Психолого-педагогический семинар "Проблемы профессиональной деформации педагогов"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Форма проведения – беседа за круглым столом с элементами тренинга.

План семинара:

  1. Влияние профессиональной роли на личность педагога. Проблемы личностного развития педагогов.
  2. Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога Профессиональная деформация педагога: синдром хронической усталости, синдром эмоционального выгорания.
  3. Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко.
  4. Методы восстановления психического и физического здоровья педагогов, противостояния профессиональной деформации.

Профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. М.Я.Басов в книге “Личность и профессия” еще в 1926 г. писал: “… когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актере и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп”.

В процессе профессионального развития личность человека претерпевает некоторые изменения, приобретает некоторые новообразования. Спектр новообразований, приобретаемых в процессе профессиональной деятельности, достаточно широк, однако все они могут быть разделены на две большие группы: стенические изменения, способствующие успешной адаптации в коллективе, в социуме, повышению эффективности жизнедеятельности, и астенические изменения, препятствующие успешному функционированию личности. Значительная часть негативных новообразований составляет группу изменений, получивших название жесткого ролевого поведения, обуславливающего профессиональные деформации личности. Образованию дезадаптивных изменений в наибольшей мере подвержены профессии, принадлежащие к системе “человек - человек”: врач, учитель, юрист, психолог, журналист, священник и др.

Факторами, усиливающими влияние профессии на личность педагога являются: изменение мотивации трудовой деятельности; возникающие стереотипы мышления, поведения, деятельности; эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.); монотонность, однообразие, жестко структурированный хараткер труда; утрата перспектив профессионального роста; снижение уровня интеллекта специалиста; различные акцентуации характера личности, вплетающиеся в ткань индивидуального стиля деятельности, а также возрастные изменения, связанные со старением:

а) социальное старение:

  • Перестраивается мотивация;
  • Слабеют интеллектуальные процессы;
  • Изменяется эмоциональная сфера;
  • Возникают дезадаптационные формы поведения и др.

б) нравственно-этическое старение:

  • Навязчивое морализирование;
  • Скептическое отношение к молодежной субкультуре;
  • Противопоставление настоящего прошлому;
  • Преувеличение заслуг своего поколения и др.

в) профессиональное старение:

  • Невосприятие нововведений;
  • Переоценка значения опыта своего поколения;
  • Трудности освоения новых средств труда;
  • Снижение темпа профессиональных функций и др.

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля. Развитию профессиональных деформаций личности педагога также способствуют репродуктивное обучение и авторитарная позиция воспитателя. Основными показателями этих деформаций считается безапеляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера. Многих педагогов отличает поучающая манера речи. В определенной мере полезная в образовательном учреждении, она не всегда бывает уместна в сфере личных отношений. Авторитарность типична для многих воспитателей, поскольку он должен четко управлять детским коллективом. Необходимость “держать в руках” группу детей формирует в характере педагога излишнюю властность и категоричность, навязывание своего образа “Я” воспитанникам и окружающим взрослым, которые способствуют подавлению чувства юмора, стремление к власти над детьми и людьми вообще.

Педагогической деформации способствует и тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения составляют в основном женщины, которые усвоили и пропагандируют мужскую (исторически сложившуюся) систему образования и воспитания, которая почти исключительно связана со словесными (вербальными) формами воздействия на детей и мужскими формами поведения (агрессивностью, властностью, жестокостью и т.п.). Использование мужского языка и образцов поведения приводит к тому, что педагоги-женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на самих воспитательниц, так и на половую самоидентификацию детей.

Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Эти проявления лежат в основе психологического феномена синдрома хронической усталости и синдрома эмоционального выгорания.

Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, что время от времени испытывает каждый из нас, а от хронических стрессов нервной системы.

Подробнее о синдроме хронической усталости (СХУ) мы просим рассказать нашего врача (выступление врача).

Если у Вас появилось непонятное ощущение вялости и упадка сил на протяжении последних двух или более недель; если ощущение усталости сопровождается ломотой в мышцах, болями, тошнотой, повышением температуры, депрессией или колебаниями настроения, то у Вас появляются симптомы синдрома хронической усталости.

