1. Цели
Цель педагога-психолога:
Развитие новообразований и человеческих качеств участников психологического проекта “Солнечный город” за счет ситуаций и условий, когда каждый ребенок может в соответствии со своими индивидуальными способностями погрузиться в деятельность, почувствовать себя в ней значимым, успешным, способным к коммуникативному взаимодействию с другими участниками деятельности.
Цели учащихся
- Изготовить план Солнечного города.
- Спроектировать объекты Солнечного города.
- Презентация объектов Солнечного города.
2. Задачи развития
- Развитие системы жизненных ценностей, развитие чувства самоуважения, уверенности, адекватной самооценки своих способностей, принятие себя, самоопределение в успешных для индивида видах деятельности.
- Познавательная активность личности, интерес к миру и к самому себе
- Компетентность личности в системе современного знания, информационных технологий, способов получения и преобразования знаний, практическое использование знаний.
- Компетентность личности в общении: развитие навыков сотрудничества, взаимопонимания, навыков речевого этикета, убеждающей речи, навыков публичного выступления.
- Развитие функциональной грамотности: навыков целеполагания, решения поставленных задач, презентации своих достижений
3. Группы учащихся :ученики 6-8 классов.
4. Взрослые, задействованные в реализации основных задач развивающей работы:
Педагог-психолог совместно с классным руководителем организует и стимулирует проективную деятельность детей, оказывает эмоционально-регулирующую, направляющую или обучающую помощь каждому участнику, исходя из его индивидуальных потребностей.
Администрация школы помогает в организации презентации результатов проекта “Солнечный город” (место и время проведения, организация зрителей, организация видеосъемки, финансовая поддержка)
Материалы: компьютеры, диски CD для записи мультимедийных презентаций учащихся, листы ватмана – 12 шт. , фломастеры – 3 комплекта, клей 2 тюбика, ножницы - 3 шт. , кнопки и скотч для развешивания листов, коробки для голосования с названиями проектов, воздушные шары, билеты для зрителей, которые будут также использоваться при голосовании, плакаты и лозунги, которыми зрители поддерживают выступающих.
Награды: дипломы и призы участникам.
Техническое оснащение: компьютеры, оборудование для мультимедийной презентации проектов (экран, проектор) радиомикрофон.
Организация пространства для презентации:
Стулья в несколько рядов (для 50-60 человек) по периметру актового зала расставлены в полукруг, который замыкается местом для презентации проектов (магнитная доска, магниты, экран, микрофон). Также предусмотрено место для жюри: стол и стулья.
5. Общий план работы в рамках системы развивающей работы
№ этапа | Название этапа | Задачи этапа | мероприятия | сроки |
1 | Введение в проблему | 1. Осознание значимости изменений в
социуме. 2. Актуализация социальных потребностей развития. |
Дискуссия Мозговой штурм |
1 урок 2 урок |
2 | Проектирование объектов “Солнечного города” | Развитие компетентности, умелости Самоопределение в деятельности, развитие навыков целеполагания, самоконтроля и самооценки результатов деятельности. Формирование умения работать с информацией. Развитие трудолюбия, ответственности, самостоятельности. Развитие стратегий сотрудничества, партнерства, навыков общения. |
Формирование творческих групп. Знакомство с литературой и другими источниками информации. Составление коллажей. Рисование. Описание объектов |
В течение 1-2 месяцев |
Подготовка к защите проектов | Развитие способности выражать свои
мысли. Развитие направленности на общественное
благополучие, на выполнение принятых
обязательств (Работа в зоне ближайшего развития) |
Оформление выставочных стендов,
создание мультимедийных презентаций. Подготовка и репетиция выступлений Привлечение зрителей: распространение билетов, объявления |
В течение 1 месяца | |
Презентация проектов | Развитие навыков убеждающей речи, Развитие уверенности и самоконтроля в публичном выступлении |
Выступление участников, дискуссия с аудиторией, выставка проектов. Награждение участников |
6. Основные направления и формы развивающей работы, которые были использованы и их обоснование
В этой части работы я в первую очередь ориентировалась на особенности возраста и индивидуальные характеристики учеников. Например, в 6 классе - 11 мальчиков и 5 девочек. То есть творчество, интуиция, пространственное и конструктивное мышление, гиперактивность – у большинства ярко выражены. Особенности личностного развития характерные для раннего подросткового возраста ярко выражены и проявляются в поведении: стремление к проявлениям взрослости, выраженное в разных формах.
