Школьная психологическая служба
-
Выявление и условие развития креативности личности. Тренинг развития творческого потенциала педагога 2007
В рамках повышения квалификации учителей различных специальностей в Минском городском государственном институте повышения квалификации и переподготовки кадров образования проводится работа по формированию готовности педагогов к обучению одаренных учащихся. Частью программы подготовки является тренинг развития творческого потенциала педагога в связи с тем, что актуальная креативность учителя необходима как составляющая его абнотивности. Абнотивность - это комплексная способность педагога к адекватному восприятию, осмыслению и пониманию креативного обучаемого, способность заметить и оказать ему необходимую психолого-педагогическую поддержку.
-
Программа тренинга с учащимися 10-х классов "Я и новые обстоятельства в моей жизни" (адаптация) 2007
На развитие подростков в значительной степени влияет общество, в котором они растут. Общественные структуры и управление могут, как помочь подросткам удовлетворить свои потребности, так и создать новые проблемы, стимулируя рост напряжения и разочарованности. Бывает так, что, проучившись достаточно времени в школе, часть детей так и не приобрела элементарных школьных навыков, и их контакты с классом и учителями затруднены, а иногда и с родителями. Для таких ребят существует психологическая помощь. Психологи называют их дезадаптированными.
-
Психологический практикум "Многообразие мира профессий" 2007
В мире насчитывается более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тыс. Действительно, целое море возможностей и вариантов. В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности, проявить свои личные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить благополучную жизнь себе и процветание обществу.
-
Деловая игра на тему: "Личностное самоопределение. Семья и брак. Система семейных отношений и стили семейного воспитания" 2007
Помощь в исследовании и решении семейных психологических проблем, улучшение психического здоровья семьи, а также развитие самосознания с целью само изменения и коррекции поведения личности в семье.
-
Факультативное занятие для учащихся 10-го класса по теме: "Стресс" 2007
Занятия из раздела "Саморегуляция". Знакомит учащихся с понятием "стресс", его влиянием на организм и психику человека. Помогает развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний. Проводится в рамках факультативного курса по психологии. Может быть использовано в работе классного руководителя.
-
Классный час "Выбор профессии – это серьезно" 2007
Классный час "Выбор профессии - это серьезно" в первую очередь ориентирован на помощь учащимся в осознании того, как важно при выборе профессии учитывать все факторы, которые приведут к "правильному" - осознанному выбору профессии, что является в свою очередь залогом успешного профессионального будущего.
-
Интегрированный урок-игра "Путешествие в Древний Египет" 2007
В нашей гимназии проводится эксперимент "Погружение в культуру", который длится 3 года. Вашему вниманию представлена разработка интегрированного урока-игры в рамках I этапа данного эксперимента "Погружение в культуру Древнего Востока". В ходе эксперимента учащиеся средней школы (5-8-й классы) увлечённо, с интересом изучают культуры разных стран от древности до средневековья и эпохи Ренессанса.
-
Тренинговое занятие "Как сказать "Нет!" 2007
Данное занятие проводится в рамках антинаркотической работы в школе. Идея занятия - поиск выхода из трудных ситуаций. Цель занятия - научить ребят делать правильный выбор, говорить "Нет", принимать конструктивные решения, достигать взаимопонимание с друзьями. В результате занятия ребята смогут наиболее полно реализовать себя в общении с окружающими.
-
Классный час "Я и другие" 2007
Классный час направлен на развитие у учащихся навыков конструктивного общения и умения познавать себя и других. В ходе занятия ребята учатся культуре общения с собеседниками, учатся высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
-
Развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся юношеского возраста посредством знаково-символической деятельности 2007
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы духовно-нравственного развития личности. Дается определение понятий "духовность", "дух", "нравственность", "мораль". Краткий обзор зарубежных и отечественных исследований по проблеме семиотической деятельности (термины - "символическая", "семиотическая" функция, "сигнификация", "символическое замещение", "знаково-символическая функция"). Одно из занятий тренинга, которое может быть использовано как форма развития духовно-нравственных качеств личности учащихся (занятие №1 "Душевные слова").
-
Тренинговое занятие с учениками 4-х классов "Путешествие в Здраволюбию" 2007
Тренинговое занятие формирует у детей 10-11 лет представление об употребление психоактивных веществ, как угрозе внутренней стабильности и жизни. Помогает формировать навыки здорового образа жизни. Для решения этих задач используются элементы сказкотерапии, арт.терапии.
-
Занятие с элементами тренинга "Практика решения конфликтов" 2007
Занятие с элементами тренинга для учащихся старшего подросткового возраста по теме "Конфликты. Практика решения конфликтов".
-
Репрезентативные системы человека. Семинар для учащихся 2007
Если у человека хорошо развиты все репрезентативные системы, он будет успешнее работать с информацией. Необходимо развивать через уроки у детей все репрезентативные системы, позволяя ему максимально насыщать себя полезной информацией.
-
Тема урока: "Развитие памяти. Практическое занятие". 9-й класс 2007
На уроке школьники знакомятся с одной важнейшей психической возможностью человека - памятью, обучаются приёмам и методам запоминания для развития и тренировки мнемических возможностей.
-
Система и результативность сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов (из опыта работы) 2007
Логическое мышление лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без мышления невозможна нормальная жизнь ни личности, ни общества. Благодаря мышлению, человек выделился из животного мира и достиг высокого уровня. В рамках исследования проблемы состояния и развития форм мышления у младших школьников был проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрены вопросы развития форм мышления. В рамках проведения диагностики были подобраны методы диагностики мышления применительно к младшему школьному возрасту, проведен анализ полученных результатов.
