Недостатки эмоционального развития детей младшего школьного возраста часто обсуждаются всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Мы часто наблюдаем эмоциональную нечувствительность детей к событиям, происходящим вокруг, к окружающим людям; бурные и неадекватные эмоции в ответ на реальные жизненные ситуации.
Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения.
На наш взгляд, целесообразно основной целью воспитания в начальной школе, ставить именно становление эмоционального здоровья младшего школьника.
Термин “эмоциональное здоровье” был впервые применён Л.В.Тарабакиной (3) и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека, обеспечивающая “…единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней – ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания…” (3, стр. 41.)
Эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних, важнейшую роль играет школа. Чувство тревоги неизбежно сопровождает ребенка в любой, даже в самой идеальной школе. Отбор в школу, внутришкольная дифференциация, публичный характер школьных достижений и неудач, особенности педагогического взаимодействия – всё это и многое другое способно создать напряжение у школьников в связи с процессом обучения. Есть данные о том, что развитие личности ребенка наилучшим образом протекает именно, когда тревога находится на оптимальном уровне, но не на избыточном.
Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальность личности. Индивидуальные пути развития эмоциональной сферы складываются в значительной мере бессознательно и определяются внутренними механизмами, к которым человек не имеет доступа. Человек не знает, откуда приходят его мысли и чувства. Самое мощное влияние на последующее развитие имеют установки, возникшие в период становления личности. Вот почему так важно именно с первых дней существования ребенка в школе формировать у него установки на прогнозирование успеха, заботу об окружающих людях, на активное отношение к собственным негативным переживаниям. “…Оптимистическая личность способна преодолевать трудности без ущерба для себя и своего развития, без искажения образа реального мира, сконструированного в воображении…” (3, стр. 63)
Единицей управления эмоциональным опытом ребенка в воспитательном процессе является педагогическая ситуация. По результату, то есть по наличию педагогического эффекта, педагогическая ситуация может быть нескольких видов (3, стр. 71-73)
Для нас важна личностно-деятельностная педагогическая ситуация, обусловленная трансформацией её в событие как основной единицы бытия человека. Событие отличается от просто ситуации тем, что оно эмоционально переживается и оценивается, оно конструируется самими его участниками, а роль учителя - посредническая между поисковой деятельностью ученика и миром. Переживая событие, ребенок учится быть хозяином своего опыта. Он овладевает “техникой жизни”: учится анализировать ситуацию, выдвигать гипотезы по её решению, выбирать инструмент для проверки гипотезы, пользоваться им, анализировать полученный результат. В итоге, становится эффективным и успешным в разрешении проблемных и кризисных ситуаций.
Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни.
В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу как на место, где его научат быть победителем, верить в себя.
Целью воспитательной системы в начальных классах мы определили сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей.
Задачами является обучение младших школьников техникам “жизнетворчества”, то есть таких значимых изменений в себе, как
- Расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение;
- Понимание эмоций других людей, принятие их;
- Эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию;
- Осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;
- Коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.
Основные принципы системы:
1. Диалогичность.
Имеется в виду не только внешний диалог учитель – ученик или ученик – ученик. Важен внутренний диалог самого ребенка с позиции сходства и различия себя с другими и с самим собой ранее. “… Путь к эмоциональному здоровью сосуществует с осознанием своего несовершенства…” (3, стр.90)
Признание собственного несовершенства – это процесс, требующий огромной работы над собой не только маленького человека, но и взрослого.
2. Направленность на сложности.
Поощряется активная позиция в преодолении более сложных заданий. Ученик как бы бросает вызов трудностям. Опасность начинает восприниматься как сложная задача, знаменующая собой очередной поворот в жизни, как возможность внутреннего роста. Приходит понимание необратимости своего развития, своей жизни, своего опыта при отказе от возможности справиться с трудностью.
3. Направленность на творчество.
