Подготовка и проведение педагогического совета по личностно-ориентированному обучению

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Хотим поделиться своими наработками по данной теме всего педагогического коллектива, получить рекомендации и вступить в диалог с другими школами, работающими в данном направлении.

Повестка педсовета: Первый опыт освоения личностно-ориентированного обучения: плюсы и минусы, проблемы и перспективы.

Цель: создание организационно-педагогических, организационно-методических условий на основе личностно-ориентированного образования.

Подготовка к педсовету

I. Организационные мероприятия

1. Методический совет, творческие группы методических объединений: Подготовка к педсовету “Первый опыт освоения личностно-ориентированного обучения: плюсы и минусы, проблемы и перспективы” 12.10.06 (ответственные директор школы Казакова В.Ф., заместитель директора по учебно-методической работе Коваленко С.Н.)

2. Семинар-практикум “Применение личностно-ориентированных технологий обучения”. (В течение месяца). Открытые уроки учителей по данной теме.

3.Психолого-педагогическое сопровождение педсовета. Психологические семинары:

а) личностно-ориентированное обучение в начальных классах – 13.10.2006 в 13.30 – отв. Белокопытова Н.В. (педагог-психолог)

Развитие личности учащихся начальной школы через личностно-ориентированный подход в обучении

Основная цель обучения в начальной школе заключается в том, чтобы развить личность младшего школьника, его познавательные и созидательные возможности через включение в учебную деятельность, развить его учебную самостоятельность.  

Обучение в начальной школе уже должно носить личностно ориентированную направленность.  

1) Формирование учебной деятельности, постепенно передавая отдельные элементы этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.  Системообразующий компонент учебной деятельности - учебная задача. При чём она всегда выдвигается с таким расчётом, что её содержание ориентировано на "зону ближайшего развития ученика".  

  • Организовать принятие учебной задачи.  
  • Планирование решения учебной задачи.  
  • Поиск и построение способа решения учебной задачи.  
  • Конкретизация и применение способа для решения частных задач.  
  • Контроль и оценка результата и процесса решения учебной задачи.  

2) Отслеживание динамики формирования умений самостоятельной учебной деятельности.  

Важным методом получения информации по изучению динамики формирования компонентов учебной деятельности является способность учителя целенаправленно наблюдать за деятельностью каждого ученика, делать пометки, записывать, соотносить реальную деятельность учеников с описанием уровней. Изучить динамику можно с помощью специальных методик, заданий.

3) Роль учебного сотрудничества в формировании у учащихся умений самостоятельной учебной деятельности. Организация учебной работы в групповой форме.  

В своём предельно развитом виде способность строить учебное сотрудничество совпадает с умением учиться - самостоятельно расширять собственные знания, умения, навыки, способности (высшая цель начальной школы).  

4) Проектирование уроков по типам: конструирование учебной задачи, планирование и поиск решения, конкретизация и применение способа для решения частных задач, контроля и оценивания меры владения способом, а так же по предлагаемой форме "поурочного" плана: этап урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, методический комментарий.

Замысел таких уроков, заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Их осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебных занятий будут избраны следующие:  

  • формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и "окультуривания" их субъектного опыта;  
  • оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;  
  • содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.  

б) личностно-ориентированное обучение в классах VII вида – 13.10.2006 в 13.30 – отв. Козорез И.В. (педагог-психолог)

Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе (для классов VII вида)

Личностно-ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным уровнем. Оно направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей, что особенно актуально для учащихся в классах VII вида.

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать учителю, работающему в коррекционных классах, в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Все ученики защищены в своем классе и в своей школе. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность школьника и личность педагога – главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.

Эффективность индивидуальной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель, работающий в классах VII вида, определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели коррекционных классов руководствуются следующими принципами:

  • установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне учитель – ученик – класс;
  • уважение самооценки личности ученика;
  • вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
  • постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
  • создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.

Особого внимания требуют к себе “трудные” дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности “трудного” подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного подхода с “трудными” подростками, опытные педагогики применяют различные методы работы: переубеждение, переучивание, переключение, поощрение и наказание, самоисправление, “реконструкция характера”. Учитель должен стать ребенку другом, человеком, который может помочь ему справиться с трудностями, который его выслушает и протянет руку помощи. Главное не оттолкнуть подростка, а подружиться с ним.

