Статья "Психогеометрия для учителя"

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Чтобы эффективно общаться с людьми, надо знать людей. Надо знать их психологию, возможные реакции и отсюда моделировать свои действия, слова, вообще отношения. Собственно, такое знание тех. кто рядом – фундамент отношений, база модели поведения, которые мы можем избирать в совместной жизни с этими людьми? А есть ли вообще какие-либо достаточно простые и эффективные способы “распознавания” людей?

Здесь необходимо оговориться: люди сложены и непредсказуемы. И тем не менее, при всём различии и неповторимости людей, есть некие общие тенденции поведения, которые позволяют “разбить” нас на группы, “классифицировать” в общении с другими людьми, в нашем жизненном поведении.

В своих поисках определения форм работы с детьми я обратила внимание на классификацию типов людей под названием “Психогеометрия”. Система Сьюзен Деллинер (“Психогеометрия: как использовать психогеомеотрию для воздействия на людей”), очень популярна в США. Этот труд переработан нашими соотечественниками Анатолием Алексеевым и Ларисой Громовой. В данной статье представлены пять типов (форм) людей: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг.

Квадрат

Психологические свойства: организованность, пунктуальность, соблюдение правил и инструкций, аккуратность, упорство и настойчивость, терпеливость и трудолюбие, некоторая рациональность, сухость, холодность, узкий круг друзей, экономичность и практичность, ориентация на цифры и факты, пристрастие к письменной речи.

Квадрат, как правило, “слабый политик”, плохо налаживает отношения с другими людьми. Квадраты обычно – школьные отличники. Прилежны, добросовестны, но – в большинстве – тихие, “невылезающие”. Скромные “ответственные за дежурство” девочки. Исполнительные, выполняющие все задания. Большинство учителей их любит. Сверстники, представители других типов, либо равнодушны к ним (они на периферии классной внутренней жизни), либо иронично презирают. Впрочем, эти оценки относятся к подросткам и старшеклассникам. В начальных классах вес квадратов может быть очень большим. Их престиж падает по мере продвижения от начальных классов к старшим. Но в самых старших (в десятом и особенно в одиннадцатом) способны подняться: учебные успехи, серьёзность, надёжность “тяжелеют” в системе ценностей.

Внешний вид: опрятный, строгий, неяркий, сдержанный.

Рабочее место: каждая вещь на своём месте.

Речь: обстоятельная, медленная, обычно монотонная и сухая, много речевых штампов, насколько возможно у детей – логичная, последовательная, ясная.

Жестикуляция, мимика, походка (язык тела): скованная, напряжённая поза (“зажатость”), медленная, “солидная” походка, жестикуляция “небогатая”, но точная, бесстрастное лицо, смех “деланный” - квадрат скуп во внешних проявлениях чувств.

Проблемы общения с квадратом. Барьерами в общении с квадратом могут быть его излишняя приверженность писаным и неписаным инструкциям и правилам, его консервативность (“это всегда так делали”), стремление влезть в подробности и детали, нежелание делать что-либо на бегу, а в нашей суетной жизни мы часто многое именно так и делаем, формализм и подчас раздражающая методичность. Иногда квадрат замыкается, обижается и отгораживается от других, надолго замолкает; это – не молчание интроверта – это реакция на несправедливое, по мнению квадратов, отношение, на неурядицы, “дурные обстоятельства”.

