Семинар "Психологопедагогическая компетентность педагога"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Цель семинара: содействовать развитию ППК педагогов детского дома, стимулировать процесс профессионально личностного самосовершенствования.

Задачи:

  • На основе теоретического анализа проблемы сформировать у педагогов представления о ППК и ее личностно-деятельностных компонентах;
  • Способствовать осознанию педагогами детского дома необходимости развития качеств, обеспечивающих эффективное взаимодействие с воспитанниками;
  • Ознакомить с педагогов со способами диагностики отдельных компонентов собственной ППК и комплексной диагностикой способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию;
  • Сформировать у педагогов представление о способах и приемах профессионально-личностного саморазвития, обеспечить овладение некоторыми из них.

Семинар рассчитан на 3 занятия по 3 часа каждое. Занятия сочетают в себе не только традиционные виды учебной деятельности, но и интерактивные формы. В ходе занятий педагоги включаются в диагностику: выявляют профессионально значимые личностные качества при помощи методики ГОКК; участвуют в мини-тренинге позитивного взаимодействия; принимают участие в работе круглого стола по проблемам профессиональной деформации педагогов, знакомятся с приемами самомассажа.

Занятие 1: “Понятие о ППК педагога”

  1. Психолого-педагогическая компетентность как сложная профессионально-личностная характеристика (информация на основе изучения литературы).
  2. Коммуникативный комплекс профессионально значимых личностных качеств: рефлексивность, эмпатийность, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность (сообщения творческих групп).
  3. Групповая оценка коммуникативных компетентностей (диагностика с применением методики ГОКК. Бланк в Приложении 1)
  4. Мини-тренинг на развитие ПЗЛК (Приложение 2).

Занятие 2: “Готовность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию”

  1. Личностно-ориентированный подход, его основные понятия, принципы и методы.
  2. Понятие о личностно-ориентированном взаимодействии.
    • Основные критерии и уровни готовности педагога к личностно-ориентированному взаимодействию (мозговой штурм);
    • Функции личностно-ориентированного педагогического взаимодействия;
  3. Роль профессионально-педагогических умений и навыков воспитателя во взаимодействии.
  4. Акцентуации характера и их влияние на взаимодействие.
  5. Комплексная диагностика способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию (Приложение 3).
  6. Мини-тренинг позитивного взаимодействия (Приложение 4).

Занятие 3: “Проблемы профессиональной деформации педагогов и пути их преодоления” (круглый стол)

Материал к занятию 1

Профессионально-педагогическая компетентность – совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научное и практическое знание в целях наилучшего решения педагогических задач. Выделяют следующие элементы педагогической компетентности:

  • специальная и профессиональная компетентность, в области предмета;
  • методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся;
  • социально-психологическая компетентность в сфере общения;
  • дифферинциально-психологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Основные компоненты коммуникативной компетентности:

Влияние (как формирование), организация (как побуждение) и передача информации. Под влиянием понимается процесс и результат изменения педагогом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок в ходе взаимодействия с ним. Различают влияние направленное и ненаправленное. В случае направленного влияния педагог ставит перед собой задачу добиться от ребенка определенного результата. Ненаправленное влияние подобной цели не имеет, но эффект воздействия возникает и здесь. Т.о влияние рассматривается как формирование, т.е. процесс активного воздействия педагога на ребенка.

Влияние может быть функционально-ролевым и индивидуально-специфическим. В первом случае его характер интенсивность и направленность определяются ролевыми позициями партнеров; демонстрация определенного набора действий не выходит за пределы ролевых предписаний; партнеры ориентируются на нормативно заданный свод правил.

Индивидуально-специфическое влияние осуществляется благодаря тому, что индивид(педагог) как бы транслирует другим людям(детям) свои личностные характеристики в виде образцов активности. Оно реализуется как в целенаправленной (профессиональной) деятельности, так и в других случаях общения с окружающими.

В силу специфики педагогического труда оба вида влияния переплетены самым тесным образом, но в процессе взаимодействия индивидуально-специфическое влияние оказывается более ярко выраженным.