в) личностно-ориентированное обучение у школьников в 5-9, 10-11-х классах общего и среднего уровня. Семинар классных руководителей – 25.10.2006 в 13.30 – отв. Наливайко Т.В. (психолог)

г) личностно-ориентированный подход при выборе профессии – 25.10.2006 – отв. Шаталина И.Г. (профориентатор)

д) классно-обобщающий контроль в 5-х классах. Цель: 1. Соблюдение преемственности начальных классов и средней школы. 2. Использование элементов личностно-ориентированного обучения в учебном процессе с 09.10 по 28.10.2006

II. Проведение педсовета.

1. Сообщение заместителя директора по учебно-методической работе (Коваленко С.Н.) (15 мин.) Личностно-ориентированное обучение и педагогические технологии

В 1992 г. был принят Закон РФ “Об образовании”, в котором провозглашается адаптивность системы образования к уровням и особенностям обучающихся. Государственная политика основывается на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, свободном развитии личности (ст. 2 п.1, редакция 2004г.)

Определена стратегическая цель содержания образования – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14 п.1), содержание образования призвано обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру (ст.14 п.2).

Стратегия инновационного обучения предполагает осознанное системное управление учебно-воспитательным процессом в школе.

Первым компонентом этой системы управления выступает сама личность учителя. Изменяется его позиция по отношению к ученику, к себе самому. Учитель – не только носитель предметных знаний, но и помощник в становлении и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры его приобщенности к знаниям, от его знания или незнания. Изменяется характер воздействия на ученика. Меняется и позиция ученика, для которого главное – не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими учениками с целью получения знаний.

Второй компонент – изменение функций и строения знаний, которые осваиваются в школе, и способов организации процесса их усвоения. Знание в наше время дает возможность человеку занять место в современной культуре и цивилизации, только если оно представлено в духе современного информатизированного общества – как системное, междисциплинарное, обобщенное. Процессом его усвоения не может быть рутинное заучивание, репродукция. Усвоение знаний организуется в многочисленных формах поисково-мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.

Третий компонент – выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности, с чем связан выбор форм обучения (совместная деятельность, естественное становление индивидуальности в коллективе школьников).

Четвертый компонент реорганизации связан с отказом от репрессивной, подавляющей ролью оценок и всякого тестирования, с изменением критериев оценивания, эффективности обучения и воспитания.

Одним из важных направлений решения названных задач являются разработки и внедрение новых педагогических технологий. Однако следует заметить, что технологический подход к образовательным процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные направления в области педагогической науки. Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, теорий в практике, поэтому педагогическая технология занимает промежуточное место между наукой и практикой.

Педагогические технологии могут различаться:

  • по источнику возникновения (на основе опыта или научной концепции),
  • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности),
  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),
  • по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),
  • по тому, какую сторону педагогического процесса обслуживает предложенная педагогическая технология, и т.д.

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Почему отдано предпочтение этой технологии обучения? Во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии выделяются разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение.

Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения. Вспомним пути реализации личностно-ориентированных технологий в нашей школе.

Технология разноуровнего обучения

Два года назад на педсовете было обсуждено теоретическое обоснование этой технологии на основе различия основной массы учащихся по уровню обучаемости, что сводилось, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Изучены способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены следующие группы учащихся:

  • малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
  • талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;
  • учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Было решено, что если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы.

Для этого нужны классы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы, овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом) уровнях.

Технология сотрудничества

В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Основные идеи, присущие трем вариантам организации работы в малых группах, - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом.

“Пила” Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы выполняет свою часть работы. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по этому вопросу. Происходит так называемая встреча экспертов.

Учимся вместе. Класс разбивается на однородные по уровню подготовки группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание – часть какой-либо большой темы. В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение тему.

Технология коллективного взаимообучения

Название технологии имеет синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три вида пар: статистическую, динамическую и вариационную. Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, может быть организован по-разному.

2. Выступления представителей школьных методических объединений по вопросам:

а) в чем основное отличие личностно-ориентированного обучения от традиционного обобщила учитель немецкого языка Шаталина И.Г.

б) личностно-ориентированный подход и дифференцированное обучение. Из своего опыта по применению личностно-ориентированного подхода в дифференцированном обучении учащихся среднего и старшего звена рассказала учитель физики Аристова Л.А.