На каждое из этих препятствий предлагается свой противовес. Во-первых, квадрата надо постоянно убеждать, что инструкций и правил на каждый случай не напасёшься, что сложней и многообразней любого свода законов и усвоенных им наставлений родителей. Лучше всего действуют на человека такого склада цифры и факты – эмоций он вообще не любит, они его только раздражают; квадрата надо уметь выслушать до конца, не перебивать. Иногда об одном и том же стоит говорить не один раз, но говорить надо так, чтобы он чувствовал вашу осведомлённость, подготовку, иначе он вам не поверит. Время от времени квадрата надо прилюдно подхваливать. Он почти всегда основательно, серьёзно всё делает, но иногда оглядывается вокруг и переживает, что не все так добросовестно выполняют обязанности; его надо поддерживать, показать, что его оценили. Чтобы он, завернувшись в кокон формализма, не отгородился напрочь от коллектива, стоит подумать, как сформировать у него чувство принадлежности к коллективу на уровне личных отношений. Надо искать какие-то неформальные совместные поручения, подходящие для него и с подходящими людьми. Если он хороший художник – пусть совместно с другими готовит газету или плакаты к вечеру, если умеет сочинять – дайте ему возможность в группе готовить сценарий и т.п. Если квадрат обиделся и замкнулся, не обижайся на него в свою очередь – попробуйте восстановить контакт доброжелательностью, демонстрацией своего хорошего отношения, а если вы чувствуете, что ему надо кому-то пожаловаться, побудьте для него этой самой жилеткой, в которую он выплачется, подбодрите его.

Разница между квадратом и интровертом кажется небольшой, но это разница между жизненной позицией (у интроверта) и стилем поведения (у квадрата). Квадрат вовсе не замкнут на себе, он может жить, болеть интересами коллектива, он просто по своему складу сух, рационалистичен, и т.п.

Кстати, школьные завучи, почти сплошь квадраты. Чтобы понравиться такому руководителю, нужно: укладываться в установленные сроки, не опаздывать, знать инструкции и приказы, касающиеся вашей работы, вникать в детали. Квадрату-начальнику понравится, если вы будете записывать то, что он говорит; если вы не только будете его поддерживать перед вышестоящим начальством, но и не будете обращаться к этому вышестоящему, минуя непосредственного (квадрата). Не следует смущать начальника-квадрата, предлагая ему быстрые и серьёзные изменения, нововведения. Если вы считаете, что они необходимы, подготовьте программу постепенного и плавного перехода, убеждая начальника фактами, цифрами.

Треугольник

Психологические свойства: стремление к власти, честолюбие (отсюда тяга к лидерству), установка на победу, уверенность в себе, решительность, импульсивность, склонность к риску, смелость, энергия, сила чувств, высокая работоспособность, склонность к “буйным” развлечениям, нетерпеливость, остроумие, широкий круг общения, но узкий круг близких друзей. Хороший “политик”: умеет находить общий язык с другими людьми. Школьник-треугольник особенно заметен и ценим сверстниками в среднем и старшем подростковом возрасте. Он не просто лидер или, среди лидеров, общий знакомый, уважаемый всеми (посмотрите ещё раз список его качеств – многие из них особо почитаемы подростками), но нередко может выступать защитником, выразителем интересов сверстников, инициатором каких либо дел, неблаговидных с точки зрения учителя, - от ухода с урока до сколачивания группки “на заработки”, для мытья машин на улице, например. Поэтому вероятны конфликты с учителем. Правда, треугольник – хороший “политик”. Если в средних классах ему часто нужна помощь взрослого в улаживании конфликта, то в старших он может часто его уладить сам.

Внешний вид: модный, дорогие вещи, если позволяет кошелёк, собственный или родителей, у мужчин склонность к некоторому шику, у женщин – к строгой элегантности.

Рабочее место: символы прочного высокого положения и успеха, порядок. У мальчиков на письменном столе может лежать дорогая иностранная авторучка, к книжной полке над столом привешен вымпел за победу на соревнованиях. У девочек какие-нибудь шикарные закладки в книгах или обложки на учебниках и т.п.

Речь: здесь сочетается логичность, ясность, чёткость, краткость, ориентированность на суть проблемы, уверенность и властность с эмоциональностью, быстротой, жаргоном, остротами. Треугольники в школе особенно быстро усваивают и вводят в обиход групповой сленг, особые “свои”, как бы опознавательные для своей группы, компании, словечки, выражения. Могут и умеют браниться, хотя в принципе не злоупотребляют этим.

Язык тела: ненапряжённая поза; плавные уверенные движения; широкие, выразительные жесты; уверенная, энергичная походка, часто на лице непроницаемая маска (но внимательный взгляд может заметить, что это именно маска в отличие от бесстрастного квадрата); властное рукопожатие.