Под организацией понимается создание определенных условий для объединения индивидов и групп на основе общих задач и интересов. Чтобы достичь своих целей , педагог более или менее сознательно использует речь; экспрессию,т.е. побуждает детей поступать определенным образом. Умение организовать, т.е. побуждать детей к поступкам, действиям, направленным на достижение конкретных целей, служит одной из составляющих психолого-педагогической (коммуникативной) компетентности педагога.

Любой процесс взаимодействия происходит также для передачи любой информации. В широком смысле информация – это совокупность каких-либо данных, знаний, сообщений. Но её передача как основная коммуникативная функция может нести в себе и социальную, и психологическую, и морально-нравственную нагрузку. Способность педагога осознавать влияние на ребенка различных аспектов информации (особенно психологического) и умение их использовать для педагогического воздействия можно назвать важной его коммуникативной компетентности.

Основные компоненты ППК рассматривают три блока:

  1. Психолого-педагогическая грамотность – знания, которые принято называть общепрофессиональными.
  2. Психолого-педагогические умения – способность педагога использовать свои знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия.
  3. Профессионально-значимые личностные качества– неотделимые от процесса педагогической деятельности и неизбежно вырастающие из самого её характера.

Выделенные структурные компоненты позволяют назвать основной критерий ППК педагога– направленность на ребенка как ведущую ценность своего труда и потребность в самопознании, поиске способов совершенствования своей деятельности в соответствии с изменением личности ребенка.

В педагогической науке вопрос о профессиональных умениях педагога разработан очень подробно. Однако в рамках исследуемой проблемы ППК подчеркиваются те умения, благодаря которым педагог создает и поддерживает контакт с воспитанниками.

  • Это умения использовать механизмы профессионального общения , т. е. способов,с помощью которых педагог реализует сам процесс общения, достигая тех или иных целей педагогической деятельности. Их выбор надо уметь соотнести с личностными качествами – своими и воспитанников.
  • Это умение педагога самостоятельно решать педагогические проблемы с точки зрения того, насколько такое решение способствует личностному развитию ребенка.

Кстати, успешными психологами и педагогами замечено, что разносторонность знаний педагогов не всегда совпадают с продуктивностью их деятельности. Уровни развития этих знаний и навыков рассогласованы со сложившимися межличностными отношениями с воспитанниками. Опытность педагога сама по себе не приводит к структурным изменениям в педагогической деятельности, характерным для высокого профессионализма.

ППК в деятельности педагога возможна лишь при наличии определенных личностных качеств.

Уровень владения профессией и личностные качества – разнопорядковые понятия, однако определенные личностные качества педагога служат важнейшей предпосылкой подъема к совершенному владению профессией. Профессия педагога относится к тому виду деятельности, который в принципе не может быть стереотипизирован. Отсюда вывод если речь идет о повышении ППК педагога, то в первую очередь надо выявлять и развивать в нем ПЗЛК, без которых никакой профессионал не сформируется, несмотря на любые знания и опыт. На ППК следует смотреть как на синтез высокого профессионализма и внутренних свойств (качеств) педагога.

Сегодня мы рассмотрим некоторые важные личностные профессионально значимые качества педагога: эмпатия, рефлексия, гибкость. (Выступления педагогов I группы)

Кроме этих трех ПЗЛК, о которых мы с вами подробно поговорили, есть еще несколько качеств. Например: общительность, эмоциональная привлекательность (выступления педагогов II группы).

О способности и готовности к сотрудничеству мы поговорим на следующем занятии семинара.

  • Проведение диагностики (Методика ГОКК – Приложение 1).
  • Мини-тренинг на развитие ПЗЛК (Приложение 2)
  • Рефлексия занятия “Буриме”.

Ход занятия №2

Взаимодействие взрослого с ребенком представляет собой вид коммуникативной деятельности, протекающей между двумя субъектами на основе личностно-ориентированной обращенности одного субъекта к другому. Одним из важных показателей успешного взаимодействия является активность самого субъекта, проявляющуюся в виде таких личностных особенностей, как инициативность, толерантность, коммуникабельность и т.д., наличие которых способствует взаимодействию.