Большинство методик и систем, развивающих эмоции детей направлены на ослабление воздействия негативных эмоций через поведенческие реакции: “глубоко дышите”, “примите тёплый душ”, “дайте волю слезам”. Широко используются механизмы защитных реакций: игнорирование, самоубеждение, переключение. Не сомневаясь в определенной эффективности данных приемов, мы считаем, что важнее не “уйти от эмоции”, а преобразовать её. Это преобразование должно носить творческий характер.
4. Самораскрытие.
Способность раскрыть свой внутренний мир – это возможность развития не только того, кто говорит о своих чувствах и переживаниях, но того, кто получает, слушает эти откровения. Самораскрытие позволяет “снять с души камень”, посмотреть на себя со стороны, ощутить радость от того, что ты услышан, что тебя понимают и принимают. Самораскрытие имеет ряд правил, которые должны строго соблюдаться: оно должно быть искренним, существует также ряд тем, на которые самораскрытие недопустимо. Поощрение самораскрытия в учениках (не важно, разговор ли это с учителем, или ребенок делится своими переживаниями на групповом занятии со всеми ребятами, а может это откровенный разговор с родителями) – основной принцип системы.
5. Строгий отбор впечатлений.
Впечатление – не просто жизненный опыт, переходящий в знания; оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся факт, явление. “Находиться под впечатлением” означает, что человек действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. Чем сильнее впечатление, тем дольше оно может управлять человеком. Поскольку воспитывающими могут оказаться не все впечатления, от некоторых из них необходимо уберечь ребенка, чтобы у него “…не помутнели хрусталики личностного эмоционального зрения и не пошатнулся механизм деятельности.” (1, стр.112)
Это касается и отбора литературных произведений как на уроках, так и для внеклассного чтения; и отбора фильмов для совместного просмотра; отбора экскурсий, путешествий, выставок и т.д.
Духовный мир ребенка не может пустовать. Он обязательно наполнится, однако исключительным долгом воспитателя является заселить его такими образцами человеческого творения, которые посеят в нем зерна духовных идей, из которых затем вырастут убеждения, мировоззрения, моральные устои.
Педагогические приемы:
- Включение в воспитательный процесс экспресс-методов, позволяющих каждому ученику выразить свои чувства и отношения.
- Систематическое фиксирование собственных достижений. Хорошая жизнь приходит с тем, о чем мы заботимся.
Здесь фантазия учителя и детей не знает предела: это могут быть и личные дневники ребят, и альбом “Мои успехи”, и секретные пакеты для родителей и т.д.
- Проведение тематических четвертей.
Каждую четверть мы с ребятами выбираем одну тему, на которую каждый ученик должен подготовить небольшое выступление. Темы следующие – “Моя любимая игрушка”, “Самый смешной случай в моей жизни”, “Когда я был маленький”, “Мой четвероногий друг”, “Моё любимое стихотворение”, “Самый счастливый день в моей жизни”, “Однажды мне было трудно”, “Что я люблю”, “Что я не люблю”, “Моя мечта”, “Кем я хочу быть”, “Лучше быть взрослым (маленьким)” и т.д.
Выступления выслушиваются по одному в день. По желанию ребят они могут оформляться (тогда в конце четверти выпускается целая газета), могут сниматься на видеокамеру (тогда компонуется видеожурнал).
Дети раскрываются на этих выступлениях совсем иначе, чем в обычные будние дни. Они как бы становятся героями дня. И даже если ребенок на данную тему не задумывался, при подготовке к выступлению он с помощью или без помощи взрослых начинает вникать в свой внутренний мир.
- “Приём по личным вопросам”.
Данный приём заимствован из педагогической практики Ш.А. Амонашвили. Каждый день после уроков учитель (воспитатель) выделяет время, в которое ребята могут обратиться к нему один на один со своими трудностями. Разговоры “по душам” ведутся за чашкой чая, строго конфиденциально. На “приём” ребята записываются заранее. Иногда ребята приходят и по двое-трое, просят разрешить тот или иной конфликт.
