Проблемы адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.

В процессе адаптации каждый человек участвует многократно. Организацией перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Цель данного педагогического консилиума: помочь педагогам выработать единые требования по проблеме адаптации, создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно почувствуют себя и ученики и педагоги.

Внимание!

С 13.11.06 г. по 20.11.06 г. в школе проводится семинар по преемственности
“Проблемы адаптации детей при переходе из начальной школы в основную школу”

План работы:

13.11.06 г. – открытый урок математики в 5 В классе.

Тема: Действия над натуральными числами

  • Учитель Захарова Г.А.

14.11.06 г. – открытый урок литературы в 5 А классе.

Тема: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение “Бородино”

  • Учитель Янкина Л.В.

15.11.06 г. – открытый урок русского языка в 5 Б классе.

Тема: Обращение

  • Учитель Подорожная Е.В.

16.11.06 г. – открытый урок математики в 5А классе

Тема: Натуральные числа

  • Учитель Сапожник Т.П.

17.11.06 г. – педагогический консилиум “Особенности адаптации учащихся начальной школы в среднем звене”.

Начало работы: 14.30.

1. Исследование “Диагностика адаптационных процессов”.

  • Психолог Степанова Т.И.

2. Информация “Психологические особенности учащихся пятых классов”.

Классные руководители:

  • Кирпач И.Г.
  • Суханова Е.К.
  • Янкина Л.В..
  • Володина И.А.

3. Размышления по обмену опытом “Поиск путей преодоления содержательных методических разрывов в программах I и II ступеней”.

  • Шмаль В.И.
  • Пушкарева И.С
  • Мусихина И.Б.
  • Янкина Л.В.
  • Сапожник Т.П.
  • Захарова Г.А.

4. “Обратите особое внимание...” О состоянии здоровья детей 5 классе

  • Фельдшер Зазуля Н.В.

Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.”

У. Уорд

5-А класс

Для пятиклассника зачастую в школе все по-новому. Интересно, но тревожно. Хочется быть активным, умным, но трудно.

Так в большинстве случаев, сами пятиклассники говорят, что в школе стало сложнее, потому что:

  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание;
  • много новых кабинетов;
  • новый классный руководитель;
  • в средней школе мы – самые маленькие, а в начальной были уже большими.

В период адаптации пятиклассников к школьной жизни очень важно не принуждать детей работать на оценку, тем самым провоцируя страхи и неуверенность в своих силах.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников можно отметить:

  • темп работы;
  • объем работ (особенно домашних);
  • новые требования к выполнению работ – необходимость самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Ребята 5-А класса, выпускники В. И. Шмаль, достаточно легко проходят период адаптации. В начальной школе они были научены работать самостоятельно и коллективно, относиться друг к другу уважительно и доброжелательно. В трудные минуты Валентина Ивановна и сейчас оказывает помощь ребятам и мне, классному руководителю. Кл.руководитель 5А класса Кирпач И.Г.

5-Б класс

Выпускники Ирины Богдановны Мусихиной ныне учатся в 5Б классе. Ребятам очень нравятся уроки русского языка и литературы. Они с увлечением готовятся к ним, активно занимаются языковой практикой, овладевают необходимым языковым материалом, охотно выполняют индивидуальные задания. Подготовка к урокам стимулирует интеллектуальную активность, самостоятельность, способность к творчеству.

Дети умеют самостоятельно выполнять поручения, советуются друг с другом при необходимости, принимают и коллективные решения. Коллективные дела сплачивают ребят.

5-В класс

Благодаря Пушкаревой И.С. в 5В классе создан работоспособный ученический коллектив. Ребята дисциплинированны, с уважением относятся к старшим. Сложились добрые отношения в коллективе: каждый чувствует себя уютно, комфортно.

Есть лидеры как среди девочек, так и среди мальчиков. Поэтому при распределении общественных поручений трудностей не было. На уроках царит спокойная обстановка, позволяющая работать плодотворно.

5 –Г класс

Из всех пятых классов 5Г- самый сложный и трудно адаптирующийся, т. к. 17 учащихся из 20 прибыли из других школ. Основная часть – 15 человек- прибыли из НОШ №10, где условия обучения иные, чем в нашей школе: приближены к детсадовским. Привыкают трудно. В классе есть гиперактивные ребята и замкнутые, “тихушники”, которые, скрываясь от проблем, прогуливают, обманывают.

Но во второй четверти работать с ними уже гораздо легче. Ребята участвуют в мероприятиях, занимают призовые места. Надеюсь, что ребята скоро станут единым целым, дружным коллективом.

КАК СДЕЛАТЬ УРОК ИНТЕРЕСНЕЕ

Истинный педагог постарается сделать учение занимательным,
но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия воли.

Критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: “Лучшее усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”.

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

  • личности учителя;
  • содержание учебного материала;
  • методов и приемов обучения

С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

  • по возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную обратную связь – корректировать непонятное или неправильно понятое;
  • ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла;
  • основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета;
  • стараться, когда это возможно, интегрировать задания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности. Он должен много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помогать им.

Работа в 5 классе во многом зависит от того, как ребята умеют читать. Очень важно, чтобы чтение пятиклассников было осознанным. Однако среди учащихся 5х классов есть ученики, читающие по слогам. Считаю, что уменьшение количества часов по литературе неоправданно, поэтому необходимо всем учителям, работающим в 5-х классах больше уделять внимания не только чтению, но и обогащению активного словарного запаса.

При работе над домашним заданием по русскому языку, хочется, чтобы ребята со всей серьезностью подходили к выполнению грамматического задания; подчеркивали орфограммы на изученное правило, производили разбор по составу, морфологический разбор и т.д.

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства и интересы являются залогом успеха учащихся.

Урок математики в 5в классе ведет Захарова Г.А.

Классные руководители 1-х классов

Классные руководители 5-х классов.

Фоторепортаж о педагогическом консилиуме

Всем известно, что к сожалению, в последние годы наблюдается рост числа школьников с нарушением нервно-психического и психосоматического здоровья. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено. Поэтому внимание педколлектива нашей школы, ориентированной на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению здоровья учащихся и учителей, к проблемам адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено постоянно растет в связи с увеличением числа детей, поступающих в школу с пониженным уровнем здоровья. Это значит, что возможно увеличение числа детей, испытывающих значительные затруднения при обучении в школе, и особенно в переходные, кризисные периоды. В связи с этим особую актуальность приобретают мероприятия профилактического характера, позволяющие создать более благоприятные условия для адаптации учащихся в среднем звене.

Поскольку этот вопрос затрагивает интересы всех участников образовательного процесса, мы сделали попытку вычленить и систематизировать проблемы, причины их возникновения и наметить пути их решения.

Надеемся, что совместная работа принесет положительные результаты.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Классным руководителям 5-х классов продолжить работу с психологами с целью снизить эмоциональное неблагополучие в среде детей.
  • Классным руководителям 5-х классов на первое родительское собрание приглашать всех учителей, работающих в классе.
  • В конце 2006-2007 учебного года организовать лекторий для классных руководителей будущих 5-ти классников, по теме “Особенности работы с учащимися 5 класса”.
  • МО учителей начальной школы, русского языка и математики выработать единые требования по оформлению документации ученика.
  • Учителям-предметникам и классным руководителям обратить особое внимание на учащихся 5-х классов Пархомук Е., Горлинского М., Широкова Е., которые стоят на учете у врачей.
  • Администрации школы, руководителям МО продолжить работу по преодолению содержательных и методических разрывов в программах I и II ступеней обучения, оказывать учителям необходимую помощь.