Проблемы общения с треугольником. Отношения с учеником- треугольником, да и с коллегой-треугольником, определяются главной его чертой – стремлением доминировать. Поэтому возможные проблемы лучше всего решать так:

Треугольник отодвигает другого в сторону от дела: он уверен в успехе, хочет “присвоить” будущую победу. В такой ситуации лучше всего объявить о том, что он не один, не единственный участник дела, и подчеркнуть свою готовность (для коллег) или кого-либо из участников (для класса) взять ответственность на себя.

Треугольник сам уходит в сторону от дела – он не видит для себя в нём выгоды. Ученику-треугольнику в такой ситуации надо просто обеспечить личную выгоду: оценку, приз, ещё лучше – прилюдные лавры победителя. Впрочем с коллегой можно действовать примерно так же: он должен знать, что оно лично получит – от поощрения в приказе и премии до похвалы начальства и коллег на собрании. Кстати, треугольники обычно привержены правила “ты – мне, я - тебе”. Если вам нужна его помощь, напомните, какие услуги вы ему оказывали, или попробуйте спрогнозировать свою будущую помощь ему. Может быть, стоит туту же чётко и конкретно определить ту помощь, какую вы ждёте от треугольника.

Вы можете не получить желаемого от треугольника или даже нарваться на грубость, если нечётко, неясно будете излагать мысль. Точнее: изложение проблемы и решение должны быть хорошо продуманы.

Вы видите, что треугольник “тянет одеяло на себя”, что пытается представить дело так, будто все успехи – его заслуга, или просто ученик-треугольник задирает нос, явно или неявно высказывает пренебрежение ребятам классе. В таком случае ему надо показать, что не его “личный рекорд” интересует всех, что задача – “финишировать командой”, что для успеха нужны общие скоординированные действия. Напомнить ему, когда и что он получил от других учеников или учителя. Это может оказаться, и скорее всего окажется, в разговоре с треугольником более эффективным средством воздействия, чем апелляция к нормам морали и примерам высокой нравственности.

Если треугольник, ученик или коллега, пытается вами управлять, если он ведёт себя так, будто бросает вам вызов, “проверяет вас”, - не отвечайте ему тем же. Спокойно делайте своё дело.

Если вы попытаетесь склонить треугольника-ученика изменить что-то в жизни класса, в атмосфере, в отношениях, а он вас искренне убеждает или просто сообщает вам, что этого не стоит делать или сейчас не стоит, доверьтесь ему: треугольники – хорошие политики, они чувствуют и понимают климат в коллективе.

Будьте осторожны, если треугольник просит у вас помощи. Это может быть что угодно: и попытка дискредитировать вас, и стремление переложить на вас порученную часть работы. Обычно треугольники, если хотят, сами со всем справляются.

Круг

Психологические свойства: высокая потребность в общении, контактность; доброжелательность, забота о других, щедрость, способность к сопереживанию; хорошая интуиция; спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии; эмоциональная чувствительность, доверчивость; ориентация на мнение окружающих, нерешительность, болтливость, способность уговаривать, убеждать, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной деятельности; широкий круг друзей и знакомых.

В школе круги – это по большей части девочки. Учителя чаще всего или “чистые” круги, или круги в соединении с другой фигурой. Причина не только в том, что наши учителя в основном женщины, но и в том, что сама педагогическая профессия прежде всего требует главного качества круга – контактности.

В школе распознать ученика-круга труднее, чем другие фигуры. Круг – это устойчивость, спокойствие, мягкость; часто возрастные особенности, заразительная энергия других детей не позволяет школьнику-кругу стабилизироваться, определиться столь рано. Тем не менее почти в каждом классе вы найдёте таких “уютных” девочек, которым подружки плачутся в жилетку, и мальчиков – классных шутов или адъютантов треугольников.

Внешний вид: нелюбовь к официальности, изысканный, небрежный.

Рабочее место: уютная домашняя обстановка.

Речь: успокаивающая, расслабляющая, обычно медленная, комплименты, часто восторженные оценки, может отличаться непоследовательностью, отклонением от главной темы, эмоциональностью.

Язык тела: расслабленная поза, доброжелательная улыбка, частые кивки головой в знак поддержки, “зеркальное” поведение (подстраивается, “отражает” другого).