На предыдущих педагогических советах, семинарах, консультациях мы рассматривали педагогическое взаимодействие, изучали педагогику поддержки, приемы “Я-высказывания”, толерантности, изучали коммуникативный комплекс ПЗЛК педагога: эмпатийность, рефлексивность, общительность, эмоциональная привлекательность и т.д.

Сегодня мы рассмотрим подробнее личностно-ориентированный подход и готовность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе воспитательного процесса (Выступление педагога).

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми можно рассматривать в единстве 3-х его характеристик:

  • Как психолого-педагогическую категорию;
  • Как направленность личности и деятельности педагога;
  • Как стратегию обучения и воспитания, характеристикой которых является личностное развитие субъектов воспитательного процесса, в том числе и педагога.

Вы проработали предложенную литературу о личностно-ориентированном взаимодействии, основных критериях и уровнях готовности педагога к личностно-ориентированному взаимодействию.

(Работа в группах по обсуждению и выработке критериев. Обсуждение и обобщение материала)

Как правило, изначально у всех педагогов преобладает завышенная самооценка собственной готовности. Для формирования готовности к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми достаточно высокую эффективность имеют проблемные методы, моделирующие деловые и ролевые игры, творческие и практические задания (то есть интерактивные методы), а также тренинги, способствующие преобразованию психолого-педагогических знаний в личностные установки и навыки. Сейчас мы обсудим вопрос о профессиональных умениях, навыках и их роли во взаимодействии.

Изучение литературных источников по проблеме межличностного взаимодействия дает основания заключить, что характер человека является индикатором его коммуникативного поведения и позволяет определить как склонность человека к общению, так и основные затруднения в процессе взаимодействия. Поэтому педагогу необходимо знать точки соприкосновения в характере сотрудников, воспитанников. (Обсуждение вопроса об акцентуациях характера и их влиянии на взаимодействие.

Выступления педагогов.

Людям, заинтересованным в успешности своего общения необходимы знания по психологии общения, эти знания помогут выявить свои затруднения, причины успехов и неудач в общении, помогут преодолеть их и найти способы извинить себя. Для этого предлагается изучить литературу: Е.И.Рогов “Психология общения” теория, Е.И.Фадеева “Лабиринты общения” практика, опросники, тесты.

Кроме этого предлагаем вашему вниманию “Комплексную диагностику способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию” (педагогам раздается печатный материал), на основе которого вы можете изучить себя и своих воспитанников. А сейчас небольшой тренинг педагогического взаимодействия, подготовленный психологом (Приложение 4).

Рефлексия занятия:

  1. Метод незаконченного предложения.
  2. Эмоциональное состояние (участники получают карточки, на которых дается задание изобразить свое эмоциональное состояние (гнев, радость, обиду, досаду, ожидание с помощью: 1 группа – мимики, 2 группа – жестов).

Материал к занятию №2

Понятие о личностно-ориентированном взаимодействии. Основные критерии и уровни готовности педагога к личностно-ориентированному взаимодействию. Функции личностно-ориентированного педагогического взаимодействия.

В структуре взаимодействия педагога с детьми можно выделить ценностно-ориентационные компоненты: рефлексивный и специальный, а также операционно-коммуникативные компоненты; технологический и коммуникативный, которые характеризуются совокупностью личностных качеств педагога, таких как направленность личности, социально-психологическая наблюдательность, эмпатия, эмоциональная устойчивость, социально-психологическая готовность к деятельности, общительность, эмоциональная выразительность, педагогический такт, рефлексивность, профессиональная компетентность, а также профессионально-педагогические знания, умения, навыки и мотивационно-ценностное отношение, проявляющееся в процессе организации и управления различными видами деятельности воспитанников.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками в форме совместной партнерской деятельности представляет собой состояние, процесс, характерными особенностями которого являются:

