Задачи:
1. Познакомить обучающихся с возможной классификацией профессий.
2. Раскрыть принципы классификации.
3. Учить рассуждать, мыслить.
4. Прививать коммуникативные качества личности.
5. Учить поисковым методам работы.
Оборудование:
1. Таблицы «человек», «природа», «техника», «знаковая система», «художественный образ».
2. Распечатка дифференциально-диагностического опросника.
3. Папки с рефератами о профессиях.
4. Таблицы «знал», узнал», «хочу знать больше», «сделай свой выбор».
5. Сигнальные карточки в расчете на количество обучающихся.
6. Распечатка заданий (5 шт.).
7. Альбомные листы бумаги (5 шт.), наборы фломастеров (5шт.).
8. Магнитофон, аудиозаписи.
9. Справочники для поступающих в учебные заведения.
Приветствие.
- Здравствуйте те, кто выбрал профессию. Вы сегодня больше узнаете о профессиях.
- Здравствуйте те, кто еще не выбрал профессию. Сегодняшний урок поможет вам в правильном выборе.
Новый материал.
1. - Что вы ждете от предмета «Выбор профессии»? Что значит выбрать профессию?
2. - А вы хотели бы проверить себя, к каким профессиям вы склонны по интересам?
Проведем дифференциально-диагностический опрос.
Отвечая на вопрос: «Что бы вы предпочли из двух возможностей?», необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (А) по отношению к (Б), либо виду деятельности (Б) по отношению к (А), и поставить «+» в соответствующей номеру вопроса клетке листа ответа.
1. Ухаживать за животными. | 1. Обслуживать машины, приборы, составлять программы для ЭВМ. |
2.Помогать больным людям. | 2. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин. |
3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов. | 3. Следить за состоянием, развитием растений. |
4. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл). | 4. Рекламировать, продавать товары. |
5. Обсуждать научно-популярные статьи. | 5. Осуждать пьесы, концерты. |
6. Выращивать животных. | 6. Помогать товарищам в работе, спорте. |
7. Настраивать музыкальные инструменты. | 7. Управлять трактором, тепловозом и т.д. |
8. Давать людям информацию (в справочном бюро, на экскурсии) | 8. Оформлять выставки, участвовать в подготовке концертов. |
9. Ремонтировать вещи, изделия. | 9. Искать и исправлять ошибки в текстах, в рисунках. |
10. Лечить животных. | 10. Выполнять вычисления, расчеты. |
11. Выводить новые сорта растений. | 11. Конструировать машины, проектировать дома. |
12. Разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять. | 12. Разбираться в чертежах, схемах. |
13. Наблюдать за работой художественной самодеятельности. | 13. Изучать жизнь микробов. |
14. Налаживать медицинские приборы. | 14. Оказывать людям медицинскую помощь. |
15. Составлять отчеты о наблюдаемых явлениях. | 15. Художественно описывать события. |
16. Делать лабораторные анализы в больнице. | 16. Осматривать больных, назначать лечение. |
17. Красить стены, расписывать изделия. | 17. Монтировать здания, собирать машины. |
18. Организовывать культпоходы, экскурсии. | 18. Участвовать в концертах, спектаклях. |
19. Изготовлять детали, строить здания. | 19. Чертить, копировать карты. |
20. Бороться с болезнями растений. | 20. Работать на пишущей машинке. |
Обработка результатов.
Надо посчитать в каждом столбце таблицы (природа, техника, человек, знаковая система, художественный образ) суммы плюсов и минусов. Наибольшая сумма плюсов укажет на предпочитаемую Вами группу интересов, а возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности.
природа |
техника |
человек |
знаковая |
художественный |
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
7б |
6б |
9б |
7а |
10а |
9а |
8а |
10б |
8б |
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
17б |
16б |
19б |
17а |
20а |
19а |
18а |
20б |
18б |
Подведение итога тестирования.
- К какому пункту анализа профессий относится это разделение профессий?
(По предмету труда).
Поисковая работа.
- Что сейчас вам хочется узнать?
(Какие профессии могут быть в этих группах).
- Начинаем поисковую работу.
Прошу сесть по группам профессиональных интересов.
- Ответьте на вопросы, выполните задание.
Раздать задания на листочках, папки рефератов с группами профессий, справочники для поступающих в учебные заведения, альбомные листы бумаги (5 шт.), наборы фломастеров (5шт.)
Задание.
- Какие профессии относятся к вашей группе?
- В чем особенности этих профессий?
- В каких учебных заведениях можно выучиться на эти профессии?
- Нарисовать эмблему вашей группы профессий.
(Включается тихая и спокойная музыка. Обучающиеся работают самостоятельно).
Закрепление.
1. Выступления обучающихся с результатами самостоятельной работы.
2. Определите, к какой группе относятся профессии:
дизайнер, агроном.
(Это смешанные профессии.)
- Сделаем вывод:
Если у вас по результатам теста выпало одинаковое количество баллов в нескольких группах, то возможно, ваши профессии смешанные.
Итог.
- А вы хотели бы подробней узнать о ваших профессиях?
Этим мы будем заниматься на последующих занятиях.
Рефлексия.
- Отметьте свое отношение к сегодняшнему уроку. Прикрепите сигнальные карточки к соответствующей надписи в таблице.
знал | узнал | хочу знать больше |