О чем говорят Ваши симптомы? Вы чувствуете себя так, как будто бы Вы участвовали в Бостонском марафоне, и это происходит с вами тогда, когда Вы только что встали с постели. Вы чувствуете себя полностью обессилевшим. Вы, как выжатая тряпка, как машина с израсходованным топливом. И это не только сегодня, а каждый день. В наибольшей степени и чаще всего потеря энергии зависит от образа жизни человека. Неправильное питание, ожирение, строгая диета, отсутствие отдыха и физических упражнений, курение, употребление алкоголя - все это ложится тяжелым бременем на человека. Стресс, давление на работе и депрессия также могут постепенно приводить к такому состоянию, когда человек испытывает полное изнеможение. Даже такой фактор, как недостаточное употребление жидкости, может быть причиной усталости. Действительно, любое заболевание может выбить Вас из колеи, даже если после него прошло несколько недель. Хорошо известно, что вирусные инфекционные заболевания, например, мононуклеоз, гепатит и грипп могут полностью лишить Вас сил. Причиной таких состояний могут быть гормональные расстройства, такие, которые наблюдаются при болезни Аддисона или недостаточности функции щитовидной железы. Анемия, гипоглакемия и пониженное кровяное давление также могут превратить Вас в слабого новорожденного котенка. Такое же состояние может возникать при медикаментозном лечении заболеваний. СХУ иногда определяют как разновидность гриппа. Это тяжелое заболевание доводит людей до полной неподвижности и бездеятельности на много месяцев и лет. Обычно оно характеризуется признаками затянувшегося гриппа или некоторых инфекционных заболеваний. В течение ряда лет считали, что оно вызывается вирусом Энштейна Барра. В настоящее время врачи сходятся во мнении, что точная причина его неизвестна. Возможно, речь идет не об одной причине, а о сочетании вирусной инфекции, нарушениях иммунной системы и других факторов.

СХУ – это заболевание, которое оставляет у Вас ощущение постоянного утомления. Развитию переутомления и СХУ предшествует более или менее длительный период волевого усилия, умственного напряжения, работы в условиях переутомления. Большую роль в этом играет и отношение человека к работе: если выполняемый труд неприятен, то работоспособность, как правило, значительно снижается.

В клинической практике выделяют следующие критерии диагностики СХУ:

  • возникновение данного состояния связано с напряженной работой с перегрузкой;
  • постепенный темп развития астенических симптомов (вялость, аденамия, раздражительность, агрессивность, апатия);
  • четкая, но не стойкая соматическая симптоматика (небольшое повышение температуры, боль и першение в горле, увеличение лимфатических узлов в затылке и под мышками, боли в мышцах и суставах, расстройство сна, после которого он не чувствует себя отдохнувшим);
  • снижение работоспособности;
  • снижение астении после отдыха или смены рода деятельности;
  • усиление усталости к вечеру вплоть до полного безразличия;

Человек, страдающий СХУ, до этого был здоровым, уменьшение его активности, по крайней мере, за последние шесть месяцев составляет 50% при том, что у него не отмечается других заболеваний, с которыми может быть связана усталость. (Рекомендации по преодолению СХУ. Приложение 1)

Другим не менее важным проявлением профессиональной деформации является синдром эмоционального выгорания. С этим понятием Вас познакомит зам. директора по научно-методической работе (выступление зам.директора по НМР)

Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, журналистов – всех, чья деятельность невозможна без общения. Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: “Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие”.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки”, или “освобождение” от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. В 1981 году А.Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: “запах горящей психологической проводки”.

(Стадии, аспекты и симптомы эмоционального выгорания подробно описаны в приложении 2)

У нас есть возможность провести самодиагностику и каждому определить уровень эмоционального выгорания (по методике В.В.Бойко). Для этого на предложенном вам бланке поставьте знак “+”, если Вы согласны или знак “-”, если не согласны со следующими утверждениями. (зачитываются утверждения методики В.В.Бойко)

Далее в соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

  1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов “выгорания”;
  2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования “выгорания”.
  3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Обсуждение результатов диагностики:

  • какие симптомы доминируют;
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается “истощение”;
  • объяснимо ли “истощение” (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику “выгорания”, или субъективными факторами;
  • какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
  • в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное “выгорание” не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Появление СХУ, симптомов эмоционального выгорания – естественные явления в педагогической деятельности, результаты диагностики не должны Вас пугать, а лишь только насторожить и предупредить, что к себе надо относиться бережно, учиться преодолевать усталость, нервозность, противостоять стрессам.

Восстановление (реабилитация) здоровья педагога – это не просто лечение, но также и управление механизмами, детерминирующими физическое и психическое развитие личности, способствующими формированию принципов здорового образа жизни, позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.

Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является психоэмоциональная и двигательная активность. К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хоротерапия, трудотерапия и др. (Так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).

Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы, а психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники. Ведущее место среди средств физической реабилитации занимают физические упражнения, так как двигательная активность – важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации.

Сегодня мы предлагаем вам различные методы восстановления психологического здоровья. Первое слово предоставляем инструктору по физической культуре и спорту (выступление инструктора по физической культуре и спорту, выполнение комплекса предложенных упражнений).

Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных зажимов, блоков для чувств – лишь один фактор психологического роста личности. Самоконтроль и целенаправленное поведение – второй существенный фактор. Умение уравновешивать, соотносить самоконтроль и свободное выражение – необходимое условие реабилитации и укрепления психологического здоровья. Снять мышечные зажимы, эмоциональное напряжение помогают аутотренинг или специальные упражнения.

Слово предоставляется психологу (выступление психолога).

За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, педагог может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и педагог, выполняя на работе и после нее специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику (упражнения в приложении 3).

Способы снятия напряжения за короткое время:

1). Время выполнения – 60 секунд. Можно выполнять за письменным столом, в транспорте.

Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень… Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему нёбу. Одновременно выпрямьте ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубок5ий вдох.

Задержитесь в таком положении, медленно считая до 5, почувствуйте, как исчезает напряжение в мышцах. Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Представьте себе, что Вы марионетка с обрезанными ниточками. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на кресле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься. Теперь сделайте 2-ой вдох и задержите дыхание, медленно считая до 5-ти.

Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово “спокойствие”, стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка Вашего тела. И, наконец, успокойте свои нервы, представив, что Вы лежите на золотистом прогретом на солнце песке берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно четче и удерживайте его в своем сознании и в течение 30 секунд.

2). Закройте глаза. Займите удобное положение. Сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Вспомните ситуацию, в которой у Вас было хорошее настроение, и Вы ощущали себя победителем, у Вас всё получалось. Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, какое у Вас выражение лица? Где вы находитесь? Что Вас окружает? Кто рядом с Вами? Как Вы выглядите? Во что Вы одеты? Постарайтесь увидеть эту ситуацию, как можно точнее, рассмотреть все до мельчайших подробностей.

Постарайтесь услышать звуки, которые Вас окружают. Что это за звуки? Шум за окном? Голоса? Музыка? Постарайтесь услышать эти звуки, которые Вас окружают как можно точнее. Насладитесь ими. Постарайтесь почувствовать эту ситуацию. Почувствуйте, какая температура в помещении. Почувствуйте, как прикасается одежда к Вашему телу. Какие эмоции Вы испытываете в данный момент? Какие ощущения в теле возникают?

Задержите свое внимание на этих ощущениях, а затем представьте, как Вы сохраняете эти чувства. Насладитесь этими ощущениями. Потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза. Обратите внимание, как улучшилось Ваше настроение.

О способах снятия стресса, мышечного и эмоционального напряжения с помощью массажа и самомассажа нам расскажет (и научит пользоваться) медсестра (выступление медсестры).

В качестве профилактического и реабилитирующего средства применяются в практике психотехнические игры и специальные упражнения. Для проведения таковых я передаю слово психологу детского дома (выступление психолога, упражнения в приложении 4).

Существуют, несомненно, и множество других способов противостояния стрессам, эмоциональному напряжению, усталости: плач, смех, активный отдых, правильное питание, любовь и т.д. Я хочу, чтобы Вы внимательно относились к себе, своему здоровью физическому и психическому, противостояли развитию у вас профессиональной деформации. На память о сегодняшнем семинаре, как дополнительное пособие, хочу оставить Вам небольшую подборку “Советы педагогам…” (Приложение 5).

По данным английского психолога М. Аргайла , уровень здоровья и общей удовлетворенности жизнью оказывается тесно связан с такими факторами, как:

  • наличие большого количества социальных связей и дружеских контактов. Люди меньше болеют, когда их социальные отношения отличаются интимностью и приятностью. Хорошие взаимоотношения позволяют преодолевать стрессовые ситуации благодаря возможности обратиться за помощью к друзьям, в то время, как одинокие люди для борьбы со стрессом прибегают к курению, употреблению спиртных напитков, что рано или поздно ухудшает их состояние;
  • крепкая семья и наличие в ней детей;
  • интересная и любимая работа, приносящая моральное удовлетворение. Безработица отрицательно сказывается на здоровье, так как безработные находятся в стрессовом состоянии, провоцирующем самые разные заболевания;
  • активные занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, которые снижают уровень тревоги и депрессии, кровяное давление и риск сердечно-сосудистых заболеваний, нормализуют вес;
  • особый склад личности, который характеризуется высокой убежденностью человека в своей значимости и нужности обществу, внутренним фокусом контроля, восприятием жизненных трудностей и проблем как источник для личностного роста.

