ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальной проблемой является общение педагогов ДОУ в коллективе, с родителями и детьми. Повышение культуры общения прежде всего необходимо начинать с самих педагогов.
Приоритетным направлением развития ДОУ является предшкольное образование.
Исходя из сделанного анализа воспитательно-образовательной работы за 2005-2006 учебный год, было определено одно из направлений в работе это воспитание культуры общения.
Педагогический совет в детском саду решает конкретные задачи дошкольного учреждения и поэтому работу над партнерским общением педагогов было вынесено на педагогический совет. Теория закрепленная практическими упражнениями более эффективна. Педагогический совет в форме интерактивного занятия более приемлем.
Одной из форм активизации деятельности является имитация конкретной ситуации. Педагог должен уметь принять правильное решение в любой обстановке.
Подбирая ситуации с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. В ситуации-иллюстрациях описываются простые случаи из практики и сразу приводятся решения (в занятие это разбор пяти способов поведения по Томасу). Ситуации-упражнения и ситуации-оценки проблемы требуют совершить некоторые упражнения и дать анализ решения проблемы (комментарии всех этапов ведения беседы). Ситуации-проблемы, где конкретный пример из практики подается как существующая проблема, которую надо решить (отработка в парах “рабочих ситуаций”).
Педсовет.
Тема: “Культура общения - это партнерское общение”
Цели:
1. Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей.
2. Показать закономерность, действующую в ходе общения и определяющую его эффективность.
3. Способствовать сплочению коллектива.
Оборудование: схема способов поведения в ситуации взаимодействия партнеров К. Томаса;
- схема ведения беседы;
- карточки с индивидуальными заданиями.
План занятия.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Игра-активатор: “Поменяйтесь местами те у кого…”
Цель. Осуществить эмоциональный разогрев.
Время проведения. 10 мин.
Процедура. Выбирается водящий. Остальные участники сидят на стульях в кругу
(стул водящего убирается из круга).
Водящий произносит фразу: “Поменяйтесь местами те у кого” и продолжает ее по любому основанию (…. дома есть кошка ).
Задача участников - поменяться местами, если названное водящим основание им подходит. Задача водящего – занять любое освободившееся место. Тот участник, которому не хватит места, становится водящим, старается занять место участника.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2. Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей, то и говорить о том, как необходимо общаться мы будем на данном педсовете.
Общение это взаимодействие двух или более партнеров. Рассмотрим пять возможных способов поведения по К. Томаса.
1. Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью
Удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К Томас считает, что:
- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;
- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;
- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.
В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели.
Но в общении, кроме содержательного компонента, всегда есть еще и личностный. Два этих компонента взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому в общении могут быть спады и подъемы.
Можно выделить два критерия эффективного взаимодействия в общении.
Первый, достижение результата (предметная цель). Второй – эмоциональная удовлетворенность партнеров (цель - взаимоотношения).
Чем лучше техника общения, тем ближе расстояние и путь. Чем лучше установлен личностный контакт, тем быстрее вы будете двигаться предметно.
Если сейчас вы не способны достичь конкретных результатов в общении, то имеет смысл сохранить и развить взаимоотношения.
Если приспособились к своему партнеру, выявили достаточно точек соприкосновения, настроились на одну волну с ним (в согласии со свойственными вам манерами, не перешагивая через себя), т. е. установили контакт, то таким образом заложили фундамент сотрудничества на основе доверия. Теперь можете направлять разговор в нужное русло и сосредотачивать внимание на аргументах, которые для вас важны.
Беседа одна из главных составляющих общения. Стратегия ведения беседы:
От желания собеседника говорить с нами, к пониманию того, что ему нужно. От понимания собеседника, к убеждению и принятию совместного решения.
Как правильно построить и качественно отработать каждый этап? Об этом мы поговорим сейчас.
ПОДГОТОВКА к БЕСЕДЕ (нулевая фаза).
Цель. Подготовиться к предстоящей беседе, продумать ее стратегию и тактику.
Задачи
1. Сформулировать общую цель разговора (т. е.”чего я хочу достигнуть”) и мотивы своего поведения (“зачем мне это нужно”).
2. Постараться определить, к чему будет стремиться Ваш собеседник и почему.
3. Найти область пересечения своих интересов и интересов собеседника.
4. Составить общий план разговора.
Содержательная – постоянный сбор, накопление и обобщение информации о партнере.
Психологическая - создание необходимого настроя или коррекция своего состояния Непосредственно перед контактом с партнером или во время этого контакта.
Техника подготовки к беседе
1. Сбор информации о партнере.
2. Определение собственных целей в беседе по минимуму и максимуму.
КОНТАКТ 1-2 %
Цель. Создать атмосферу, благоприятную для беседы.
Задачи
1. Настроиться на собеседника.
2. Настроить собеседника на себя.
Техники установления контакта.
- контакт глаз
- улыбка
- приветствие
- обращение по имени
- открытая поза
- короткая дистанция
- открытые жесты
- подчеркивание значимости…
ЗА ПЕРВЫЕ ПОЛТОРЫ МИНУТЫ РАЗГОВОРА, ВАМ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ МЕНЕЕ ПЯТИ ТЕХНИК КОНТАКТА
Для того чтобы педагоги прочувствовали значимость установления контакта проводим упражнение “Ты сейчас…”
Цели. Понаблюдать за внешними проявлениями эмоционального состояния людей; научить прислушиваться к своим внутренним ощущениям.