  • создание единой эмоционально-чувственной основы взаимодействия;
  • постоянное “обращение к воспитаннику” в виде его “аффективного (эмоционального, с чувствами и мыслями) понимания” и способности воспитателя встать на позицию ребенка и действовать с нее;
  • изменение воспитателем (педагогом) своего поведения в соответствии с реакциями детей;
  • обмен действиями между субъектами педагогического процесса с целью познания друг друга и оказания воздействия;
  • проявление мотивационно-ценностных ориентации педагога, комплекс его установок на работу с детьми, включающая интерес и любовь к ним;
  • обеспечение ведущей роли педагога, который одновременно организует совместную деятельность в виде “сотворчества” педагога и ребенка, и участвует к ней.

Профессиональная готовность воспитателя к взаимодействию с детьми побуждает педагога к совместной партнерской деятельности, и стремлению вступать с детьми во взаимодействие, живо реагировать на их поступки и привлекать внимание к себе и к своим действиям.

Основные критерии, готовность педагогов к взаимодействию с детьми:

  • Устойчивая позиция воспитателя, проявляющаяся в активности, адекватности действий и отношений, внутреннюю согласованность и отсутствие внешних и внутриличностных конфликтов.
  • Мотивационно-целостное отношение к педагогической деятельности, наличие установки на реализацию личностно-ориентированного взаимодействия, творческий подход к решению педагогических задач возникающих в воспитательном процессе.
  • Гуманистическое отношение к детской личности, проявляющееся в ориентации педагога не на абстрактный идеал, а на потребности и внутренних возможностях каждого ребенка, искренний интерес и любовь к детям.
  • Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, особенности их психического развития, а также умения и навыки организации личностно-ориентированного взаимодействия.
  • Владение технологией организации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, выражающееся в умении четко определить цель своей деятельности, спрогнозировать ее результат, выделить основные этапы и наиболее эффективные методы, приемы и способы деятельности, а также корректировать ее ход на основании данных диагностики.
  • Наличие коммуникативной компетентности, проявляющейся в развитии эмпатийных и перцептивных (воспринимающих) навыков, способности устанавливать эмоционально-положительный контакт с детьми и действовать не только на основе “аффективного (эмоционального) понимания”, но и с позиции ребенка, изменяя свое поведение в соответствии с реакциями детей, в умении организовать оптимальное взаимодействие с детьми в различных видах деятельности.
  • Стремление к саморазвитию и профессиональному росту, сформированность аналитических, проектировочных и конструктивных умений, способность обосновать решение педагогических задач, а также высокое развитие рефлексивных и перцептивных умений и навыков, позволяющих адекватно оценивать собственное поведение и поступки детей; проявление активности, инициативности, сензитивности в деятельности и общении с детьми.

Уровни профессиональной готовности:

Высокий: оптимальное развитие всех компонентов в их единстве, то есть, что означает целостность личности воспитателя как субъекта профессиональной деятельности, обладающего устойчивой профессиональной мотивацией, ярко выраженной педагогической направленностью и высоким уровнем развития необходимых умений и навыков, способностей и личных качеств.

Средний: частичной качественной сформированностью целостной структуры готовности, что проявляется в неравномерном развитии отдельных компонентов;

Низкий: несформированность компонентов готовности. Поведенческий аспект обусловлен лишь
внешними обстоятельствами, а не внутренними потребностями личности воспитателя.

Роль профессионально-педагогических умений и навыков воспитателя во взаимодействии

Профессионально-педагогическое умения и навыки воспитателя:

  • Аналитические: наблюдать, анализировать и оценивать (диагностировать) уровень развития, обученности ребенка (рефлексивные способности).
  • Проектировочно-прогностические: развитое логическое мышление, способность к прогнозированию возможных педагогических ситуаций и последствий своих действий, знание детской психологии.
  • Организаторские: умение организовывать деятельность детей, самоорганизация, способность к импровизации, умение применять разнообразные средства воздействия (убеждение, внушение, заражение).
  • Коммуникативные: общительность, потребность в общении, эмпатия, рефлексия, гибкость, умение ощущать и поддерживать обратную связь, умение управлять собой, вербальные способности (культура и развитость речи, богатый словарный запас), способность к пониманию невербального поведения (выражение глаз, пространственное расположение партнеров); от степени сформированности которых зависит успех педагогической деятельности и эмоциональное благополучие участников взаимодействия.

