Доклад "Использование методов и приемов нейропсихологии в развитии проблемного ребенка в условиях общеобразовательной школы"

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причём характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Заметно увеличивается количество коррекционных классов. Отсутствие в нашем городе специальных образовательных учреждений приводит к тому, что дети с серьёзными нарушениями учатся в массовых школах. В нашей школе укомплектованы и функционируют 41 класс-комплект, из них 9-х классов – компенсирующего обучения (КМО) и 3 класса – коррекционно-развивающего обучения (КРО). При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы и приёмы чаще всего перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекционной работы.

Нейропсихология детского возраста – наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает всё большую популярность. Широкое внедрение нейропсихологического метода доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента.

Методическое объединение специалистов служб сопровождения нашей школы в течение трёх лет внедряет нейропсихологический метод и приёмы коррекции в образовательный процесс, который позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребёнка, а также понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать программу психолого-педагогического сопровождения, адекватную онтогенезу для конкретного ребёнка. Кроме того, данный метод приближает нас к гуманистическим личностно ориентированным развивающим технологиям.

На заседаниях своего МО мы неоднократно поднимали вопрос взаимодействия психологов и логопедов по работе в данном направлении. Для педагогических работников школы подготовили и провели проблемный семинар по теме “Нейропсихологический и психофизиологический подходы в реализации оздоровительного процесса”, который представлен в методическом альбоме.

В 2004/2005 учебном году провели психолого-логопедическое нейропсихологическое обследование учащихся вторых классов. Обследование проводили по “Модифицированной методике нейропсихологической диагностики аномального развития детей” (А.Р. Лурия), представляющей собой адаптированную схему нейропсихологического исследования. Проанализировав полученные данные, было установлено, что среди второклассников, имеющих трудности в обучении, 80% имеют отклонения от нормы. Мы выяснили, что нейропсихологические профили обследованных “трудных” детей имеют разнообразный характер, так как в основе их неуспеха лежат различные механизмы. У них отмечается отставание в эмоционально-волевой сфере, слухоречевой памяти, слухового восприятия, концентрации внимания. Кроме того, было обнаружено, что среди обследованных детей статико-моторная недостаточность выявляется у 35%, несформированность различных компонентов движений встречается у 80% детей с нарушением познавательных процессов. Однако на первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности.

Данные обследования позволили наметить пути коррекционной работы. Известно, что сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ. Поэтому именно на этом мы и основываем свой коррекционно-развивающий процесс. Предпочтение мы отдаём двигательным методам, так как актуализация любых телесных навыков предполагает востребованность таких психических функций как эмоции, память, восприятие, процесс саморегуляции и речь.

Психологическое коррекционно-развивающее занятие включает следующие виды упражнений: растяжки, дыхательные, глазодвигательные, телесные перекрестные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, релаксационные упражнения, развитие коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Так упражнение “Растяжки” нормализует гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Проводим упражнение в самом начале занятия, для того, чтобы дать почувствовать ребёнку его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая приёмам релаксации (“Звезда”, “Кобра”, “Бабочка”).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают контроль и произвольность. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы (“Шарик”, “Ветер”).

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма (“Слоник”, “Знак бесконечности”).

Движения всего тела и пальцев или телесные упражнения (“Велосипед”, “Лодочка”) развивают межполушарные взаимодействия, снимаются синкенезии и мышечные зажимы. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

К упражнениям по развитию произвольности относятся движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть осмыслены, “перкодированы” ребёнком. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребёнка способностей к формированию собственной программы.

Считаем, на занятиях очень важна чёткая, повторяющаяся структура, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом. Ещё одним условием является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Поочерёдное выполнение каждым учеником роли лидера повышает степень его доминантности, а, следовательно, уровень его самопроизвольной регуляции, контроля над собой и происходящим вокруг (упражнения “Шалуны”, “Восковая фигура”).

Коммуникативные упражнения бывают трёх типов. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение, состояние и отношение (“Маска”). Парные упражнения способствуют “открытости” по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его (“Точка равновесия”). Групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности (“Костёр”).

Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Некоторые упражнения выполняются с закрытыми глазами (“Чаша доброты”, “Шумящие коробочки”, “Послушай тишину”).

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым коррекционным процессом (“Ковёр-самолёт”, “Парусник”).

Необходимым условием нашей работы с детьми является система наказаний и поощрений, которая разработана совместно с детьми. Наказанием может служить выбывание из игры на “скамью запасных”, лишение роли лидера и другие. В качестве поощрений могут служить различные призы, исполнение любимой музыки, ведущая роль в игре и т.п.

В качестве коррекционного логопедического воздействия используем приёмы логоритмики, как одной из форм кинезотерапии, направленной на преодоление речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логоритмические упражнения используем на различных этапах традиционных логопедических занятий (оргмомент, физминутка), а также в форме интегрированных занятий. Комплексное воздействие, осуществляемое на основе логоритмических упражнений, позволяет решить следующие задачи: укрепить костно-мышечный аппарат, изменить общую реактивность организма, разрушить патологические динамические стереотипы, способствовать формированию двигательных кинестезий, пространственно-временных представлений.

Так как было решено использовать нетрадиционный подход к проведению данных занятий, то несколько изменились критерии приоритетности заданий. На первой стадии работы по включению логоритмики в нейропсихологическую коррекцию мы обучаем детей навыкам произвольной регуляции мышечного тонуса и правильному дыханию. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Первоначально навыки релаксации формируем в двигательной сфере (игра “Тряпичные куклы и оловянные солдатики”). Работа по обучению приёмам релаксации сочетается с работой по формированию правильного дыхания. Данную работу проводим в определённой последовательности:

  • формирование правильного нижнерёберного дыхания по подражанию;
  • дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания);
  • развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

Используем упражнения с музыкальным сопровождением. Например, упражнение “Косари” сопровождается соответствующими пантомимическими движениями с произнесением на выдохе междометий ух, эх, ах. Это упражнение выполняется под мелодию марша.

На второй стадии работы с помощью ритмики совмещаем решение задач ориентировки в схеме тела и развития чувства ритма у детей. Работу по развитию моторики проводим в трёх направлениях: развитие статической координации (игры “В зоопарке”, “На лугу”), развитие динамической координации (“Море волнуется”, “Магазин игрушек”) и развитие двигательной памяти (“Зеркало”, “Роботы”, “Умное эхо”). Работу над развитием ритмической способности осуществляем в следующей последовательности: воспитание темпа – развитие метрических отношений – усвоение ритмического рисунка. Используем такие игры как “Осенние листочки”, “Карусели”, “Слушай внимательно!”, “Прогулка”, “Сигнальщики”.

На третьей стадии выученные движения и стихотворные тексты воспроизводим с закрытыми глазами, чтобы обратить внимание детей на слуховые, тактильные и двигательные ощущения. Наряду с формированием представлений о частях тела, пространственных отношений (право – влево, верх – вниз) у детей, благодаря ритмике, происходит дифференциация ощущений от работы речедвигательного аппарата в верхнем, среднем и нижнем регистрах. На данном этапе мы формируем ориентировку в “пространстве” собственного голоса.

Далее переходим к четвёртой стадии – формированию динамической организации двигательного акта, одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий. Происходит развитие ритмических способностей на качественно другом уровне, с привлечением ориентировки на пространственно-временную характеристику организации движений и формирование приёмов запоминания. В качестве стимулов для запоминания движений или комплекса движений используем различные по тональности звуки, слова, фразы, ритмические рисунки. Существенный упор при этом делаем на развитие разных видов памяти как условия для формирования кинестезий-соощущений от действий разных анализаторов и межанализаторного синтеза. Например, для перевода из слухо-речевой модальности в зрительную (и наоборот) используем отдельные таблички, схемы, рисунки для произнесения слогов (слов) голосом разной высоты. В конечном итоге от простых упражнений переходим к инсценировкам. Это может быть инсценировка песенок, стихов-диалогов, отрывков из сказок (“Зима”, “Моя семья”, “Терем-теремок”).

Таким образом, использование приёмов логоритмики в процессе нейропсихологической коррекции школьников с трудностями в обучении облегчает не только переход от одного этапа коррекции к другому, но и от одной стадии к другой, благодаря организующему влиянию ритма и подключению речи к формированию произвольных основ поведения и движений.

Описанный метод (приёмы, упражнения, игры) нейропсихологической коррекции выполняет комплексную функцию в развитии ребёнка. Он не только повышает энергетический уровень, но и обогащает знание ребёнка о собственном теле, развивает внимание, интеллект, память, произвольность, музыкально-ритмические способности, успокаивает и уравновешивает психику.

В конце учебного года мы провели промежуточное обследование, на основании которого сделали вывод о том, что произошли значимые позитивные изменения показателей сформированности высших психических функций и эмоционально-волевой сферы. А именно повысился уровень развития слухового восприятия (у 65%), в сфере слухоречевой памяти отмечается повышение произвольного активного воспроизведения (у 48%), повысились навыки самоконтроля (у 25%), оптико-пространственных представлений (у 37%), координации движений (у 42%), чувства темпа и ритма в движении (у 35%).

Таким образом, использование методов и приёмов нейропсихологии в развитии проблемного ребёнка в условиях общеобразовательной средней школы считаем наиболее эффективным и перспективным. В учебный план школы в 2005/2006 учебном году введён отдельный час логоритмики для учащихся класса КРО. Это позволит в полной мере раскрыть возможности данного направления. Мы планируем и в дальнейшем использовать нейропсихологический подход в коррекционной работе с учащимися, имеющими трудности в обучении.

Приложение