой самооценки.
Проводится тестирование. Тест “Самооценка”.
Интерпретация результатов психологом.
Завершение занятия.
Литература
- Кондратьева О.Г., Латышенко О.Н. Дневник профессионального самоопределения. Пособие для учащихся. – Иркутск: Центр образования д. Владимировка, 2004.