Эффективность личностно-ориентированного взаимодействия проявляется в согласовании целевых ориентиров, координации совместных усилий, взаимопонимании контактирующих сторон, обеспечивающих решение учебно-воспитательных задач и личностный рост его субъектов.

Алгоритм деятельности педагога по организации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия включает в себя три этапа:

  • Подготовительный: изучение себя и воспитанников, характерологических особенностей, определение мотивации, принятие себя и других;
  • Основной: определение и согласование цели взаимодействия, выбор позиции по отношению к субъекту “сверху”, “на равных”, “снизу”, выбор средств общения, осуществление взаимодействия (воздействие, сотрудничество, содействие, сотворчество), координация усилий и наличие обратной связи;
  • Оценочно-корректировочный: оценка достижения цели (подготовленность к использованию различных средств и методов), оценка взаимодействия, составление плана коррекции поведения.

Взаимодействие имеет два измерения: содержание и отношение. Особенности “отношений” субъектов воспитательного процесса формируют характер взаимодействий:

  1. Позитивный (проявляется в согласовании целей, сопровождается педагогической позицией на равных, адекватной обратной связью, позитивными отношениями между участниками воспитательного процесса). Способы взаимодействия: сотрудничество, содействие, сотворчество.
  2. Противоречивый.
  3. Негативный.

Только позитивный характер личностного взаимодействия приводит к личностному росту педагога и воспитанников.

Функции личностно-ориентированного педагогического взаимодействия:

  1. Познавательно-воспитательная – освоение обучающими воспитателями знаний, умений и навыков, формирования свойств и качеств личности.
  2. Прогностическо-организационная – выявление индивидуальных особенностей воспитанников и педагогов, выявление специфики ситуации, проектирование и практическая организация взаимодействия на основе выявленных способностей.
  3. Экспрессивно-рефлексивная – понимание себя и других (целей, мотивов, переживаний), осмысление педагогом того, как воспитанник понимает его, через развитие социальной перцепции, эмпатии, рефлексии.
  4. Фасилитативная – обеспечение педагогической поддержки, стимулирование личностного роста,
    создание оптимальных условий самосовершенствования педагога и воспитанника.
  5. Толерантно-адаптивная – развитие у педагога и воспитанников принимать индивидуальность “другого”, входить в иные группы и взаимодействовать в них на позитивных основаниях в ситуации неопределенности.

Литература к семинару:

  1. Белухин Д.А. “Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций” ч.1-2, Воронеж, 1996 г.
  2. Баламов М.М., Лукьянова М.И. “Формирование готовности учителя к работе в системе развивающего обучения в условиях образовательного учреждения”, Томск, 2001 г.
  3. Козлова Г.Н., Дмитриченко Г.Ю. “Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики”, Издательство “Панорама”, Волгоград, 2006 г.
  4. Маркова А.К. “Психология труда учителя. Книга для учителя”, М: 1993г.
  5. Митина Л.М. “Психология профессионального развития учителя”, М: 1998г.
  6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. “Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания” М: ТЦ Сфера, 2002 г.
  7. Фадеева Е.И. “Лабиринты общения: учебно-методическое пособие” М: ЦГЛ, 2003г.
  8. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов (автор-составитель А.А.Литвинов) “Учитель”, Волгоград, 2004 г.
  9. Митина Л.М. “Профессиональная деятельность и здоровье педагога” М: Издательский центр “Академия”, 2005 г.
  10. Лукьянова М.И. “Психолого-педагогическая компетентность учителя” (диагностика и развитие) М: ТЦ Сфера, 2004 (методика ГОКК стр.115).