План:
I. Организационный момент (вступительное слово учителя)
II. Разминка (разгадывание ребуса)
III. Основная часть
- Рассказ о космосе
- Работа в группах (изобразить мимикой и жестами)
- Упражнение “Что за числа?”
- Упражнение “Космический судоки”
- Рассказ о планетах
IV. Заключительная часть (упражнение “Парад планет”)
Ход классного часа
I. Организационный момент.
Учащиеся занимают свои места за партами. Учитель говорит о том, кто сегодня будет проводить классный час и тему классного часа. В нашем случае учитель не называет тему классного часа, т.к. она будет разгадана с помощью ребуса.
II. Разминка
Разгадывание ребуса (космос)
Ведущий - ученик: У нас с вами сегодня очень интересная тема. Но я вам ее не назову, вы ее сами сейчас угадаете. Перед вами ребус, в котором и зашифрована наша тема:
КОСА’ МОСТ’
Примечание: данный ребус лучше выполнить в виде рисунка
Ведущий - ученик: верно, это слово космос. Именно о космосе мне бы хотелось вам сегодня рассказать.
III. Основная часть
1. Рассказ о космосе
Учащийся (он же ведущий) рассказывает о космосе (5 – 6 минут)
Примерный текст: Космос бесконечен и очень много мы пока еще не знаем о нем. Все во Вселенной в вечном движении: спутники вращаются вокруг своих планет, планеты вокруг Солнца, и даже Галактики не стоят на месте. Раньше можно было только обещать подарить звезду с неба, теперь же это стало реальностью. Существуют специальные организации, где вы можете по звездной карте выбрать понравившуюся вам звезду, дать ей имя и, заплатив определенную сумму, можете распоряжаться ее так, как вам захочется. Вам даже выдадут специальный сертификат, подтверждающий ваше право.
Об остальных интересных фактах мы с вами узнаем в течение нашей встречи.
2. Работа в группах
Класс разбивается на 3 группы, каждая группа тянет по одной карточке:
- Падение метеорита.
- Вращение земли вокруг Солнца.
- Солнце и Сатурн
Задача команд изобразить то, что написано на карточках, остальные должны угадать что это. После выступления каждой группы учащийся-ведущий говорит пару слов об этом явлении.
Карточка | Слова ведущего | |
1 | Падение метеорита | Звезды с массой в 120 раз больше нашего
Солнца просто не могут существовать. Они бы
взорвались под воздействием собственного
излучения. В нашей Галактике около 200 млрд. звезд. Каждый день на поверхность Земли падает около 1 тонны метеоритов. |
2 | Вращение Земли вокруг Солнца | Скорость вращения Земли вокруг своей оси 1674 км/ч, а скорость вращения Земли вокруг Солнца – 107180 км/ч. |
3 | Солнце и Сатурн | Возраст Солнца 4,6 млрд. лет. Продолжительность “жизни” Солнца – 13 млрд. лет. Температура ядра Солнца – 15.000.000 С. |
3. “Что за числа?”
На доске записаны числа. Класс пытается догадаться, что они означают. Затем учащийся-ведущий поясняет записанные числа, называет единицы измерения.
Примечание: на доске записаны только числа, без единиц измерения.
Число | Единица измерения | Что это |
5500 | градусов | Температура на поверхности Солнца |
25 – 36 | дней | Период вращения Солнца вокруг собственной оси |
9460 | млрд. км | Расстояние, проходимое светом за год |
149 597 893 | км | Расстояние от Земли до Солнца |
Задание группам:
Посчитать, сколько часов потребуется проехать на машине от Земли до Солнца, если скорость машины 180 км/час, а расстояние от Земли до Солнца 149 597 893 км.
Ответ: 149 597 893 : 180 = 831 099,406 (часов)
4. “Космический судоки” (самостоятельная работа учащихся)
Каждому учащемуся раздаются бланки (см.рис.1). Необходимо заполнить свободные клетки так, что в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 2 на 2 названия планет Марс, Венера, Сатурн, Нептун встречались только 1 раз.
Учащийся-ведущий проверяет работы одноклассников и затем на доске вывешивается правильное решение (см.рис.2)
Нептун | |||
Венера | Нептун | ||
Сатурн | Марс | ||
Марс | Венера |
Рис.1. Задание
Марс | Нептун | Сатурн | Венера |
Венера | Сатурн | Марс | Нептун |
Сатурн | Венера | Нептун | Марс |
Нептун | Марс | Венера | Сатурн |
Рис.2. Ответ
5. Рассказ о планетах
Учащийся-ведущий может рассказать либо о названных планетах (Марс, Венера, Сатурн, Нептун) либо о любых других.
Примерный текст:
Луна. В 1969 голу 21 июля американский астронавт Нейл Армстронг становится первым человеком, ступившим на Луну. Расстояние от Земли до Луны 384400 км. Подъем и понижение уровня воды в морях и океанах – результат взаимодействия гравитационных полей Земли и Луны. Луна притягивает к себе воду и поэтому наблюдается что на стороне противоположной к Луне вода приливает, а по бокам наблюдается отливы. Когда Солнце и Луна выстраиваются в одну линию, то на Земле начинаются самые сильные приливы (сизигийные).
Сатурн. Сатурн на шестом месте от Солнца. Он представляет собой газовый шар. Кольца Сатурна состоят из десятков тысяч фрагментов, состоящих из льда. Вокруг дуют ураганные ветры. Минимальное расстояние от Солнца до Сатурна 13.352.600.000 км. Время обращения вокруг Солнца 29 лет 168 суток. Т.е. очередной день рождения у вас наступит примерно через 29 лет, а не как на Земле через 12 месяцев. Время вращения вокруг своей оси – 10 часов 40 минут (на Земле 24 часа). Средняя температура на поверхности -180 градусов.
Название спутников Сатурна: Пан, Атлас, Прометей, Эпимитей, Пандора, Янус, Мимас, Энцелад, Тефия, Толесто, Калипсо, Диана, Елена, Рея, Титан, Гиперион, Япет, Феба.
IV. Заключительная часть.
Упражнение “Парад планет”
Учащиеся садятся в круг (каждый учащийся сидит на стуле, ведущий стоит без стула), каждому из них, в том числе и себе, ведущий говорит, какой планетой или спутником он будет: Марс, Венера, Луна. Ведущий начинает игру, его задача занять свободное место. Для этого он называет одну из планет. Те из ребят, чья планета названа, должны поменяться местами, а ведущий в это время должен успеть занять свободное место. Тот, кто остался без места – становится ведущим.
Можно называть не только по одной планете, можно говорить “парад планет”, в этом случае все планеты меняются местами.