Проблемы общения с кругом. В отношениях с кругом обычно не возникает серьёзных трудностей. Круг мягок, приятен, доброжелателен. Но мягкость и “приятность” круга может вылиться в мягкотелость, нетребовательность, и тогда круг или примкнёт к кому-то, попадая под влияние и теряя самостоятельность, или может стать предметом общих насмешек и издевательств. Здесь стоит подумать, во-первых, о том, чтобы не добавлять переживаний кругу резкостью и грубым давлением (на таких всегда легче “разряжаться”, что учителя нередко и делают), во-вторых, если есть возможность, лучше “пристегнуть” такого ученика к достаточно авторитетному в классе человеку, как бы поставить его под защиту более сильного. В перспективе же для “размягчённого” круга надо иметь программу “отвердения”, воспитания воли, самостоятельности. В фильме

А.Митты “Точка, точка, запятая…”, в котором показан был процесс “перевоспитания” такого мальчика-круга, болтающегося в житейском море без руля и без ветрил. Здесь и утренняя зарядка, и ситуации жёсткого выбора, в которые его ставят ученики, И любовь. На этот случай существует довольно обширная литература: прежде всего книга Ю. Орлова “Восхождение к индивидуальности”.

Круг бывает нерешительным, “мнущимся”. Если вы что-то хотите предложить такому кругу, заручитесь предварительно поддержкой авторитетных учеников: скажите кругу, что они положительно относятся к этому предложению, его участию.

Круг бывает чрезмерно болтлив как на уроке, так и вне его. На уроке нужно решительно и твёрдо потребовать, чтобы он работал, - круг не любит конфликтов и должен среагировать на решительные меры. Вне урока болтливость круга может сочетаться с желанием посплетничать.

К недостаткам круга относятся и возможная леность, плохая концентрация внимания, и низкая мотивация достижения учебных целей. Такому ученику надо сразу дать понять, что вы будете требовать “работать”, что вы не намерены потакать его лени и несобранности. Хорошо бы там, где это возможно, устанавливать вместе с кругом приоритеты – что прежде всего надо делать, и сроки, а потом требовать выполнения обещанного.

В различного рода неучебных делах круг иногда, наоборот, склонен взваливать всю работу на себя. Бывает это и от желания угодить всем, и от неумения сказать “нет” товарищам, и от некоторой безалаберности, а потом ещё может и жаловаться на свою “нелёгкую судьбу”. В таких случаях надо просто проследить за кругом, спрогнозировать для него и других неудачный результат, вспомнить подобную ситуацию из его жизни или из жизни другого круга.

И, наконец, ещё одно достоинство круга, доведённое до крайности, может обернуться для него настоящей трагедией. Речь идёт о свойстве круга брать вину на себя, о том, что, признавая свои ошибки, он способен раздувать свою вину, преувеличивая, истязая себя самоедством. Видимо, наиболее правильная тактика с ошибившимся и самоедствующим кругом: сначала, если это выполнимо, дать ему возможность исправить ошибку или извиниться, а затем вести себя так, словно ничего не случилось, показывая кругу, что его не стали меньше любить и ценить.

Зигзаг

Психологические свойства: бунтарь, восторженность, энтузиазм, непоследовательность, непрактичность, импульсивность, разбросанность, непостоянство поведения, настроения, отношений, недисциплинированность, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе. Жажда изменений, жажда знаний, отличная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность и устремлённость в будущее, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах, небольшой круг друзей.

Внешний вид: растрёпанный, неряшливый, демонстративный, иногда супермодный; девочки склонны к разнообразию и экстравагантности.

Рабочее место: беспорядок, запущенность или театрально-демонстративное оформление.

Речь: непоследовательная, ассоциативная, яркая, часто образная, зажигательная, быстрая, восторженные оценки, жаргон, остроты.

Язык тела: быстро меняющиеся позы, быстрые движения, оживлённая жестикуляция, стремительная походка, живая мимика, манерность.

Зигзаг – один из труднейших типов для учителя. Если в начальных классах много “возрастных” зигзагов (целый ряд качеств зигзага в силу возраста характерен для дошкольников и младших школьников), которых “исправляют” затем само взросление и усилия педагогов и родителей, то зигзаги-подростки и старшеклассники, истинные зигзаги, доставляют учителю много хлопот. Они – главные нарушители дисциплины и порядка. Они вне порядка. Это – вдруг, как кажется учителю, ни с того ни с сего вспыливший мальчишка или нагрубившая девчонка, “отключившийся” от урока ученик или, наоборот, вклинившийся в объяснение с бредовой идеей. Часто зигзаг также вдруг может обидеться на учителя, сверстника, надуться. Зигзаг способен как дезорганизовать весь класс, так и зажечь его, “завести” на какое-либо полезное дело. В межличностных отношениях со сверстниками зигзаги постоянно ссорятся, мирятся, переходят из группки в группку и часто и часто в конце концов остаются одни. Учителя избирают, как правило, одну форму отношений с зигзагом – борьбу по приведению его к порядку, к общему знаменателю. Борьба эта в том ключе, в каком ведут её учителя, нередко оканчивается ещё бо??льшими конфликтами. Надо уметь “высчитывать” зигзага и знать некоторые правила и приёмы обращения с ним.

Проблемы общения с зигзагом. Зигзаги-ученики создают проблемы своей неорганизованностью, разбросанностью, эксцентричностью, неумением смотреть на вещи практически и реалистически, несдержанностью, непоследовательностью поведения, нарушением привычных отношений, частой сменой настроения.

Так, например, ученик-зигзаг при ответе перепрыгивает с одного на другое или после первой фразы без перехода даёт последнюю, от вступления к выводам идёт без необходимых промежуточных рассуждений, фактов и т.д. При этом зигзаг может злиться, что его не понимают, останавливают и поправляют. Лучший способ, как и при торможении мобильного, с помощью своих реплик и вопросов вести зигзага к постепенности, заполнению пустот, к уточнению рассуждений.

В голову зигзагу приходят “бредовые” идеи. Активный зигзаг способен перебаламутить хороший класс и налаженный процесс, проталкивая свои идеи, протесты и т.д. Здесь учитель должен быть твёрдым, но, как всегда доброжелательным. Зигзагу надо объяснить, показать, что в данный момент то, что он хочет, чего добивается, сделать невозможно.

Зигзаг терпеть не может рутинную работу, без которой, увы, не обойдёшься, - долго писать, делать однотипные тренировочные упражнения и т.п. Здесь нужно использовать два пути: во-первых, пытаться внести разнообразие в подобного рода деятельность – и для всех и для зигзага отдельно – индивидуальными заданиями; во-вторых, стремиться создать такие условия, в которых зигзагу было бы невозможно избежать такой необходимой работы: постоянные проверки, предварительные установки-беседы, ссылки на авторитеты и т.п.

В старших классах конфликты зигзага с товарищами не так уж часты: с одной стороны, жизнь научила его понимать, что он на свете не один и должен считаться с другими. Кроме того, отметим, что к зигзагу обычно в детской группе отношение неплохое: он открыт, прям, смел. Возможная конфликтность детей такого склада в подростковых классах требует повышенного внимания педагога. Собственно, стратегия учителя: ускорить процесс, который и сам идёт, - понимание зигзагом необходимости считаться с обстоятельствами и другими людьми. На какие-то быстрые и ощутимо заметные результаты надеяться не следует, но и других путей хотя бы некоторого “выпрямления” зигзага нет.

Прямоугольник

Психологические свойства: этот знак – символ школьника. Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут “носить” остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определённые периоды жизни. Это - люди, не удовлетворённые тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для определённого человека.

Основным состоянием прямоугольника является более или менее осознанное состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределённости в отношении себя в данный момент времени. “Прямоугольность” - всего лишь стадия. Она пройдёт!

Почти все психологические черты прямоугольника совпадают с характеристиками подростка, которые даёт психология.

Внешний вид: меняющийся не в тон ситуации. У мальчиков часто неопрятный, у девочек – небрежный, сумасбродный. Здесь прямоугольника легко спутать с зигзагом: разница в том, что зигзаг последователен, а прямоугольник – нет.