-
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2007
Цели программы: создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно; коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе; создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.
-
Диагностика эмоции в структуре личности 2007
Сущность личности определяется ее отношениями к окружающему миру, обществен-ному бытию, к другим людям, к себе. Активность личности заключается в том, что эти отношения реализуются в деятельности людей.
-
Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома (Для детей 3–12 лет) 2007
В программе представлена система комплексного сопровождения ребенка в адаптационный период при поступлении в детский дом. Выделены основные блоки создания системы жизнеобеспечения ребенка для его успешной социально-психологической адаптации: лечебно-оздоровительный, социально-правовой, психолого-педагогический. Содержание деятельности специалистов, организующих сопровождение, рассматривается через диагностико-аналитическое, организационно-методическое и практическое направления.
-
Психологическое занятие в 3-м классе (1–4) "Волшебная сказка чувств" 2007
Психологическое занятие "Волшебная страна чувств" представлено в форме сказки. Это вводное занятие в цикл уроков по развитию эмоционально-волевой сферы. Занятие носит диагностико-ознакомительный характер.
-
Психологическое занятие в 11-м классе по теме: "Психологические особенности публичного выступления" 2007
Большинство выпускников становятся студентами, а значит, им необходимо владеть некоторыми навыками публичных выступлений, от которых также зависит успех их учебной деятельности в высшем учебном заведении.
-
Адаптационный период в 5-м классе 2007
Работая психологом десять лет, могу сказать, что первые недели сентября - самые сложные для пятиклассников и их классных руководителей. Дети и учителя изучают друг друга. Психолог может ускорить процесс знакомства и помочь классным руководителям быстрее изучить детский коллектив. Предлагаю для этого несколько игр и игровых методик.
-
Диагностика уровня развития рефлексивных умений 2007
Диагностика рефлексивно-деятельностна, она включает в себя и педагога, и ученика, а это предполагает специальную организацию учителем рефлексивных действий ученика в учебном процессе. Диагностические действия должны начинаться с функции конкретных затруднений в деятельности. Фиксируя уровень рефлексии у школьника от класса к классу, можно проследить, как развивается мышление учащегося в процессе решения им учебных задач. Оценка уровня и глубины рефлексивных умений учащихся позволяет судить и о профессионализме учителя, задача которого заключается в умении пойти за учеником.
-
Воспитание коммуникативной культуры личности в новых социальных условиях 2007
Тему своей педагогической идеи мы выбрали не случайно. Трудно представить человека, который не хотел бы быть привлекательным для окружающих, вызывать у них симпатию и доброжелательное отношение к себе. Проблема совершенствования способов общения актуальна для многих, но особенно значима для школьников, которые оказались в новых социальных условиях.
-
Психологическое сопровождение при подготовке и сдаче экзаменов 2007
Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий успешной сдачи и подготовки к экзаменам. Оказание психологической помощи учащимся 9–11-х классов в процессе сдачи экзаменов по трем этапам: изучение учебного материала перед экзаменом; поведение накануне экзамена; поведение во время экзамена. Ознакомление учащихся со способами эффективной подготовки к экзаменам. Формирование навыков овладения собственными эмоциями.
-
Синдром дефицита внимания 2007
В последнее время широко распространен синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей. У девочек чаще наблюдается синдром дефицита внимания без гиперактивности. Выделяют три блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность. Дети с синдромом дефицита внимания имеют развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия. Чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении, необходима коррекция. В настоящий момент есть несколько подходов к методам лечения СДВГ.
-
Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развитии 2007
Программа составлена для учащихся начальных классов общеобразовательных (коррекционных) школ VII и VIII вида и включает в себя следующие разделы: развитие ощущений и восприятия, развитие пространственного восприятия, развитие памяти, развитие воображения, развитие мышления, развитие внимания. Для детей характерно недоразвитие познавательных процессов, они испытывают потребность в познании для получения полного представления об окружающем мире, для успешной школьной адаптации.
-
Изучение межличностных отношений учащихся начальной школы 2007
Данный материал поможет педагогам-психологам, учителям в изучении межличностных отношений учащихся начальной школы с помощью предложенных методик.
-
Этико-психологическое развитие учащихся как одно из условий их успешной адаптации 2007
Все дети от рождения одинаковы, но в процессе их развития возникают и проявляются индивидуальные особенности. Среди учащихся есть те, кто трудно адаптируется к новым для них условиям. Если понять природу детских затруднений во взаимодействии с людьми, с самими собой - ребенку можно помочь. В нашей школе в течение трех лет действует Школа Радости. Нами разработана программа этико-психологического развития ребенка, предлагающая использование игр, способствующих физическому, психическому, интеллектуальному и социальному оздоровлению.
-
Тренинг родительской эффективности "Мы – вместе" 2007
Цель программы - оказание помощи родителям младших подростков в выходе на новый уровень понимания детей. В процессе реализации программы дается возможность пронаблюдать и откорректировать реальное взаимодействие родителя с ребенком, ведь часть занятий проходит совместно с детьми. В работе представлены разработки деловых игр, тренинговых упражнений. В основу программы легли теоретические исследования отечественных психологов и собственный опыт изучения проблемы.
-
Практическое применение релаксации как средства адаптации младших школьников к учебной деятельности 2007
В качестве методики адаптации ребенка к школе мы применяли прием релаксации, сутью которого было практическое применение элемента медитации, а также знакомство и обучение коммуникативным умениям, умениям саморегуляции, самопознания, используя гуманно-личностный подход.