в) личностно-ориентированный подход и педагогика сотрудничества. Выступила директор школы Казакова В.Ф., она проследила историю развития российского образования в этом направлении, рассказала о педагогах-новаторах, применяющих педагогику сотрудничества в своей работе и личностно-ориентированный подход в обучении.

г) личностно-ориентированный подход и коллективное самообучение. Из опыта работы учителей иностранных языков рассказала Антоновская Н.В., о формах работы добавила Лазорак О.В. (учителя английского языка)

д) о применении личностно ориентированный подход в технологии модульного обучения на уроках истории рассказала учитель Сайфуллина Р.Ш.

3. Деловая игра по формированию программы личностно-ориентированного мониторинга учащихся школы. Цель: разработать программу личностно-ориентированного обучения школьников. (15-20 мин.)

Работа в группах (в каждой группе ведущий – психолог и секретарь). Четыре группы:

1 группа – учителя, работающие в 5-7 классах,

2 группа – учителя, работающие в 8-9 классах,

3 группа – учителя, работающие в 10-11 классах,

4 группа – учителя начальной школы;

Каждой группе выдается лист ватмана, фломастер. Задание аналогичное в каждой группе.

1) Охарактеризовать одного из самых “проблемных” учеников: назвать его отрицательные и положительные качества. Подобрать для него 5 качеств, черт личности, характеризующих его положительно (заполняется 2 списка на листе).

2) назвать методы, приемы и формы работы, применяемые в личностно-ориентированном подходе (мозговой штурм)

3) назвать методы, с помощью которых можно составить для данного ученика программу индивидуальной работы (Приложение 1)

4) составить программу индивидуальной работы с учащимся (можно использовать памятку классному руководителю) (смотри приложение 1)

Программы каждой группы предъявляются на обозрение всех, обсуждаются, обобщаются.

При обсуждении выделяются общие моменты программ каждой группы, и формируется единая программа воспитательной работы в личностно-ориентированном обучении

  • Изучение личности ребенка. Методы: наблюдение, беседа, диалог с самим ребенком, изучение семьи, друзей, ровесников с привлечением психолога, классного руководителя, учитывая сведения о здоровье ребенка, сведения учителей-предметников о ребенке.
  • Создание плана воспитательной работы с данным ребенком
  • Информирование участников плана воспитательной работы о данном ребенке
  • Создание положительной мотивации
  • Повышение значимости ребенка в классе с привлечением всех служб, способных помочь в воспитании ребенка
  • Проведение мероприятий, направленных на общее развитие ребенка
  • Анализ совместной деятельности педагога и ученика. Самоанализ, самоотчет.
  • Корректировка программы

На основе этой программы психолог (Наливайко Т.В.) предлагает в ходе выработки плана индивидуальной работы начать использовать мониторинг личностных качеств учащихся, делается вывод о необходимости такого мониторинга в нашей школе (использование данных при составлении портфолио ученика, характеристики). Называются преимущества подобного мониторинга:

  • системный характер;
  • диагностирующий (на основе констатации фактов);
  • прогнозирование (наблюдения в течение многих лет с 1 по 11 класс);
  • объективность (используются достоверные тесты);
  • всеобъемлющий характер (изучаются многие стороны личности);
  • отслеживание по предметам ведется в зоне ближайшего развития ребенка.

Возможные страницы книги личностно-ориентированного мониторинга:

1. Титульный лист.

2. Страница родителей.

3. Страница психолога и логопеда.

4. Лист здоровья.

5. Лист классного руководителя.

6. Автопортрет ученика.

7. Лист учета учебных достижений учащихся.

7) Рефлексия участников групп по поводу работы (когнитивная, эмоциональная составляющие).

4. Проект решения педсовета

Заслушав теоретические сообщения по проблеме личностно-ориентированного обучения учащихся, проанализировав практическую работу коллектива в группах, педагогический совет школы решает:

Принять примерную программу личностно-ориентированного мониторинга учащихся школы (см. выше).

Методическому совету, школьным методическим объединениям продолжить работу коллектива в течение учебного года по применению личностно-ориентированных технологий обучения учащихся.

Приложение 2 (Презентация)

Список рекомендуемой литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  3. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. - М., 1990.
  4. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995.
  5. Психологические критерии качества знаний школьников (под рук. И.С.Якиманской). - М., 1990.
  6. Реан А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. - СПб., 1996.
  7. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994.
  8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
  9. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996; изд. 2-е. 2000.