Время проведения. 10 минут
Процедура. Ведущий кидает мячик любому участнику и говорит: “Аня, мне кажется, ты сейчас грустная”. Аня кидает мячик следующему участнику и говорит: “Таня, мне кажется, ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все. Можно усложнить игру: получив послание, участник может сказать, что он на самом деле испытывает сейчас и насколько значимо для него то, что кто заметил его состояние.
ОРИЕНТАЦИЯ В СОБЕСЕДНИКЕ 80-90 %
Цель. Совместный с собеседником анализ проблемы.
Задачи
1. Информировать собеседника о своей цели.
2. Понять цели собеседника.
3. Найти область пересечения своих целей и целей собеседника.
Техники пассивного слушания:
- поддакивания;
- стимулирующие реплики;
- расспрашивание.
Техники активного слушания:
- пауза;
- вопрос;
- проговаривание;
- интерпретация.
АРГУМЕНТАЦИЯ. 10-15 %
Цель. Совместный с собеседником поиск вариантов решения.
Виды аргументов:
- факты из совместного опыта;
- очевидные, не подвергаемые сомнению, объективные факты;
- ссылка на собственный опыт;
- ссылка на авторитет.
Техники аргументации.
1. Связка - “А если…”
2. Поэтапное согласие.
Предлагается отработка упражнения “Ситуация в метро”.
Цели. Продемонстрировать отличие просьбы от требования; осознать, в чнем это отличие.
Время проведения 20-25минут.
Процедура. Ведущий предлагает разыграть ситуацию в метро: сидят ребята-подростки,а рядом стоит бабушка. Нужно попросить их уступить место. В роли бабушки выступают трое, отработав понятия “приказ”, “требование”, “просьба”.
ЗАВЕРШЕНИЕ БЕСЕДЫ. 1-2 %
Цель. Обеспечить себе хороший деловой и человеческий контакт с собеседником.
Задачи
1. Получить обратную связь по поводу прошедшей беседы и ее результатов.
2. Снять оставшиеся сомнения. Опасения и т. п.
3. Сделать собеседнику последний “подарок” улыбку, комплимент и т. п.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПРИ ЗАВЕРШЕНИИ БЕСЕДЫ ДАЕТСЯ БЕЗ АРГУМЕТАЦИИ, А ПРИНИМАЕТСЯ МОЛЧА, БЕЗ ОПРАВДАНИЙ.
Теория не отработанная на практике очень быстро забывается Предлагаем в парах отработать все этапы беседы. Для работы предложить несколько “рабочих” ситуаций. Например:
- Необходимо родителям напомнить о своевременной оплате за посещение детского сада, так как у них бывает задолженность. .
- Добиться того, чтобы родители приводили ребенка к 8. 00. ,до начала утренней гимнастики.
Количество ситуаций должно соответствовать количеству пар. В каждой паре есть воспитатель и “родитель”.
По истечению времени проводится рефлексия.
Участники, выполняющие роль родителей, делятся на круг своими эмоциональными ощущениями от беседы и теми чувствами которые они испытывают после разговора с воспитателем.
Задаем им вопрос: “Как скоро выполните вы просьбу воспитателя?, Хочется ли вам еще с ним общаться?”
Участники, выполняющие роль воспитателей, выносят на круг то ,что значимо для них на этом занятие.
Задаем им вопрос: “Получили вы от общения удовольствие? Будет ли результат от разговора?”
Последовательность высказываний лучше определить таким образом:
Воспитатель - “Родитель”.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
В завершении педсовета очень важно заострить внимание педагогов на факторах, не способствующих выравниванию напряжения в беседе:
- игнорирование- в высказываниях и поведении собеседник исходит только из своих интересов. Собеседник пытается найти у Вас понимание только тех вопросов, которые волнуют его самого. Ваше эмоциональное состояние, чувства, самочувствие остаются без внимания.
- принижение личности- в высказываниях собеседника Ваши чувства, эмоции поведение получают негативную оценку.
- противоречивость поведения- между словами и поведением собеседника есть противоречие. Например, говорит “я вас прекрасно понимаю”, хотя Вас просто не слушает.
- перебивание собеседника.
- подчеркивание разницы между собой и собеседником.
- резкое убыстрение темпа беседы.
- избегание пространственной близости и контакта глаз с собеседником
- выспрашивание- собеседник имеет непонятный интерес к тому, что Вы говорите.
Цели и мотивы задаваемых вопросов Вам не объясняются. Направление ответов
В большинстве случаев точно предписано.
- оценка- высказанные Вами мысли и соображения собеседник с ходу, даже не
Дослушав Вас до конца, оценивает негативно.
И что более значимо это то, что общение ВОСПИТАТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ должно
Нести такое эмоциональное состояние , в ходе которого обеим сторонам все чаще хотелось бы его возобновлять.
При составлении использовались материалы “Тренинг партнерского общения” г. Н-Челны, 2002 г.