В рамках современных подходов к психологии здоровья можно отметить следующие особенности личности, обуславливающие хорошее психическое и физическое самочувствие:

  1. Забота о самом себе и незабывание собственных интересов. Развитый культурный человек готов пожертвовать собой ради интересов тех, о ком и о чем он заботится, однако далеко не полностью и не ценой своего здоровья;
  2. Соблюдение в своем поведении норм и правил общественной морали. Как сказал классик: “Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!”;
  3. Способность прочно стоять на своих ногах и брать ответственность за свою жизнь, не требуя особой поддержки от других людей и общественных организаций, умение брать ответственность за свои ошибки и не стремиться обвинять в них других людей или социальные условия;
  4. Устойчивость к фрустрациям, основанная на разрешении допускать ошибки как самому себе, так и другим людям;
  5. Гибкость и пластичность установок, основанная на открытости миру и изменениям, происходящим в нем, отказ от жестких и неизменных жизненных правил в отношении себя и окружающих;
  6. Принятие неопределенности и случайности в окружающей жизни, которые делают достижение жизненных целей в полном объеме проблематичным;
  7. Творческое и поисковое отношение, как к самому себе, так и к своему социальному окружению;
  8. Позитивное принятие самого себя таким, каков есть, но в то же время желание стать завтра немного лучше, чем сегодня. Отказ от оценки самого себя на основе внешних достижений или под влиянием оценки других. Стремление скорее радоваться жизни просто так, чем от свершения и достижения каких-то значимых результатов;
  9. Способность к аналитическому восприятию своих мыслей, чувств и поступков, умение оценивать их последствия в соответствии со степенью влияния на достижение близких и далеких целей;
  10. Умение рисковать, понимание как стремление делать то, что хочется, доже когда существует возможность неудачи, быть предприимчивым, но не безрассудно храбрым;
  11. Стремление жить в сегодняшнем дне по известному принципу гештальт-терапии “здесь и сейчас” и в то же время планирование оптимального будущего;
  12. Отказ от нереалистического желания находиться в постоянной радости, быть предельно совершенным во всем и не иметь никаких забот, тревог, депрессий и раздражений;
  13. Воспитать в себе адекватные реакции на сложности жизни, которые включают в себя: печаль, а не депрессию из-за того, что должно было неминуемо произойти; расстройство и сожаление, а не чувство стыда и вины из-за того, что сделал что-то не так; раздражение, а не гнев из-за того, что кто-то поступает не так, как мне хочется, понимание того, что другой может поступать так, как сам считает нужным.

С антистрессовой программой поведения вы можете ознакомиться, изучив приложение 6.

Итак, в сжатом виде психологические установки для достижения хорошего здоровья могут быть сформулированы следующим образом:

  • Рассмотрение здоровья не как самоцели, а как средства для достижения других, более важных целей, имеющих связь с личностной самореализацией – поиском истины, созданием красоты и гармонии в окружающем мире, достижением общественно значимой цели. Другими словами, человек должен иметь смысл и цель жизни, важнейшим условием осуществления которых является хорошее здоровье.
  • Поддержание в сознании установки на длительную жизнь и бережное отношение к возможностям своего организма, не перенапрягая его ни чрезмерной работой, ни чрезмерными страданиями, ни перееданием и прочими излишествами. Многие автолюбители гораздо лучше заботятся о своем автомобиле, нежели о своем здоровье, допуская по отношению к нему такие действия, которые они никогда бы не позволили по отношению к своему автомобилю.
  • Стремление поддерживать хороший физический тонус организма и его психофизиологическую устойчивость за счет разнообразной поисковой деятельности.
  • Привычка и потребность каждый день откладывать в копилку здоровья хотя бы по одному хорошему поступку в виде физических упражнений , дыхательной гимнастики, медитации, массажа и водных процедур.
  • Нахождение в непрерывном психологическом движении от одной жизненной цели к другой, постоянное планирование своего личностного роста, рассмотрение движения во всех его видах как основы психологической устойчивости и физической крепости.