Целью психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса является содействие созданию социально-психологических и педагогических условий, позволяющих учащимся успешно развиваться, совершенствоваться, реализовываться в различных сферах деятельности. Система психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса представлена в таблице 1.
Таблица 1
Направление | Задачи | Категория | Формы | Тематика |
1. Просветительская деятельность | Формировать потребность в
психологических знаниях Создать основу для осознания и осмысления себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольного взаимодействия |
Педагоги, классные руководители
Родители
Учащиеся |
Семинары-практикумы
Индивидуальные консультации Родительские собрания
Педагогический университет
Индивидуальные консультации
Дискуссионный клуб “Окно” Классные часы Индивидуальные консультации |
Стресс. Проблема профессионального
выгорания Невербальное общение в педагогической деятельности Развитие педагогического мастерства через развитие общения Педагогическая рефлексия Педагогический конфликт. Пути его преодоления Формы психологической защиты Трансактный анализ Э. Берна Стили педагогического общения Психолого-педагогическая компетентность учителя: целеполагание Исходя из запроса: методическое обеспечение личностные проблемы Адаптация учащихся 1 класса. Проблемы и их решение Адаптация учащихся 5 классов к среднему звену Развитие познавательных процессов: внимание. Сквернословие, его влияние на эмоциональное состояние людей Трансактный анализ Э. Берна Моя профессия Детско-родительские отношения в семье Низкая успеваемость, причины и следствия Детско-родительские отношения в семье Нарушения детско-родительских отношений Типы семейного воспитания
Исходя из запроса: определение образовательного маршрута ребенка нарушения детско-родительских отношений личностные проблемы Жизнь – это дар
Моя будущая профессия Самооценка Я и мои друзья Коммуникативные навыки общения |
2. Практическая деятельность | Развивать навык конструктивного
взаимодействия со всеми субъектами
учебно-воспитательного процесса Выявить условия, способствующие успешной адаптации учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую Развивать навык конструктивного взаимодействия с детьми
Выявлять причины неуспешности учащихся, определить пути их устранения Развивать умения самоанализа и самооценки Углублять и расширять психологические знания, развивать механизмы социальной адаптации |
Педагоги, классные руководители
Родители
Учащиеся
Учащиеся |
Совещания
Индивидуальные консультации Тренинг Семинар-практикум Семинары-практикумы
Тренинги Индивидуальные консультации Круглые столы
Семиар-практикум
Факультативные занятия
Индивидуальные консультации
Совет профилактики |
Преемственность: детский сад – школа Преемственность в обучении-воспитании учащихся при переходе из начальной школы в основную Преемственность в обучении-воспитании учащихся при переходе из основной школы в среднюю (полную)
Я и мое тело Должен быть лучший путь: “Моя школа: вчера, сегодня, завтра” Взаимодействие родителей с детьми Должен быть лучший путь: “Моя школа: вчера, сегодня, завтра” Я и мой ребенок По запросу
Почему у меня “два”? Почему у меня “три”? Зачем я пришел в 10 класс? Должен быть лучший путь: “Моя школа: вчера, сегодня, завтра”
Познай себя Сделай себя сам Найди себя Город и мое будущее Исходя из запросов: трудности в обучении личностные проблемы профессиональное самоопределение |
Данная система психологического сопровождения, анализ диагностических обследований позволили получить позитивные результаты:
остается стабильно высоким число учащихся, находящихся в зоне комфортности и благополучия: 50-86%. Это способствует проявлению активности учащихся в делах класса, школы, положительному отношению к учению:
1 класс
5 класс
10 класс
изменяется характер запросов в ходе индивидуального консультирования – произошел переход от выражения недовольства другими людьми к просьбам помочь разобраться в себе, в причинах своих трудностей, овладеть приемами, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием;
наблюдается рост числа индивидуальных консультаций всех субъектов образовательного процесса:
наблюдается снижение числа учащихся, состоящих на учете в ПДН, учащихся “группы риска”, учащихся, состоящих на учете в школе: