Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека

Разделы: Школьная психологическая служба


В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли знают, подлинное значение термина СТРЕСС.

Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что, минутное ослабление внимания – это сотни погибших; спортсмен, жаждущий победы; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, – все они испытывают стресс.

Этот термин широко используется в ряде областей знаний, – именно поэтому в него вкладывается разное содержание в зависимости от причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявления и последствий.

Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние десятилетия. Этому способствовал ряд обстоятельств.

Во-первых, появление работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на состояние и работоспособность человека.

Во-вторых, возрастающее внимание к изучению “человеческого фактора”, свойств и состояний личности специалистов ответственных, вредных и опасных профессий в связи с усложнением техники и содержания профессиональных задач.

В-третьих, существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у людей, вызванных локальными войнами, террористическими актами, массовым физическим и психическим травматизмом.

Стресс как особое психическое состояние выражается не только в трудностях проявления эмоций, но и в мотивационных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.

Важность проблемы обуславливается следующими положениями:

  • отсутствием системы медико-психологической помощи населению;
  • отсутствием психопрофилактических мероприятий, основанных на современных методах психологической коррекции стресса у людей, профессия которых, связана с риском.
  • отсутствием в учебных заведениях занятий по психопрофилактике и саморегуляции стрессовых состояний личности.

Изучение стрессовых состояний человека в психологии.

Проблема адаптации человека к деструктивным факторам среды привлекает постоянное внимание исследователей. Интерес современной психологии к этой проблеме постоянно возрастает в связи с ростом болезней, связанных со стрессом.

В физиологии, психологии и медицине термин “стресс” применяется для обозначения состояния человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

В современной научной литературе термин “стресс” применяется в трех значениях. Во-первых, понятие стресс как напряжение или возбуждение под влиянием любых внешних стимулов или событий. Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

В изучении психологического стресса важным и не до конца ясным остается вопрос о соотношении эмоций и стресса. Считается, что главной составляющей психологического стресса является эмоциональное возбуждение.

Эмоции являются одной из форм психической деятельности, свойственной не только человеку, но и животным. Эмоциональные длительные напряжения являются основой различных психосоматических заболеваний, а эмоциональные патологические состояния как проявление психопатологии служат мишенью действия психофармакологических средств.

Несовпадение внутренних побуждений личности с объективными условиями ее деятельности, конфликт мотивов и целей, оценка раздражителей как факторов, нарушающих стереотипную эмоциональность выполняемой работы, состояние растерянности в ситуациях, к которым у индивида нет готовых решений, все эти и подобные ситуации обусловливают эмоциональное возбуждение, субъективно оцениваемое как негативное. Термины “эмоциональный” или “психический стресс” являются синонимами. Главное, что обусловливает стресс “психического порядка”, это эмоциональный настрой личности по отношению к стрессору.

Стресс может возникнуть как при сильных внешних воздействиях и непроизвольных реакциях на них, так и при осознании сложности ситуации, безвыходности положения человека.

Выявлено, что адаптационная энергия не беспредельна. После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, причем продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособляемости организма и от силы. Первые две фазы – это еще не болезнь, а естественная борьба организма с вредностью. На первых двух стадиях стресс может выступать как мобилизующая сила и в случае успешного преодоления вредности на этом и заканчивается.

При продолжающемся действии стрессора или повторяющихся состояниях стресса наступает третья фаза – аффективного и гормонального истощения. Эту фазу рассматриваем как патологическую и обозначаем ее “дистрессом”. В это время преобладают тревога, чувство безысходности, тоска, которым клинически соответствует картина невроза, психореактивных состояний, “депрессии истощения” и начало психогенного развития личности.

Ряд научных данных свидетельствует о том, что повторяющиеся воздействия стрессов могут привести к формированию физиологической выносливости устойчивости. Однако условия хронического стресса могут вызывать негативные состояния, включая истощение, заболевания и смерть.

Эмоциональный стресс значительно усиливается, если человек рассматривает его как непреодолимую преграду, а свои возможности для борьбы со стрессом явно недооценивает.

Если эмоциональный стресс характеризовать как психологическую “угрозу”, которая лишает человека возможности эффективно осуществлять свою деятельность, то между биологической эмоцией и эмоционально-стрессовой реакцией нет отличия. Острый эмоциональный стресс, т.е. немедленная психологическая реакция на конфликтную ситуацию, в своей основе имеет эмоциональное возбуждение, выступающее в качестве дезорганизатора адекватной деятельности, особенно тогда, когда содержание эмоции противоречит целям и задачам деятельности.

Психологическая специфика состояний напряженности зависит не только от внешних воздействий, но и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится, т.е. у каждого человека экстремальная ситуация будет оценена по-разному. Отсюда разные реакции на стрессы.

Анализ природы такого сложного и многомерного явления, как стресс,

показывает, что в нем одновременно есть признаки и реакции и процесса, и состояния. Дать общее определение стресса затруднительно. Во-первых, это понятие все более приобретает характер междисциплинарного, возрастает степень его обобщенности. Во-вторых, понятие “стресс” очень емкое, по уровню обобщенности оно стоит в одном ряду с такими понятиями, как адаптация, болезнь, здоровье. В-третьих, совокупность явлений, входящих в область определения данного понятия велика, она охватывает различные уровни организации человека – от биохимического до социального.

Итак, рассмотрев в динамике стрессовое состояние личности можно сформулировать следующее определение стресса.

Стресс – это эмоциональное психическое напряжение, влияющее на адаптацию и продуктивность выполняемой деятельности, на активность и отношение личности к себе, окружающим и социальной среде.

Механизмы психологической защиты

Механизмы психологической защиты, изученные Фрейдом и его дочерью Анной, весьма многообразны. Рассмотрим самые главные из них.

Чаще всего человек прибегает к такому защитному механизму, как “подавление”. Подавление состоит в вытеснении желания или конфликтной ситуации в область подсознательного, сохраняемого в виде подавленного влечения.

“Реактивное обучение” предполагает принятие человеком чувств и поступков, противоположных тем, что были вытеснены им, с целью еще более сильного их подавления.

“Отрицание и отвержение” выражаются в бессознательном отказе допустить существование определенных фактов.

Механизм психологической защиты “вытеснение” означает замену недостижимой цели другой целью, вполне достижимой.

“Сублимация” представляет собой разновидность вытеснения, приносящее человеку реальное удовлетворение.

“Проекция” состоит в неосознанном наделении других людей собственными мотивами, чертами и свойствами.

А психологический механизм защиты “рационализация” заключается в поиске удобных причин для оправдания невозможности совершить определенный поступок или, наоборот, в поиске убедительного обоснования неприемлемого поведения.

Человек использует механизмы психологической защиты, но они только на короткое время могут ослабить тревогу, порожденную конфликтом, выступая средством борьбы с тревогой, пока человек не найдет рационального способа разрешения данного конфликта.

Психологический механизм – это “система психологических явлений, предназначенная для преобразования и формирования активности, выраженной одним или несколькими мотивами, в требуемую активность, выраженную другими мотивами”. В общем виде под психологическим механизмом развития личности можно понимать систему психических и социальных предпосылок, условий, обеспечивающих направленность поведения человека. Всем психологическим механизмам присуща обобщенность, в них отражается взаимосвязь многих звеньев психической системы, обеспечивающей человеческую деятельность и поведение.

Таким образом, защитные механизмы стремятся избавить человека от рассогласованности побуждений, предохранить его от осознания нежелательных содержаний и устранить тревогу и напряженность. Психологические механизмы защиты достигают своей цели ценой уступок, самообмана или невроза личности. А психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности направлены на уменьшение напряженности человека через его сознание.

Анализ природы такого сложного и многомерного явления, как стресс, показывает, что в нем одновременно есть признаки и реакции, и процесса, и состояния.

Стресс – это эмоциональное психическое напряжение, влияющее на адаптацию продуктивность выполняемой деятельности, на активность и отношение личности к себе, окружающим и социальной среде.

Человек использует механизмы психологической защиты, но они только на короткое время могут ослабить тревогу, порожденную конфликтом, выступая средством борьбы с тревогой, пока человек не найдет рационального способа разрешения данного конфликта.

Под психологическим механизмом развития личности можно понимать систему психических и социальных предпосылок, условий, обеспечивающих направленность поведения человека. Всем психологическим механизмам присуща обобщенность, в них отражается взаимосвязь многих звеньев психической системы, обеспечивающей человеческую деятельность и поведение.