Рабочее место: беспорядок, эклектика.

Речь: неуверенная, неясная, сбивчивая, аритмичная, “паузы нерешительности”, скороговорка, колебания громкости и высоты тона, междометия, слова-паразиты, вопросы.

Язык тела: неуклюжий, резкие, отрывистые, нервные движения; неуверенные, незаконченные жесты; неуверенная, меняющаяся походка; бегающий взгляд, хихиканье; могут быстро краснеть.

Проблемы общения с прямоугольником. Советы по повод построения отношений с прямоугольником давать труднее всего. Помимо того, что прямоугольник вообще как бы вбирает в себя “недостатки” других фигур — непоследователен, непостоянен, эмоционально неустойчив, как зигзаг; легковерен, внушаем, наивен, как круг; смелость треугольника доводит до сумасбродства и безрассудства, “прямоугольное состояние” еще и сопутствует возрастному периоду, ситуации. Учителю очень важно “поймать”, углядеть в подростке доминирующее прямоугольное состояние”. Если у других типов оно поисковое, промежуточное, то у “настоящего” прямоугольника, скажем так, постоянно-непостоянное. Он меняет “костюмы”-фигуры, меняет роли, и эта его постоянная неустойчивость и говорит, что перед нами истинный прямоугольник. В нем трудно заметить фигуру-тенденцию, и даже некоторая превалирующая по сравнению с другими ранимость прямоугольника может быть отнесена к кругу или зигзагу.

Если вы все же пришли к выводу, что перед вами прямоугольник, попытайтесь понять, какой “костюм” на нем сегодня. Учителя часто, замечая “многорольность”, изменчивость такого ученика, раздражаются от его “дёрганности” и изменчивости, пытаются сами и с его помощью найти истинное лицо, доводя его едва ли не до истерики. Но его изменчивость и есть его лицо, поэтому надо просто понять, какое оно сегодня, и подыграть ему, подстроиться к его сегодняшней “игре”.

Если прямоугольник критикует, отвергает что-то, на ваш взгляд, стоящее и интересное или уже налаженное дело, покажите ему, к чему приведет критика (что изменения невозможны, что потери велики и т. п.). Кстати, прямоугольник склонен критиковать других, забывая о себё. Здесь надо спокойно и твердо объявить ему, каким вы считаете истинное положение дел и почему. Поскольку прямоугольник не любит, не хочет принимать решения, он часто ищет того, кто бы это сделал за него, а потом еще, в случае неудачи, обвинит в ней именно принявшего решение. Стоит практиковать два варианта: первый — ставьте прямоугольника в ситуацию, когда он сам должен решать; второй — если все же с его подачи решения принимает другой, предупредите его и напоминайте постоянно, что окончательная ответственность ложится на него.

Прямоугольнику часто хочется пожаловаться, поплакаться кому-либо на свою жизнь. Не отталкивайте такого ученика. Только надо учесть два момента. Прямоугольник может стать надоедливым. И если вы давали ему какие- то советы, наставления, может потом обвинить вас в том, что из-за ваших советов что-то не получилось, стало еще хуже... Лучше всего его слушать, сочувствовать, но избегать, если этого не требует ситуация, конкретных указаний и советов. Если вы видите, что прямоугольник стал надоедливым, ссылайтесь на занятость и назначайте встречу после уроков (или на завтра, если “разговор терпит”). Так во всяком случае он не будет дергать вас в текучке школьного дня.

И последнее. Поскольку прямоугольник склонен перекладывать ответственность на других, “жидок на расправу”, вообще, скажем так, слабоват, лучше не ставить других ребят в зависимость от него, а если мы все же, экспериментируя в воспитательных целях, организуем такую ситуацию для прямоугольника, следует постоянно напоминать ему, что он несет ответственность перед другими.

Литература

  1. Лещинский В. И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практику. Москва, “Просвещение”, “Владос”, 1995.
  2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х книгах. Книга 2. Москва, “Владос-пресс”, 2002.
  3. Митрошина О.А. Психогеометрия: новые возможности знакомого метода. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005.