Основные линии программы.
1 класс – основная линия – обучение творческому выражению своих эмоций через художественную, музыкальную, игровую деятельность.
2 класс – развитие интеллектуальных умений, характерных для младшего школьного возраста: теоретического анализа, внутреннего плана действий, содержательной рефлексии. Развитие чувства радости от интеллектуальных достижений (по материалам исследований А.З.Зака).
3 класс – оптимизация межличностных взаимоотношений в классе, обучение техникам сотрудничества, сотворчества. Развитие умения понимать и защищать собственную позицию, противостоять мнению большинства, если мнения расходятся. Развитие умения вести диалог.
4 класс – обогащение внутреннего мира детей образцами мировой художественной культуры. Развитие “жизнетворчества”, то есть преднамеренных самостоятельных изменений в себе.
Деление на линии достаточно условно.
Программа реализовывается во всём воспитательном и образовательном пространстве; кроме того отведены специальные занятия (“классные часы”), которые проводятся один раз в неделю.
Основные темы программы
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. |
1 класс | ||
1. | Я рисую своё настроение. | 2 |
2. | Что ждет меня в школе. Амплификация сюжетно-ролевой игры “школа”. | 1 |
3. | Психогимнастика “Путешествие в лес”. | 1 |
4. | Экскурсия в осенний лес. Коллективное сочинение сказки “О чем рассказала мне осень”. | 1 |
5. | Игры на развитие воображения. | 1 |
6. | Музыка моего настроения. | 1 |
7. | Сюжетно ролевая игра “семья”. Что нравится членам моей семьи. Чем я могу порадовать маму, папу и т.д. | 2 |
8. | Я рисую “чего на свете не бывает”. | 1 |
9. | Чтение и обсуждение сказки “Приключение Незнайки и его друзей”. | 2 |
10. | Сюжетно ролевая игра “Сказочный город”. Кем был бы я в сказочном городе, чем бы занимался, с кем дружил, какие приключения со мной случились? | 2 |
11. | Психогимнастика “Осенние листья”. | 1 |
12. | Музыка осени. | 1 |
13. | Игры на развитие внимания. | 1 |
14. | Обсуждение фильма-сказки “Мороз Иванович”. | 1 |
15. | Сказки зимнего леса. Экскурсия в зимний лес. | 2 |
16. | Музыка зимы. | 1 |
17. | Зимние забавы. Игры на свежем воздухе. Зимняя спартакиада. | 2 |
18. | Обсуждение сказки “Не буду просить прощения”. Драматизация. | 1 |
19. | Плохое настроение – что с ним делать? (изготовление игрушек своими руками) | 1 |
20. | Хорошее настроение – как им поделиться? (изготовление открыток, календариков для друзей и членов семьи). | 1 |
21. | Музыка весны. Песни о весне. | 1 |
22. | Сюжетно-ролевая игра “После зимней спячки”. | 1 |
23. | Что такое счастье? Обсуждение сказки “Волшебный коробок”. | 1 |
24. | Экскурсия-путешествие в весенний лес. | 1 |
25. | Весенняя спартакиада. | 1 |
26. | Вспоминаем всё, что было в первом классе. Мой самый любимый урок. | 1 |
ИТОГО: | 32 часа. | |
2 класс | ||
1. | Учимся анализировать условия задания. Задачи типа “одна клетка”. | 2 |
2. | Учимся анализировать элементы будущей деятельности. Задачи типа “Петух”, задачи на совмещение. | 2 |
3. | Учимся составлять план действий. | 2 |
4. | Задания типа “Найди девятое”. | 2 |
5. | Задачи типа “Волк”. | 2 |
6. | Учимся корректировать свой план действий в связи с изменением условий деятельности. | 2 |
7. | Задачи типа “Почтальон”. | 2 |
8. | Задачи на отрицание. | 2 |
9. | Учимся контролировать каждый этап плана действий. | 2 |
10. | Задачи типа “Две клетки” | 2 |
11. | Задачи типа “Все клетки”. | 2 |
12. | Учимся переносить свои умения на новый материал. | 2 |
13. | Задачи на отличие. | 2 |
14. | Задачи типа “Лиса” | 2 |
15. | Учимся самостоятельно составлять игры и шарады. | 3 |
16. | Учимся решать олимпиадные задачи. | 4 |
17. | Чему мы научились за год. | 1 |
ИТОГО: | 36 часов. | |
3 класс | ||
1. | Мои эмоции. Понимают ли меня окружающие люди? | 2 |
2. | Понимаю ли я окружающих людей? | 2 |
3. | Что нужно моим близким для счастья? | 2 |
4. | Что мне нужно для счастья. | 2 |
5. | Мой внутренний мир – какой он? | 2 |
6. | Двойственность внутреннего мира. | 2 |
7. | Язык жестов. | 2 |
8. | Мой гнев. | 2 |
9. | Что значит “На тебя плохо влияют…” | 2 |
10. | Как справиться со своими чувствами, если тебя “задевают” | 3 |
11. | Легко ли противостоять большинству? | 2 |
12. | Как я использую своё время и как я хочу его использовать. | 2 |
13. | Что меня ждёт в будущем? | 2 |
14. | Класс моей мечты. | 1 |
15. | Какой он – наш класс? | 2 |
16. | Дискуссия “Каким должен быть настоящий друг” | 2 |
17. | Коллективный просмотр и обсуждение фильма “Чучело”. | 2 |
18. | Подведение итогов за год: как мы изменились, что нового появилось в нашем классе. Планирование целей и задач на будущий год. | 1 |
19. | Итоговый урок-праздник “День рождения класса”. | 1 |
ИТОГО: | 36 часов. | |
4 класс | ||
1. | Я – хозяин своей жизни. | 1 |
2. | Как можно изменить своё настроение. | 1 |
3. | Виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею. | 2 |
4. | Настроение можно изменить с помощью хорошей книги. | 1 |
5. | Коллективное обсуждение книги Д. Лондона “Белый клык”. | 2 |
6. | Настроение можно изменить с помощью музыки. | 1 |
7. | Урок праздник “Моя любимая музыка”. | 3 |
8. | Урок-слушание. Классические произведения в обработке для детей. | 2 |
9. | Настроение можно изменить с помощью рисунка. | 1 |
10. | Виртуальное путешествие в галерею Шилова. | 2 |
11. | Настроение можно изменить с помощью общения. | 1 |
12. | Настроение можно изменить с помощью фильма. | 1 |
13. | Коллективный просмотр и обсуждение фильма “Белый Бим Черное Ухо”. | 2 |
14. | Настроение можно изменить с помощью игры. | 1 |
15. | Коллективный просмотр и обсуждение фильма “Игрушка”. | 2 |
16. | Настроение можно изменить с помощью фотографий. | 1 |
17. | Настроение можно изменить с помощью “мороженого”. (Мы на этом уроке сами готовим блюда “для хорошего настроения”) | 2 |
18. | Виртуальное путешествие в Эрмитаж. | 2 |
19. | Настроение можно изменить с помощью прогулки. | 1 |
20. | Настроение можно изменить с помощью танца. | 1 |
21. | Настроение можно изменить с помощью занятий спортом. | 1 |
22. | Классная спартакиада. | 1 |
23. | Мой личный способ изменить плохое настроение. | 2 |
24. | Что в нас изменилось за этот год. | 1 |
25. | Вспоминаем и анализируем все четыре года: моё любимое занятие. | 1 |
ИТОГО: | 36 часов. |
Список литературы:
- Ш.А. Амонашвили “Как живете, дети?”
- Н.В.Самоукина “Игры в школе и дома”, - М.;Новая школа, 1993.
- Л.В. Тарабакина “Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве.” - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.