Занятие по теме: "Разделение труда. Классификация профессий"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Задачи:

1. Познакомить обучающихся с возможной классификацией профессий.
2. Раскрыть принципы классификации.
3. Учить рассуждать, мыслить.
4. Прививать коммуникативные качества личности.
5. Учить поисковым методам работы.

Оборудование:

1. Таблицы «человек», «природа», «техника», «знаковая система», «художественный образ».
2. Распечатка дифференциально-диагностического опросника.
3. Папки с рефератами о профессиях.
4. Таблицы «знал», узнал», «хочу знать больше», «сделай свой выбор».
5. Сигнальные карточки в расчете на количество обучающихся.
6. Распечатка заданий (5 шт.).
7. Альбомные листы бумаги (5 шт.), наборы фломастеров (5шт.).
8. Магнитофон, аудиозаписи.
9. Справочники для поступающих в учебные заведения.

Приветствие.

- Здравствуйте те, кто выбрал профессию. Вы сегодня больше узнаете о профессиях.
- Здравствуйте те, кто еще не выбрал профессию. Сегодняшний урок поможет вам в правильном выборе.

Новый материал.

1. - Что вы ждете от предмета «Выбор профессии»? Что значит выбрать профессию?

<Рисунок 1>

2. - А вы хотели бы проверить себя, к каким профессиям вы склонны по интересам?

Проведем дифференциально-диагностический опрос.

Отвечая на вопрос: «Что бы вы предпочли из двух возможностей?», необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (А) по отношению к (Б), либо виду деятельности (Б) по отношению к (А), и поставить «+» в соответствующей номеру вопроса клетке листа ответа.

1. Ухаживать за животными. 1. Обслуживать машины, приборы, составлять программы для ЭВМ.
2.Помогать больным людям. 2. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.
3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов. 3. Следить за состоянием, развитием растений.
4. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл). 4. Рекламировать, продавать товары.
5. Обсуждать научно-популярные статьи. 5. Осуждать пьесы, концерты.
6. Выращивать животных. 6. Помогать товарищам в работе, спорте.
7. Настраивать музыкальные инструменты. 7. Управлять трактором, тепловозом и т.д.
8. Давать людям информацию (в справочном бюро, на экскурсии) 8. Оформлять выставки, участвовать в подготовке концертов.
9. Ремонтировать вещи, изделия. 9. Искать и исправлять ошибки в текстах, в рисунках.
10. Лечить животных. 10. Выполнять вычисления, расчеты.
11. Выводить новые сорта растений. 11. Конструировать машины, проектировать дома.
12. Разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять. 12. Разбираться в чертежах, схемах.
13. Наблюдать за работой художественной самодеятельности. 13. Изучать жизнь микробов.
14. Налаживать медицинские приборы. 14. Оказывать людям медицинскую помощь.
15. Составлять отчеты о наблюдаемых явлениях. 15. Художественно описывать события.
16. Делать лабораторные анализы в больнице. 16. Осматривать больных, назначать лечение.
17. Красить стены, расписывать изделия. 17. Монтировать здания, собирать машины.
18. Организовывать культпоходы, экскурсии. 18. Участвовать в концертах, спектаклях.
19. Изготовлять детали, строить здания. 19. Чертить, копировать карты.
20. Бороться с болезнями растений. 20. Работать на пишущей машинке.

Обработка результатов.

Надо посчитать в каждом столбце таблицы (природа, техника, человек, знаковая система, художественный образ) суммы плюсов и минусов. Наибольшая сумма плюсов укажет на предпочитаемую Вами группу интересов, а возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности.

природа

техника

человек

знаковая
система

художественный
образ

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

17б

16б

19б

17а

20а

19а

18а

20б

18б

Подведение итога тестирования.

- К какому пункту анализа профессий относится это разделение профессий?

(По предмету труда).

Поисковая работа.

- Что сейчас вам хочется узнать?

(Какие профессии могут быть в этих группах).

- Начинаем поисковую работу.

Прошу сесть по группам профессиональных интересов.

- Ответьте на вопросы, выполните задание.

Раздать задания на листочках, папки рефератов с группами профессий, справочники для поступающих в учебные заведения, альбомные листы бумаги (5 шт.), наборы фломастеров (5шт.)

Задание.

  1. Какие профессии относятся к вашей группе?
  2. В чем особенности этих профессий?
  3. В каких учебных заведениях можно выучиться на эти профессии?
  4. Нарисовать эмблему вашей группы профессий.

(Включается тихая и спокойная музыка. Обучающиеся работают самостоятельно).

Закрепление.

1. Выступления обучающихся с результатами самостоятельной работы.
2. Определите, к какой группе относятся профессии:
дизайнер, агроном.

(Это смешанные профессии.)

- Сделаем вывод:

Если у вас по результатам теста выпало одинаковое количество баллов в нескольких группах, то возможно, ваши профессии смешанные.

Итог.

- А вы хотели бы подробней узнать о ваших профессиях?

Этим мы будем заниматься на последующих занятиях.

Рефлексия.

- Отметьте свое отношение к сегодняшнему уроку. Прикрепите сигнальные карточки к соответствующей надписи в таблице.

знал узнал хочу знать больше