Название этапа | Форма проведения | Обоснование |
Введение в проблему | Урок – мозговая атака по теме:
“Банк идей – объекты Солнечного города” Урок – дискуссия “Как нескучно проводить свободное время?” |
“Возможность усовершенствовать себя и
других с помощью идей” Г. А. Цукерман. Необходимо было создать список различных способов времяпровождения для подростков, учесть их мнение, оценки, выбрать объекты для проектирования, наиболее интересные и важные для подростков |
Проектирование объектов “Солнечного города” | Урок – “Найди единомышленников” Самостоятельные занятия “Я у психолога” |
Нужно было актуализировать творческие
компоненты мышления, стимулировать творческий
поиск; сформировать группы и настроить их на
поиск информации. – структурирование информации освоение способов и приемов проектной и творческой деятельности |
Подготовка к защите проектов | Урок – “Презентация своего дела” Самостоятельные занятия “Я у психолога” Урок – “Логическая цепочка” Урок – “Оратор” Дополнительные занятия “Я у психолога” Акция – “Рекламный агент” |
Развитие навыков публичного
выступления, защиты и доказательства своих идей. Оформление работ. Составление выступления к групповой или индивидуальной защите проекта Развитие навыков публичного выступления репетиция, предзащита
Развитие коммуникативных навыков через привлечение аудитории на презентацию. |
Презентация проектов | Акция - презентация | Представление проектов, обсуждение
проектов со зрителями, выбор лучших проектов.
Рекомендации администрации по возможностям
расширения проектной деятельности школьников в
разных направлениях. Награждение участников |
7. Описание содержания основных программ и мероприятий.
Урок по теме: “Банк идей – объекты Солнечного города”
Цель для учеников: сформировать банк идей - объекты Солнечного города.
Цель педагога-психолога: стимулирование творческой активности и продуктивности на основе высказывания на предложенную тему учениками любых идей или мыслей, не оценивая их при этом как истинные или ложные, бессмысленные или странные.
Методика: мозговая атака. Данная методика позволяет организовать обсуждение и решение проблем таким образом, что появляются новаторские идеи и тормозятся контрольные механизмы сознания, которые могут сковывать поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений.
Творческая среда: непринужденная свободная обстановка: ученики разместились в комнате для групповых занятий психолога так, как им хотелось: кто на стульях, кто в креслах и на диванах, один сел прямо на стол. Психолог – ведущий демонстрирует участникам в процессе занятия, что их идеи имеют ценность.
Правила мозговой атаки:
- Авторы идей высказываются свободно, критические замечания запрещаются.
- Поощряется свободный полет мысли – чем оригинальнее идеи, тем лучше.
- Идей должно быть высказано много, тогда больше вероятность найти среди них дельные.
- Желательно, чтобы участники подхватывали идеи других, строили комбинации и развивали их.
- Мозговая атака проходит весело с элементами игры.
Инструкция участникам: “Принимаются все вопросы и любые самые необычные идеи. Всякая критика отменяется, можно только восхищаться друг другом”.
В результате получился следующий список идей: виртуальный клуб, автосалон, картинг, роледром, комната пыток для педагогов, американские горки, выставочный зал, комп-клуб, танцплощадка, компьютерные классы по предметам, видеокамеры в классах, зоопарк, аква-парк, клуб “Мужской стиль”, клуб “Шарм”, площадка для битвы роботов, туалет, курилка, клуб читателя, цветочные клумбы, зеленые аллеи и уголки для влюбленных, лазерное освещение и цветомузыкальные фонтаны, скульптурные композиции из кустарников и деревьев, электронная реклама: виртуальный экскурсовод по Солнечному городу.
Урок-дискуссия по теме: “Как нескучно проводить свободное время?”
Цель для учеников: Выбрать самые интересные объекты Солнечного города для творческой разработки в группах.
Цель педагога-психолога: Научить учеников слушать других, высказывать свое мнение. Выбрать критерии для оценки предлагаемых решений, фиксировать результаты.
Организация пространства: все ученики сидят в кругу, в центре которого список объектов Солнечного города, составленный на предыдущем уроке.
Процедура: простой обмен мнениями по каждому объекту и выявление желающих заниматься его разработкой. Одна из участниц записывает результаты голосования по каждому объекту и желающих им заниматься.
Результат работы: список проектов, наиболее интересных для разработки: битвы роботов, автосалон, виртуальный клуб, комната пыток для педагогов, американские горки, танцплощадка, клуб “Мужской стиль”, клуб “Шарм”.
Урок по теме: “Найди единомышленников”
Цель учащихся: формирование групп для поиска и сбора информации.
Цель педагога-психолога: актуализация творческих компонентов мышления, стимуляция творческого поиска, развитие умений находить единомышленников и налаживать с ними деловое сотрудничество
Процедура.
Творческая разминка, работа в кругу, в процессе которой ученики решали творческие задачки
Задачи для творческой разминки (актуализация творческих компонентов мышления:
1. Вы видите пять символов. Выберите из них тот, который отличается от остальных.
2. Иллюзии восприятия. Данные рисунки не согласуются с нашей нормальной точкой зрения (ученикам были предложены рисунки на иллюзию восприятия)
3. Что это за фигура? (в одном рисунке можно было увидеть знак вопроса, птицу и куницу, играющую мячом)
4. Перед вами римская цифра семь, превратите ее в восемь, добавив только одну линию: VII - ответ прост – VIII. А теперь превратите в шесть римскую девятку IX.
Ответ сложнее - SIX.
5. Вот стандартная газета. Рвать ее нельзя. Попробуйте двое встать на нее лицом друг к другу и не касайтесь друг друга.
Поиск единомышленников. Работа в малых группах.
Ученикам было предложено походить вокруг столов, на которых стояли таблички с названиями выбранных ими проектов: битвы роботов, автосалон, виртуальный клуб, комната пыток для педагогов, американские горки, танцплощадка, клуб “Мужской стиль”, клуб “Шарм” и сесть за тот стол, название проекта кажется ему более интересным. Затем в группах началось обсуждение проектов, определение планов и распределение ролей. Ученикам разрешалось переходить от стола к столу, пока каждый не сделает свой окончательный выбор. На столах лежали карточки с вопросами для стимуляции творческого поиска. Учитывая возраст детей, психологу следует объяснять эти вопросы и оказывать помощь подросткам в поиске ответов на них.
Вопросы участникам (стимуляция творческого поиска):
Порядок
- Можно ли это расширить? Увеличить в пространстве и времени, повторить, усилить, увеличить количество составляющих, утолщать, надстроить.
- Можно ли это уменьшить? Сжать в пространстве и времени, укоротить, уменьшить, ограничить увеличить частоту, устранить, облегчить.
- Можно ли это перестроить? Изменить во времени, сварить, заморозить, смягчить, упростить, абстрагировать, разобрать на части.
- Каковы внутренние факторы?
- Каковы внешние факторы?
Структура
- Можно ли это переделать? С чем это схоже? Какого оно рода? Каковы его виды? Что оно делает? Для чего оно нужно?
- Можно ли это разделить на части? Что оно из себя представляет? Каковы его характерные черты? Какого оно вида? Какого типа?
- Имеет ли это логические или эмоциональные характеристики? Из чего оно состоит?
- Какова его форма? Какова его величина? Каково его количество? Какое воздействие оно оказывает на ощущения? Какие эмоции вызывает?
Соотношение
- Может ли это быть превращено в обратное ему? Есть ли его противоположность?
- Может ли это быть реорганизовано? Частью чего оно является? Каковы его неделимые и делимые части? Можно ли это изменить его образец или модель? Можно ли менять местами части?
- Каковы комбинации? Что представляет собой интегральная совокупность компонентов объекта? Каковы их части? Можно ли их использовать в различных целях? Может ли это быть разделено? Или быть составным?
- Каковы альтернативы? Что можно в этом заменить? Другие части, материалы, кратность?
- Может ли это быть изменено? Что можно заменить? Значимость, цель, характер использования, назначение?
- Каковы характеристики сходства?
Подведение итогов: мы определили название проектов и участников групп, которые будут выполнять эти проекты. Каждый ученик выбирал себе задание, которое более всего подходили ему для самовыражения, для удовлетворения его потребностей, более соответствовало его способностям. Не прошел только один проект: комната пыток для педагогов.
Самостоятельная работа “Я у психолога”
Основные занятия детей: знакомство с литературой, составление коллажей, рисование, обсуждение проектов, работа за компьютером в программе Power Point, работа в интернете.
Организация пространства: Кабинет для групповых занятий, компьютер, аудиомагнитофон, чай, сушки.
Участникам предложен информационный материал – база для развития творческих идей.
В ходе решения основной творческой задачи психолог задавала участникам вопросы (логические конструкты творческого мышления), стимулирующие творческий поиск.
Участники получали организующую, эмоционально - регулирующую и обучающую помощь.
После урока “Найди единомышленников” произошло непредвиденное мной: ребята после уроков являлись ко мне и объявляли, что у них сейчас как раз есть время поработать над проектом. Поэтому мне пришлось выделить им комнату для групповых занятий, расставить столы для работы в группах, раздать журналы для поиска картинок при оформлении коллажа и информационные журналы, снабдить детей клеем, ножницами, фломастерами и прочим. Конечно, я поила их чаем и заходила проведывать: “как идут дела?” - каждые 20 минут. Интересно отметить, что самостоятельно работали ученики, которые выбрали технические проекты: автосалон, автогонки, битвы роботов. При этом они так увлекались, что у меня не было проблем с дисциплиной. Некоторые задерживались часа на два после уроков. Группы, которые выбрали темы: мужской клуб и женский клуб, а также танцплощадку - отличались гиперактивностью, часто отвлекались на игры между собой, хотя они также увлекались проектом, а их презентация была впоследствии более артистичной.
Урок-“Презентация своего дела”
Цель учащихся: нарисовать что-то связанное с бизнесом, который им больше всего нравиться и придумать для него рекламу
Цель педагога-психолога освоение способов и приемов проектной деятельности, приобретение навыков оформления работ. Развитие навыков публичного выступления, защиты и доказательства своих идей.
Организация пространства. Столы стоят по периметру класса вдоль стен. Участники сидят как бы по кругу, который замыкает пространство для выступления и стол для жюри.
Процедура:
1. Психолог дает задание участникам: в течение 10 минут нарисовать рекламу для бизнеса, который каждому особенно нравиться и приготовить выступление по рекламе этого бизнеса.
2. Каждый выходит перед классом и представляет свой рекламный проект. Слушатели на пальцах показывают свою оценку (поднимает руку и показывает от 1 до 5 пальцев) Жюри подсчитывают балы и проставляют общее количество очков, набранное каждым выступающим в специальном бланке.
3. Победителю каждый говорит приятные слова.
Акция-презентация
Процедура:
Под музыку пред зрителями вышли с шарами в руках ученики 6 класса. Плакаты с проектами уже примагничены к доске, мультимедийные проекты готовы к презентации на компьютере. Каждая группа участников защищала свой проект. Например, ученики 6 класса защищали следующие проекты: план Солнечного города, битвы роботов, автосалон, виртуальный клуб, американские горки, танцплощадка, клуб “Мужской стиль”, клуб “Шарм”. Они выходили группами по 3-4 человека. Каждая группа показывала свой плакат, мультимедийную презентацию, рассказывали (иногда пели) содержание проекта, а некоторые дополняли свои проекты в пантомиме. В процессе презентации участники использовали музыку. Представление проектов сопровождалось обсуждением темы проекта со зрителями. Жюри выбирали лучшие проекты и награждали участников.
Зрители в поддержку участников хлопали, поднимали плакаты поддержки. Члены жюри выставляли баллы. В конце каждый участник получил подарок и сертификат участника для своего портфолио. А проекты развесили по школе.